4148

Как технарю-интроверту сделать карьеру в международном IT: опыт Magenta Technology

Текст: Любовь Саранина Фото: Артем Голяков, архив компании

Международную IT-компанию Magenta Technology в конце 1990-х основала группа ученых из Самары и Лондона, одержимых идеей вывода на рынок новых оптимизационных алгоритмов. За это время айтишники взрастили из бывших студентов «наяновки» и «аэрокоса» акул разработки. Очередной виток развития открыл почти неограниченные возможности для ветеранов компании и новичков. На счету команды — сервисы, которыми пользуются лондонские такси с электрокарами и парком на 4500 машин и российские гиганты вроде ВТБ24 и РосИнкас. Сегодня одни инженеры после ценного опыта в «Мадженте» пробуют строить свои компании, например, Cloud Castle или Maxifier, другим удалась карьера в альма-матер, и теперь они руководят международными операциями с берега Волги. Мы узнали у ребят, как им удается превращать неопытный молодняк в гениев IT, переманивать звезд из «Рамблера», NetCracker и Hewlett-Packard, как устроена работа и отдых главного самарского офиса и как попасть в команду, где не торгуют твоим временем, как индусы, а ценят как специалиста и дают возможность влиять на будущее компании.

Долгожитель с лицом стартапа

Раньше мозг компании находился в Лондоне, но постепенно и британское, и американское отделения стали филиалами российского

Патриарх среди международных компаний в Самаре, «Маджента», как и все в городе, в 2000-е занималась заказными разработками. По такому принципу, например, работают местные филиалы мастодонтов типа Epam и NetСracker. Клиенты — из Европы, Штатов, Азии. Долгое время мозг находился в Лондоне, но постепенно и британское, и американское отделения стали скорее филиалами российского — последние годы именно у нас находится центр принятия решений. На ключевых позициях оказались местные ребята, части которых пришлось перебраться в Лондон на ПМЖ. Международные заказчики сохранились, но с конца 2012 года компания переориентировалась на создание собственных продуктов. Так появились Echo и Maxoptra.

Борец с демпингом «Убера»

Продукт сделан для тех, кто понимает, что с демпингом «Убера» нужно соревноваться не просто ценами, но и умным сервисом и технологиями

Продукт Echo  — это комплексные решения для такси-операторов. Разработка ориентирована на сектор корпоративных перевозок: они, в отличие от масс-маркета, способны конкурировать с Uber и Gett. Продукт востребован у тех, кто понимает, что с демпингом «Убера» нужно соревноваться не только ценами, но и технологиями. Американский монополист проповедует простую модель, согласно которой такси можно заказать здесь и сейчас, а по вызову примчится ближайший пустой водитель. С корпоративной клиентурой это не работает: таким заказчикам нужно знать, что машина точно будет у них через два часа, завтра утром, что отвезет в аэропорт сегодня вечером и точно встретит через неделю. Echo оптимизирует и строит расписание флота на несколько часов вперед. Алгоритмы должны учитывать интересы и водителя, и пассажира, и оператора. Это, отмечают в «Мадженте», другой уровень технологий, в отличие от Uber и прочих агрегаторов, выступающих просто посредниками между пассажиром и водителем. Помимо сложной системы управления таксопарком, у Echo есть и апп для водителей и пассажиров. Оно учитывает скидки организациям, выдает спеццены на поездки между офисами и в аэропорт. Шоферам тоже удобно: в конце недели можно посмотреть, сколько ты заработал. Десять лет назад первое поколение такси решений «Мадженты» стало «бомбой» на рынке британского такси и позволило первому заказчику захватить безусловное лидерство — расширить флот с 1800 машин до 4500 в одном только Лондоне. Сегодня Echo — флагман сектора электрокаров и машин без водителей.

Для электромобилей система адаптируется для учета заряда, которого хватает на 50-70 миль, и расположения станций подзарядки

В 2014 году «Маджента» запустила кампанию по продвижению продукта среди сервисов с малым флотом в 50-100 машин. Одними из первых откликнулись компании, работающие только с электромобилями Tesla, Nissan и Toyota. Система Echo адаптируется с учетом заряда батареи, которого хватает на 50-70 миль, и расположения станций зарядки. Сейчас сервис активно экспансируется в Британии, Штатах и континентальной Европе.

Планировщик для ритейла, банков, курьеров и инкассаторов

На ключевых позициях в «Мадженте» — местные ребята, часть которых перебралась в Лондон на ПМЖ

В отличие от Echo, второй продукт компании, сервис Maxoptra, уже вовсю используют в России. Он ориентирован на «последнее плечо» доставки, то есть, путь товара со склада до конечного потребителя, в магазины либо до дома. Система позволяет оптимизировать маршруты для производителей и оптовых дистрибьютеров, повысить уровень сервиса и снизить погрешность прогноза времени доставки и транспортные расходы. Наряду с десятками первых клиентов в Британии, Северной Америке, Европе и ОАЭ профит от «Максоптры» уже оценил и российский корпоративный сектор. В числе клиентов — банк ВТБ24, РОСИНКАСС, «Магнит», «Мираторг».

«Максоптра» позволяет предоставить более узкие  окна прибытия инженеров и избежать кучи вынужденных переездов и отмены заказов

Вторая версия продукта рассчитана на рынок сервисных компаний, которые зарабатывают на выездном обслуживании оборудования в коммерческих организациях, например, кондиционеров или банкоматов. «Максоптра» помогает им повысить производительность инженеров — главного и самого ценного ресурса. Команда, используя продукт, может предоставить более узкие окна прибытия инженеров и избежать кучи вынужденных переездов, простоев, переноса и отмены заказов. В итоге сервисмены могут сказать, в котором часу ждать мастера, и прибыть точно в назначенное время, а не заставлять людей выжидать целые сутки, как это обычно бывает.

Из Самары в Лондон

Первая команда формировалась под главную цель — показать применимость в бизнесе российских научных наработок. Уже тогда «Маджента» стала безальтернативным местом работы для сильных специалистов в Самаре: стафф-костяк образовали звездные выпускники академии Наяновой того времени и шестого факультета «аэрокоса».

Вячеслав Андреев

Вячеслав Андреев

технический директор, в компании с 2000 года

Я пришел в Magenta в 2000 году, учился тогда на 4 курсе СГАУ. Начинал как младший программист, потом дорос до старшего, следом — до руководителя проекта. Рубиконом стал 2007 год, когда мы делали логистический проект для известной британской компании по аренде машин. Успешно сдав его в 2009, я стал руководителем направления по такси, а в 2011 перебрался в лондонский офис. Сейчас я технический директор, но начинал с самого низа — долго работал „руками“, программировал вместе с ребятами, учил. Вместе со мной в британском офисе достаточно тех, кто приехал из России.

 

Также самарских ребят мы активно отправляем в двухнедельные командировки — понимаем, что работать в отрыве от бизнеса очень сложно, нужно своими глазами видеть проблемы, которые возникают. Это очень важно для обучения. Наш бизнес требует большего, чем просто программистов, протирающих штаны в офисе и тупо следующих техзаданию. Сегодня наши инженеры на равных спорят с менеджерами „Гугла“, сервисы которого мы адаптируем к работе в составе наших продуктов.

Долгое время компания росла изнутри, опираясь на собственные ресурсы. Новый этап развития потребовал знаний и опыта, недоступных внутри самой «Мадженты» или других самарских команд. Для вывода бизнеса на новый уровень пришлось привлекать спецов из столиц, например, директора по разработкам «Рамблера», IT- директора Alcoa, программного директора крупнейшего российского аутсорсера Luxoft.

Одним из последних ценных перехватов руководители «Мадженты» называют приглашение Анастасии Печкуровой, нынешнего продакт-менеджера Echo. Настя пришла в компанию всего полгода назад, перед этим 3,5 года проработав вице-президентом в одной из крутейших гейм-компаний России —MyPlayCity. Также за ее плечами ключевые позиции в Parcsis и питерской Dnevnik.ru. По словам нового менеджера «Мадженты», в определенный момент она поняла, что зарабатывать деньги и создавать игры для гиков — это здорово, но куда круче — делать востребованный B2B продукт, помогающий клиенту строить свой бизнес. С выбором проблем не было. На столе были офферы из Москвы, Питера, Европы. «Случайно, через знакомых, я узнала, что ребята в Самаре ищут продакт-менеджера для Echo. Напрямую поговорила с Антоном Дмитриевым, пришла на встречу, поняла, что руководители — крутые и адекватные, болеют за компанию, а сам продукт — мегаинтересный. После этого я отмела все остальные предложения» — рассказывает Печкурова.

Артем Бобровский

Артем Бобровский

Implementation Director Maxoptra, в компании с 2008 года

В конце нулевых „Маджента“ в Тольятти только стартовала. В 2007-м она набирала штат в связи с открытием офиса. Мой институтский приятель пригласил меня, и после нескольких собеседований я основался здесь в качестве программиста. Потом был техлидом, проджект-менеджером. Затем и вовсе переместился в продажи и бизнес-анализ. С 2012 года полностью занимаюсь продуктом Maxoptra: руковожу отделом внедрения, работаю с клиентами в Америке.

Игорь Степин

Игорь Степин

Архитектор Maxoptra, в компании с 2015 года

До «Мадженты» я работал в небольшом международном проекте: мы создавали продукт для публикации журналов и газет в электронном виде, нас было всего человек десять. „Маджента“ в то время начала активно развивать продукты, и ей нужен был опытный архитектор с бэкграундом в продуктовой разработке для усиления „Максоптры“. Так мы познакомились с Антоном Дмитриевым. Я начал обычным программистом.

 

Наша компания для Самары — очень крупная. Здесь на один проект приходится 30 разработчиков — это совершенно другой масштаб, а значит, можно эффективнее себя реализовать как профессионала. К моменту моего прихода сервис разрабатывался больше пяти лет. К тому времени пришло понимание, что нужно обновить технологии, а для этого нужен соответствующий специалист. Моя роль — улучшение производства: чтобы мы быстрее разрабатывали, совершали меньше ошибок и при этом оперативнее доставляли продукт потребителю.

Поиск молодых мозгов

Самарских ребят регулярно отправляют в двухнедельные командировки в Лондон

Сейчас в штате компании больше 150 человек. Новый челлендж — поставить продуктовый бизнес на поток — вновь требует привлечения молодых талантов на ключевые позиции, менеджерские и технические. Вакансий в «Мадженте» достаточно. При этом, как и прежде, потенциальных новичков стараются брать из местных — в приоритете рекрутеров выпускники самарских вузов. Старшекурсников и вчерашних студентов обещают натаскать и передать им весь накопленный бэкграунд.

Мы ищем «своих» — человека неуживчивого, эгоиста не возьмем, даже если он суперпрогер

В среднем в компанию приходит 1-2 молодых специалиста в квартал. Здесь давно выстроена система обучения новичков. Продуктовый формат бизнеса имеет свою специфику: нет поголовного набора студентов, нужны только те, кто разделяет корпоративные ценности и имеет желание и потенциал в короткие сроки вырасти в сильного программиста или тестировщика.

Все новички сразу попадают под опеку менторов, которые делают код ревью, дают обратную связь. Обучение юниоров в Maxoptra ведется под присмотром Игоря Степина. По его словам, после нескольких месяцев интенсива вчерашние студенты поднимаются до «регуляра» и дальше растут до «сеньора» в рамках своей проектной команды или переключаются на другие проекты. Масштабы компании позволяют расти внутри продуктов и переходить между ними. «Если человек решит, что хочет двигаться не по технической лестнице, он может стать менеджером или уйти в бизнес-девелопмент. Из России компания управляет международными продажами, строит партнерскую сеть в новых для нас странах Латинской Америки и Африки, занимается продуктовым маркетингом. Специалист, принявший нашу культуру, сможет справиться с любыми задачами» — уверяет Игорь.

Антон Дмитриев

Антон Дмитриев

CEO Magenta Technology, в компании с 2008 года

Сегодня у нас новые цели по развитию бизнеса — соответственно, новые требования к команде. У нас всегда была очень высокая планка „по мозгам“ и амбициям, но мы берем и вкладываемся в ребят только с правильным культурным кодом. Человека неуживчивого, с неадекватным эго не возьмем, даже если он суперпрогер. Мы не индийский бодишоп или его российская версия, которые торгуют программистами по часовой ставке. Там действительно часто важно любым способом „заткнуть дырку“ в проданной заказчику проектной команде, чтобы не потерять деньги. Мы же строим продуктовую компанию, а поэтому, если берем человека, рассматриваем его „вдолгую“, а не для решения сиюминутных задач.

Профиты спального района и IT-корпоративы

Офис «Мадженты» — это не только пять метров над уровнем пола, но и целый набор развлекух, способных иногда отвлечь от рутины

Офис тоже выбрали не как у всех — на Барбошиной поляне. Прежний штаб на Осипенко — пентхаус свидом на Волгу — по словам Антона Дмитриева, может, и звучал престижнее, но типичные проблемы с пробками и парковкой и типовые низкие потолки офисных центров однажды всех просто достали. Сейчас «Маджента» базируется в ТЦ «Май» на Ново-Садовой. Здесь не только пять метров над уровнем пола, но и целый набор развлекух, способных иногда отвлечь от рутины. На работу многие приезжают на велосипедах, которые можно хранить прямо в офисе и не париться, если на улице дождь. Сейчас по запросу сотрудников ведется перепланировка, чтобы выделить место и смонтировать душевые. Впрочем, отсутствие велика — не проблема. Офис компании расположен в противоход основному движению транспорта. По заверениям Степина, каждый день утром и вечером он ездит в полупустых трамваях и вместо того, чтобы толкаться локтями с бабульками, читает книжку или слушает музыку.

При наличии опытных менеджеров здешний народ достаточно молодой. Компания делает все, чтобы у команды была возможность комфортно проводить время вместе. Например, в «Мадженте» регулярно устраиваются пицца-дэи, на которых программисты за едой рассказывают о своих достижениях. Также с недавнего времени раз в месяц в офисе проходит Java-клуб, где свои доклады представляют сотрудники и гости. Сюда часто приглашают гуру в смежных областях, чтобы расширить горизонты.

Анастасия Печкурова

Анастасия Печкурова

Продакт-менеджер Echo, в компании с 2015 года

 

Я, конечно, выбираю команду по адекватности руководителя и амбициозности задач, но в плане офиса у нас тоже порядок: есть, к примеру, теннисный стол, тренажеры и боксёрские перчатки — уж если кто-то накосячил, всегда можно отыграться. Устали, зациклились? Играйте в теннис. Мой фаворит — массажное кресло. Садишься в него, и в этот момент тебя ничего не волнует. В конце концов, поляна Фрунзе, вид на Волгу — этого мало?

 

Я люблю постоянно учиться, а делать это лучше в сильных командах. Мне нравится, что к каждому новому члену коллектива прислушиваются, чтобы понять, что хорошего принесла наша свежая кровь. При этом нужно понимать, что за инициативу придется нести ответственность. Если ты пытаешься протащить какую-то идею, возможно, тебя двести раз спросят, точно ли ты этого хочешь. Это позволяет обезопасить всех от неожиданных нововведений и людей, которые хотят поменять все с нуля, — так нельзя делать в работающем продукте с командой, которая очень ценит этот продукт и друг друга.

 

Многие, конечно, стремятся уехать сразу после универа в города больше. Я несколько лет проработала в Питере и могу сказать, что с точки зрения простой математики юниоры — специалисты с годом работы — получают везде примерно одинаково. Поэтому начинать карьеру в айти-сфере, если повезло родиться в Самаре, нужно здесь. А потом у нас достаточно пространства для дальнейшей реализации на более высоких уровнях. В конце концов, я тут далеко не одна такая, которая вернулась из Питера или Москвы ради возможностей, которые есть в «Мадженте».

 

Ул. Ново-Садовая 349а. Все вакансии IT Magenta по ссылке. Присылать резюме можно на hr@magenta-technology.ru

 

Подпишитесь на наш канал Telegram и получайте важные материалы в личку

Комментарии:

  • Artem Voronin

    «Самарских ребят регулярно отправляют в двухнедельные командировки в Лондон»
    Хех … меня за почти 4 года работы отправили примерно 0 раз, похожая ситуация была у большинства коллег из отдела (исключением были 4 человека из примерно 20). Может не надо так, мягко говоря, преувеличивать.

  • Анна

    Да уж: пизд—ть — не мешки ворочать) уж не знаю, журналисты ли вашего сайта такие идеалисты, или маджента на самом деле так неадекватно себя оценивает.. С пентахуса на Осипенко съехали ибо денег не было такой дорогой офис содержать — а пустые трамваи и вид на Волгу — россказни для дурачков..
    В командировки отправляют 1 из 50 человек, и то если повезет.
    А бывший директор Скобелев был помешан на мультиагентных технологиях, оттого компания и потеряла несколько крупных клиентов, включая компанию такси, продукт для которой стал «бомбой». В общем, все как и 10 лет назад — много бла-бла, а на деле тянучка, скукотища, и нищенская зарплата.
    А продукт менеджер Анастасия в интервью клауд касл совсем неадекват несет — «В первую очередь нужно заставить себя перестать слушаться клиента и работать по его задачам, не решая его настоящие проблемы» . Поэтому, вероятно, у мадженты клиентов не так много, как они тут рассказывают. А вообще, аккуратней в высказываниях надо быть…

  • Stanislav Versilov

    По-моему логично, что рекламная статья рассказывает в первую очередь о достоинствах.

    Что на работе приходится работать, и вряд ли всех и каждого сразу сажают в отдельный кабинет с последующей немедленной отправкой в Лондон — тоже можно догадаться:)

  • Stanislav Versilov

    Насчёт переезда согласен — какая-то выдуманная причина в статье приведена, первый раз слышу. Насколько я помню, переезжали из-за того, что в старом офисе перестали помещаться, даже заняв 2 этажа полностью.

    По поводу остальных замечаний — в статье описаны достоинства, вы упомянули недостатки. Истина где-то посередине:)
    Радует, что со временем достоинств становится больше, а недостатков меньше!

  • Artem Voronin

    Ой, не заметил тега «реклама», по своей наивности решил что тут статья претендующая на объективность.