108

Куратор, художник концепт-арта и архитектурный фотограф: где учиться редким профессиям

Технологии развиваются все быстрее, формируя большой cпрос на совершенно новые профессии. Но мест, где этим профессиям можно обучиться, по-прежнему довольно мало. «Городской конструктор» выбрал пять интенсивных курсов из летней программы Института «Стрелка», на которых за короткий срок можно получить пять новых востребованных навыков.

 

 

Стать куратором и научиться проводить выставки

Последнее столетие выставки играют огромную роль в развитии культуры, при этом дизайн выставки зачастую становится важнее самих экспонатов, а концепция куратора затмевает работу художника. От работы куратора напрямую зависит успех экспозиции.

 

Вот, что рассказывает об этой профессии куратор галереи La Box Екатерина Щербакова: «Появление куратора в искусстве принято связывать с фигурой Харальда Зеемана. В 1969 году он представил групповой проект „Когда отношения становятся формой“ в Кунстхалле Берн (Kunsthalle Bern — художественная галерея, открытая в швейцарском Берне в 1918 году). Эта выставка, ориентированная на создание процесса, а не показ завершенного произведения искусства, стала последней для Зеемана в качестве директора Кунстхалле: огромное количество критики со стороны муниципалитета, горожан и художественного сообщества заставили его заняться созданием выставок независимо.

 

Некоторые теоретики склонны считать, что профессия куратора близка к практикам театрального режиссера. Условно говоря, куратор разворачивает задуманную им драматургию в пространстве посредством отдельных художественных произведений. В отдельных (но, скорее, редких) случаях куратор предстает в качестве сосоздателя произведения или выставки».

 

Участники интенсивного курса «Эксгибиционизм. Как сделать выставку от идеи до реализации» узнают о том, как можно стать куратором и пройдут все этапы организации современной выставки: придумают концепцию, выберут язык и формат, разработают дизайн. В результате они создадут макеты выставок, которые оценят известные архитекторы и кураторы.

 

 

Научиться создавать концепт-арт для кино, игр и телевидения

Концепт-арт — это наброски или макеты, которые служат основой для создания персонажей или целого мира в компьютерных играх и фильмах. Он позволяет визуально передать идею на самых первых этапах работы над проектом и, благодаря этому, избежать ошибок на уровне концепции. Мир планеты Пандора из «Аватара», космические корабли и инопланетные расы из «Звездных воин», «Титаник» из одноименного фильма — все это было бы невозможно создать без концепт-арта.

 

На «Стрелке» пройдет трехдневный интенсив по концепт-арту Джамы Джурабаева, одного из главных художников лондонской студии Framestore. Джурабаев работал над визуальными эффектами в крупномасштабных проектах, среди которых «Стражи Галактики», «Терминатор: Генезис», «Люди Икс: Дни минувшего будущего», «Питер Пэн» и «Мстители: Эра Альтрона». Он расскажет о новых тенденциях в индустрии и продемонстрирует работу со связкой Photoshop, 3D Coat и Keyshot.

 

 

Работать в жанре архитектурной фотографии

Самый первый снимок, сохранившийся до наших дней, был сделан французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом в 1822 году. Он назывался «Вид из окна» и, по сути, представлял собой первую в истории архитектурную фотографию. Именно он дал начало развитию целого направления в фотоискусстве, которое со временем превратилось в самостоятельный жанр.

 

Ведущий архитектурный фотограф страны Юрий Пальмин, сотрудничающий с популярными и профессиональными изданиями, среди которых Vogue, AD Magazine, World Architecture и Domus проведет трехдневный мастер-класс для профессиональных фотографов. Он расскажет о методах и технике архитектурной фотографии, даст рецензию на студенческие портфолио, проведет выездную съемку и научит обрабатывать и готовить материал к публикации.

 

Создавать эффективную информационную модель здания

 

Проект здания — это комплекс, который состоит из конструкторских, технологических, архитектурных и экономических данных. Если работать с ними по отдельности, итоговая модель здания может не отражать всю информацию и взаимозависимость данных.

 

Информационная модель здания (BIM) позволяет тестировать разрозненные данные по ходу работы, генерировать трехмерное изображение объекта и объемную картинку для расчетов и собирать всю информацию в единую модель, с которой работают все специалисты, занятые в проекте — от архитектора до сметчика. Если проектировщик добавил или поменял что-либо (будь то цена материала или длительность работ), об этом сразу узнают все участники проекта и смогут внести свои коррективы. BIM пригодится и при ремонте здания — к примеру, в нем можно указать срок годности определенных деталей.

 

Эрнстжан Корнелис и Каро Юнг из голландского архитектурного бюро Atelier Pro и Радко Радонов и Бора Ковачевич из проектной компании «Аруп» проведут на «Стрелке» воркшоп по созданию BIM. На трехдневном интенсиве эксперты научат превращать скетчи в информационную модель здания, делать визуализации в Revit, работать с 3Д-принтером и реализовывать проект по конкретному брифу.

 

 

Изучать ресурсы с точки зрения культуры

 

Природные ресурсы всегда были не только источниками богатства — они определяли географию империй, культурные стили и политические символы. От средневековой Европы до американского Юга и, наконец, до постсоветской России, зависимость от природных ресурсов определяла не только экономические возможности и особенности человеческого капитала, но и политику.

 

Изучение ресурсов с точки зрения культуры — новое и актуальное направление естественной истории. На семинаре доктора философии Александра Эткинда слушатели изучат историю взаимного влияния природных ресурсов и культурных форм, научаться анализировать проблемы ресурсных стран и применять эти навыки современной экономике и политике.

 

 

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка».

Фотографии: Thinkstock, looking4poetry, jama jurabaev, Иван Гущин, Yuri Palmin.