6903

Свободная касса: 3 истории работников фастфуда

Текст: Кристина Сепьева Фото: Артем Тулин

Фразу «не сдадите сессию — пойдете работать в фастфуд» рано или поздно слышит от препода каждый студент. Но так ли это плохо — собирать бургеры и готовить картошку фри? «Большая Деревня» нашла тех, кто регулярно стоит за кассой «Бургер Кинга», «Макдоналдса» и KFC, и выяснила, почему они гордятся своей работой, как справляются с постоянным стрессом и хамством посетителей, чего стоит «улыбаться и махать» 24/7 и какие из мифов о фастфуде — не мифы.

Денис Шчепанович, 19 лет

Работает в Burger King

В 2017 году я только приехал в Самару из Тольятти и поступил в Поволжский государственный колледж на юридический факультет. Затем познакомился с девушкой и она рассказала мне о плюсах трудоустройства в сети ресторанов быстрого питания — что там реально работать параллельно с учебой, не пропуская пары и не заваливая сессии. Так я попал в «Бургер кинг», хотя мог устроиться и в любую другую сеть. Работаю здесь с конца ноября прошлого года.

В свой первый рабочий день я абсолютно не волновался: тренером мне поставили мою знакомую, а до этого была презентация компании, где все подробно рассказали о работе, и стажировка. Конечно было немного не по себе, но я не косячил.

Мой стандартный рабочий день выглядит так: я прихожу после учебы на смену, узнаю у менеджера, где буду работать. Иногда стою на кассе весь день, иногда все время провожу в «сборке», а иногда делаю и то, и то. Это зависит от наплыва гостей и количества сотрудников на смене.

Любая деятельность достойна уважения.
Вот если ты вообще не работаешь — да, начинай комплексовать

Конечно, в выходные работы больше, но в случае необходимости я всегда могу отлучиться: выпить таблетку или позвонить, — у нас хорошие и понимающие менеджеры. Конечно, наглеть не стоит: больше десяти минут я себе никогда не выделяю.

Обычно я работаю по 5-6 часов и не каждый день, потому что в приоритете учеба. В среднем за месяц выходит около 12 тысяч рублей. На полной ставке люди, конечно, получают больше.

Я ничуть не стыжусь своего места работы. Считаю, что любая деятельность достойна уважения. Вот если ты вообще не работаешь — да, начинай комплексовать. Я ощущаю финансовую независимость, и это здорово. Тут хорошие возможности для карьерного роста — от члена бригады ресторана до территориального управляющего и директора отдела сети. Мне, конечно, хотелось бы «повыситься» — зарплата стала бы больше, круг общения шире, — но сейчас на первом плане учеба. И я не ставлю себе задачу достичь высот именно здесь.

Так как я сам из Тольятти, и в Самаре живу недолго, знакомых у кассы встречаю нечасто. Одногруппники приходят иногда — просят скидку пробить. Я приглашаю их всех, чтобы попробовать что-то новое, вкусное, рассказываю о наших акциях, ведь если они будут приходить чаще, мне будет веселее.

Самое тяжелое в моей работе — каждый день общаться с большим потоком гостей. Люди очень часто хамят. Вот например подошла женщина наливать лимонад (в «Бургер Кинг» гости сами наливают себе напитки — прим. ред.), и спрашивает: «Откуда вы берете воду для напитков — из туалета что ли?». На самом деле воду мы очищаем через три фильтра, она проходит строгие проверки, мы сами ее пьем. Поэтому такие реплики очень обидно слышать. Или однажды — сразу после первичного обучения — я попросил посетителя повторить заказ. На это он спросил: «Ты что, только пришел сюда?». Я кивнул, а он демонстративно развернулся и ушел.

Силы мне дает коллектив, доброжелательное отношение коллег. Например, у нас есть менеджер, готовый помочь в любой непонятной ситуации: ты чувствуешь, что все, устал, не выдерживаешь, а он берет тебя, и вы идете на перерыв — можете выпить кофе вместе, передохнуть, поговорить. Это очень поднимает настроение, снова появляются силы и желание работать. В «Бургер Кинге» я научился дисциплине и работе в команде: не опаздывать, в любой момент прийти на выручку, по звонку заменить тех, кто не вышел в смену.

Такова политика ресторана: будь вежлив
и в любой непонятной ситуации улыбайся

Конечно, я периодически слышу всякие сплетни о моей работе — например, насчет свежести продуктов или некачественной вторичной воды. Раньше я и сам думал что-то в таком ключе, но проработав здесь, понял, что это не больше, чем пустые разговоры. У нас повсюду стоят камеры, которые следят за всеми процессами, записи хранятся до полугода, их можно пересматривать. Взять и унести что-то домой — нереально. Мифы о просрочке — тоже бред. У нас очень часто случаются внеплановые проверки — «глобал» на профессиональном языке. Проверяют всё — все продукты, нашу работу и квалификацию, то, как мы общаемся с гостями. И я даже представить не могу, чтобы у нас были какие-то нарушения, ведь нагрянь к нам тот же Роспотребнадзор, одним штрафом мы не отделаемся — это же вплоть до закрытия ресторана.

Мы сами здесь обедаем — правда, поскольку у меня сахарный диабет, сам я ем тут нечасто. Больше всего в меню «Бургер кинга» люблю кофе, он невероятно вкусный, и десерт — мороженое «Твикс». Всем знакомым его рекомендую.

Единственное, что не миф — это лицо работника: ты всегда должен быть приветливым. Такова политика ресторана: будь вежлив и в любой непонятной ситуации улыбайся. А для решения конфликтов есть менеджеры.

На данный момент меня все здесь устраивает, я не собираюсь уходить. Пока учусь, буду работать тут, а когда получу образование, хочу работать по профессии. Кто знает, может, я даже здесь буду работать, но уже как юрист.

Юлия Сапункова, 18 лет

Работает в «Макдоналдс»

Сейчас я учусь в Самарском университете на первом курсе специальности «Государственное управление». Помимо этого, я занимаюсь волонтерством, общественной деятельностью, а по воскресеньям хожу на занятия модельной школы. Работать в «Макдоналдс» я пришла в конце июля. Давно искала работу: пробовала себя в колл-центрах, устраивалась официанткой, потом по случаю заполнила анкету в «Маке». Если честно, я не думала что мне перезвонят, — но вот я тут и всем довольна.

Работа для меня — это самореализация и независимость, мне это важно. Ну и конечно, для меня был очень важен гибкий график — чтобы совмещать с учебой.

Я раньше шутила, что если не сдам экзамены, пойду работать в фастфуд

Мой рабочий день всегда строится по-разному. Сначала ты приходишь и «пробиваешься» на смену — для этого у каждого сотрудника есть карточка с номером. Моешь руки — и тут же расписываешься за «руки», за безопасность пищи. Идешь к менеджеру — узнаешь свою позицию. Брать ли кассу, или ты на прилавке, собираешь ли заказы сегодня или идешь в зал. Изначально меня обучили работать в зале, затем на прилавке, на кассе — и так далее по каждой станции. Когда народу мало, ты можешь одновременно стоять на кассе и заниматься сборкой, а если поток заказов большой, всю смену проводишь только на одной позиции — на напитках или на картошке, например.

Честно говоря, я раньше шутила, что если не сдам экзамены, пойду работать в фастфуд. Но я говорила это с долей юмора, как и многие. Сейчас я, конечно, не думаю, что это что-то постыдное, и могу сказать людям, которые стесняются своего места работы, что мнение окружающих не должно иметь для них никакого смысла. Пока ты зарабатываешь деньги, они сидят дома, тратят родительские деньги и ничего не добиваются. Важны ли слова таких личностей? Для меня нет. Любая работа достойна, если она адекватна и в рамках приличия. Это опыт, который тебе пригодится, вот и все.

Люди всегда хотят есть, и если бы не мы — ничего бы не было.

Час моей работы стоит 138 рублей. Ночная смена дороже. Так что, хочешь больше получать — больше работай и обучайся дальше.

Почему-то считается, что приносить людям пищу и убирать за ними — это самая низкая работа. Но люди всегда хотят есть, и если бы не мы — ничего бы не было. Я горжусь тем, что делаю. Очень часто встречаю своих знакомых. Общаюсь с ними, как всегда. Конечно, на рабочем месте не очень-то поболтаешь, но я не прячусь и ничего не скрываю от них.

В нашей работе самое трудное — морально выдержать бешеный ритм. Нужна четкость, быстрота и внимательность. Новички часто теряются — им трудно успеть. Еще важно общение: гость всегда на первом месте. Иногда люди задают глупые вопросы, на которые не знаешь, как реагировать. Например «почему у вас не работает Wi-Fi?», «почему у вас слишком холодно или слишком жарко?». Часто спрашивают про музыку, которая играет в зале: она либо очень нравится и посетители допытываются «что это за песня?», либо наоборот, и тогда «что за нудятина у вас тут играет?»

Слухов о «Макдоналдсе» полно. Все думают, что мы постоянно тут едим и берем все домой в неограниченных количествах. Это не так: есть стандартная сумма на обед, хочешь что-то дополнительно — покупай, хочешь взять домой — покупай. Еще слышала, что в «Маке» используют просроченное мясо. Но нет, у нас строгий регламент — даже картошка стоит не дольше пяти минут, а потом списывается, как и все невостребованные заказы.

Первое время я, конечно, ела здесь постоянно, но каждый день питаться в «Макдональдсе» может позволить себе только человек с идеальной фигурой и прекрасным метаболизмом. Больше всего я люблю здесь кофе — капучино, латте — просто безумно. Свое утро я начинаю именно с него. Еще мне нравится вся линейка десертов и линия «Гурме».

Работа в общепите научила меня трудиться в большом коллективе. Это достаточно сложно — находить со всеми общий язык, подстраиваться. Но при этом я постоянно в центре событий, в курсе новостей. Я планирую работать здесь, пока учусь. Буду плыть по течению: если повысят, отлично, но на первом месте учеба.

Кристина Алимова, 20 лет

Работает в KFС

Сейчас я учусь в Самарском университете на специальности «Наноинженерия». Когда поступаешь в универ, сразу хочется погрузиться во взрослую жизнь, вот и я на втором курсе поняла, что на шее у родителей сидеть нельзя. В мае прошлого года случайно наткнулась на объявление о наборе сотрудников в ресторан быстрого питания KFC и довольно быстро устроилась. Главным критерием для меня был гибкий график, чтобы без проблем совмещать работу и учебу.

Конечно, первый рабочий день был волнителен. Всю смену я простояла у кассы — принимала заказы. Это был выходной и поток гостей был огромный. Изначально, конечно, я немного растерялась: боялась сделать что-то неправильно, не то положить, не так подать, забыть позицию или номер. При этом я как новичок старалась тщательно выполнять каждое поручение — и на это у меня уходило больше времени, чем у остальных. Но у меня был отличный тренер, который мне помогал, и я справилась.

Мои основные обязанности — уборка своей станции, то есть кассы, и обслуживание гостей. Важно все время быть вежливой и улыбчивой, хотя порой это не так-то просто. Когда приходит много народу, ты ничего не успеваешь — только стоишь и пробиваешь заказы. Но при этом я стараюсь не терять позитивного настроя, даже если люди по ту сторону кассы его не разделяют.

Самое сложное — это общение с людьми

У нас очень большие возможности для карьерного роста. Вначале ты работаешь на одной станции. Это может быть либо «панира» — приготовление знаменитой курочки KFС, либо «саладет», где формируют блюда из уже готовой курицы — например, сэндвичи или роллы. Ты осваиваешь все виды этих работ, каждые полгода сдаешь ОРС (оценка работы сотрудника — прим. ред) и получаешь цели на следующие шесть месяцев: хочешь ты этого или нет, ты должен расти и развиваться. В данный момент я, например, обучаюсь на другую станцию и на скаута кассы, то есть, менеджера. Планирую вскоре стать тренером.

Зарплата зависит от того, в какую смену ты выходишь, и от количества отработанных часов. Бывают и премии за трудолюбие. Так что каждый месяц выходит по-разному. Если работаешь напряженно, можно получить до 18 тысяч рублей.

Я горжусь своей работой и мне ни капли
не стыдно

В моей работе самое сложное — это общение с людьми. Очень много нервных посетителей, которые позволяют себе оскорбления, а мы не имеем права им ответить. Причем в выходные, когда, по идее, все должны приезжать в торговые центры просто отдохнуть и развеяться, чувствуется даже больше негатива, чем в будни. Попадаются люди, которые давят, унижают и доводят до слез. Когда я только начинала работать, девушка в очереди громко обвиняла меня в том, что я самый медленный в мире кассир. Я улыбалась. Предложила перейти на другую кассу — их было еще пять. Но она этого не сделала — продолжала возмущаться, пока я не расплакалась. Теперь-то я стараюсь не разрешать никому портить себе настроение и поменьше реагировать на грубых и злых людей. Иногда я их даже оправдываю: мол, они устали и все неприятные вещи говорят, сами того не понимая. Это действительно работает и помогает справиться со своим гневом.

Самое стандартное заблуждение у гостей — в том, что быстрое питание означает «молниеносно все подать на подносе». На самом деле это не так. Бургеры с курицей, например, надо подождать — она же жарится. Быстрое питание — это когда ты ешь быстро: крылышки, картошечка — утолил голод и доволен. Понятно, что долгое ожидание напрягает, но это не повод на нас кричать.

Я горжусь своей работой и мне ни капли не стыдно. Любая работа, особенно когда ты еще студент, — это путь ко взрослой жизни. Я бы не переживала, даже если бы раздавала листовки. Это работа, за которую платят деньги. Конечно, когда на парах в универе тебе, как мантру, повторяют: «Не сдадите — пойдете работать в фастфуд», — возникает глупый стереотип о том, что тут есть, чего стыдиться. Но я так не считаю. И если знакомых встречаю, не стесняюсь: всегда рада кого-то увидеть, мне это поднимает настроение.

Тут я научилась работать в команде. Мне нравится наш коллектив и дружеская атмосфера среди коллег. У нас отличные менеджеры, которые без проблем подменяют тебя, когда надо отлучиться, и выручают в стрессовых ситуациях. Это дорогого стоит, если честно.

Я редко слышу какие-то глупости о моей работе, но они есть. Например, что еда у нас просроченная. Это не так, и контроль качества очень строгий — миллион проверок. Или например, что устроившись, «подсаживаешься» на местную еду. Я спокойно отношусь к питанию в KFC: у меня есть любимые блюда из нашего меню — оригинальные бургеры и курочка, я тут обедаю, иногда домой беру, но уж точно не одержима постоянным желанием есть и есть.

Мне здесь нравится, поэтому я планирую работать до конца учебы. В будущем я не вижу себя работником этой сферы — хочется реализовать себя в профессии, — но сейчас вкладываю в работу много сил и считаю, что не зря.