2681

Жизнь по аджайлу: как работает самарский офис REG.RU

Текст: Антон Радучев Фото: Артем Голяков

Биография REG.RU — это история айти-компании, начавшей свое восхождение в нулевые, с «головой» в Москве, филиалами в СНГ, но главное — с офисом разработки и техподдержки в Самаре. При этом рассказ о ней переполнен приставками «первые в России»: в 2006 году они первыми предложили регистрировать домены через сайт, а не по факсу (!), в 2009 взялись за раскрутку доменной зоны .РФ и стали лидерами рынка регистрации веб-имен. Сейчас компания в числе первых (по крайней мере, из самарских айтишников) начинает жить по аджайлу — новой религии, созданной программистами для быстрой и гибкой разработки продуктов.

Сходили в самарские апартаменты REG.RU и узнали, почему работа в скрам-команде упрощает жизнь и компании, и заказчику; зачем здесь всем коллективом варят кашу и растягиваются по цигуну; как местная дрим-тим влияла на весь Рунет и кого она готова посвятить в свою философию сегодня.

КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ?

Изначально за компанией стоят три человека — генеральный директор Алексей Королюк, сегодняшний технический директор Валерий Студенников, а также интернет-эксперт и журналист Филипп Гросс. Тандем образовался 11 лет назад. Тогда Королюк руководил дизайн-студией, а Студенников работал разработчиком в другом регистраторе веб-адресов — это был один из пары гигантов местного рынка, положение которых казалось незыблемым, а качество услуг, по словам Валерия, — откровенно плохим. Вместе с Королюком они решили создать сервис со сверхзадачей «преобразить рынок» — так весной 2006 года появилась REG.RU. Королюк изначально стал налаживать бизнес в столице, а Студенников взял на себя техническую часть в Самаре.

Валерий Студенников

Технический директор

Тогда рынок регистрации доменов был закрытой тусовкой, где люди не прикладывая больших усилий, получали сверхприбыль. Отсутствие конкуренции порождало плохой сервис, сайты с дизайном низкого качества и неудобным личным кабинетом, высокие цены. В этот момент появились мы и постепенно начали все менять: улучшать сайты и поддержку, внедрять новые услуги, предлагать домены для партнеров по ценам в четыре раза ниже рыночных.

Помимо грамотного демпинга и апдейта дизайна, команда предложила главное — регистрацию доменов через сайт. До этого адреса оформлялись по факсу и об автоматизации не было и речи.

Еще одним эпохальным событием в жизни компании и всего Рунета стала регистрация национальной доменной зоны .РФ: в 2009 году Королюк первым договорился об аккредитации в ней. Остальные не спешили и были скептически настроены к перспективе писать названия сайтов на русском языке. REG.RU первыми подхватили тренд на патриотичный нейминг и запустили сильную пиар-компанию.

Интерес пользователей оказался таким высоким, что в 2010 году в день запуска открытой регистрации в .РФ, они едва не положили телефонию компании: на нее пришлось 30% всех запросов на регистрацию в стране. Точку в истории о завоевании трона Рунета поставил 2013 год — тогда компания стала лидером по количеству доменов, которые ежедневно регистрируются в России.

При этом компания продолжила грамотное продвижение: так, REG.RU первыми на рынке стали дарить премиум-домены в новых зонах, в том числе кириллические. Например, в качестве промо они презентовали крупным телекомпаниям адреса «ТНТ.ОНЛАЙН» и «МАТЧ.TV».

REG.RU сегодня — по факту самый крупный регистратор и хостинг-провайдер в России. Если говорить в цифрах, то это 3 миллиона адресов на обслуживании, 1,5 миллиона клиентов, 800 доменных зон. Помимо флагманских сервисов, компания предоставляет более ста других услуг, включая выдачу SSL-сертификатов для защиты данных и конструирование сайтов.

Собственные офисы компании расположены в Москве, Кишиневе, Самаре, а представительства — в более чем 30 городах России и СНГ. Офис в Самаре самый большой — здесь работают около 120 человек, костяк штата при этом составили техподдержка, разработчики и HR-отдел.

КТО И КАК ЭТО ДЕЛАЕТ?

В 2006 году REG.RU создавалась «от противного»: по словам Валерия Студенникова, при увольнении из компании-конкурента он разработал список из сорока пунктов «Как не надо работать», ключевым из которых стало «отсутствие динамики», — новый игрок, напротив, должен был демонстрировать скорость во всем. Так, например, проблемы с каждым постоянным клиентом решались максимально оперативно: обращения тут же отрабатывали без справок и бюрократии — по телефону или в аське. Еще один важный пункт касался корпоративной культуры и отношений в коллективе: кучу сил бросили на то, чтобы перед компом можно было если и не сидеть в пижаме, то хотя бы чувствовать себя максимально комфортно.

Две цели сошлись в одну в 2017 году, когда в REG.RU одними из первых в Самаре начали жить по аджайлу. Новая философия предполагает, что над каждым продуктом работает команда профессионалов из разных направлений. В так называемую скрам-команду берут дизайнера, разработчика, тестировщика, продакт-оунера, которые работают над поставленной задачей — и только над ней. Ежедневно они отчитываются друг перед другом о текущих делах и расписывают будущие, а каждые две недели — представляют уже имеющийся результат заказчику. Руководителя, который ставит перед командой жесткие сроки, у такой ячейки условно нет, но есть скрам-мастер — человек, который координирует процесс. При этом в одной связке могут оказаться как местные ребята, так и сотрудники филиалов из других городов: по заверениям, все они легко достигают эффекта «работы в команде».

Алена Ларина

Скрам-мастер

Плюс аджайла в том, что изменить продукт можно прямо по ходу работы. Так сокращается вероятность того, что мы сделаем лишние шаги. Сейчас мы каждые две недели показываем внутренним заказчикам, что мы сделали, и они видят, в каком состоянии задача, помогают расставить приоритеты с точки зрения клиентского опыта. Кроме того, ранее у нас был «водопадный» подход: сначала над продуктом работал один отдел, потом задача передавалась в другой. Часто люди друг друга блокировали, появлялся «эффект узкого горлышка»: задача висела в воздухе из-за того, что какой-то отдел был занят. Сейчас в каждой скрам-команде есть представители всех нужных нам отделов.

Скрам-команда существует почти изолированно — на третьем этаже из трех. На двух других расположены многочисленные кабинеты, переговорки, а также комнаты отдыха и кухни. Все это — прямо напротив Загородного парка на Ново-Садовой.

Рабочие зоны, по заверениям, красят и обставляют по желанию сотрудников: перед очередным ремонтом с каждого собирают идеи отделки кабинета. Один из опен-спейсов разбавила оранжерея, другой — корпоративная библиотека. На полках видим профильную литературу типа «Пиши и сокращай», «Клиенты на всю жизнь» или «Доставляя счастье» о знаменитой компании Zappos.

На кухне тоже демократия: по запросу штата здесь выставили соковыжималки, мультиварки, безлимитные йогурты, фрукты и сухофрукты, а летом — арбузы и дыни. И таких филиалов гастро-рая в офисе целых три, так что толкаться в обед в очереди у кулера не придется. Также для чилла есть мягкая зона с икс-боксом, тренажером и турником.

Зож здесь вообще в почете. Ориентир, разумеется, спускают сверху: к общим зарядкам и пробежкам коллектив пытается приучить Валерий Студенников. Он же как самый активный велосипедист организовал на территории две велопарковки. Стоянка для машин тоже есть. Близость к парку — еще один плюс к совместному досугу: лето в REG.RU провожали шашлыком, глинтвейном и песнями под гитару на берегу Волги.

Впрочем, как уверяет руководитель HR-отдела Екатерина Богомолова, быть участником зож-секты и придерживаться тимбилдинга никто не заставляет: хочешь — приходишь к 8-30, варишь со всеми кашу по четвергам и делаешь гимнастику цигун, не хочешь — спишь подольше и охраняешь статус интроверта.

КТО НУЖЕН?

По словам Екатерины, текучка здесь — почти невероятное явление. Возникает она разве что из-за повышения сотрудников и кросс-переходов между отделами. Так освобождаются места для новичков. Пример роста и долголетия внутри компании — руководитель клиентских служб Игорь Феоктистов, который работает тут с августа 2007 года.

Игорь Феоктистов

Руководитель клиентских служб

Тогда и речи не было о разделении на отделы. Я стал вторым специалистом технической поддержки во всей компании, а до этого Валерий совершенно один работал в длинном кабинете с кучей пустых столов с компьютерами. Одинокий Валера в самом углу — это и был REG.RU в Самаре. Потом мы переехали в другой офис — он состоял уже из четырех человек и находился в небольшой каморке на Ташкентской. Позже выделились отделы по доменам и хостингу, менеджеры по работе с клиентами, которым вскоре потребовался общий руководитель.

Сегодня в компании действует компенсация повышения квалификации, предусмотрены профильные конференции. К примеру, сотрудник из отдела поддержки может пройти полугодовой онлайн-курс по программированию и по итогу переехать в кресло разработчика, в том числе — стать членом одной из скрам-команд — так здесь в том числе решили проблему профессионального выгорания.

Студентов и ребят без большого опыта берут в техподдержку, далее можно расти до других позиций внутри компании: главное — просто быть крутым в своей области и доказать это. Совмещать с очкой, может, и не получится, но работать по удаленке, разумеется, можно.

Сейчас компания активно ищет разработчиков, пишущих на Python и Perl, а также Frontend-разработчиков и UX-дизайнеров. Стать частью гигантской команды реально: достаточно отправить резюме на почту resume@reg.ru.