2865

Гики делают бизнес: 4 истории

Текст: Арина Гриднева Фото: Артем Голяков

Делать деньги на том, что любишь всем сердцем, — мечта, которая может стать реальностью. «Большая Деревня» и образовательная платформа «Мастера России» пообщались с гиками, которые постороили бизнес на своем увлечении. Узнали, как начинающие предприниматели делали первые шаги в мире отчетов и Excel таблиц, какие трудности подстерегали их на пути к реализации задуманного и почему прибыль — далеко не самое главное.

Михаил Звездин

Основатель клуба и магазина настольных игр «Логово»

Я увлекся настольными играми в 2000-х, когда в России эта сфера только начала развиваться: случайно увидел в журнале публикацию, посвященную игре Magic: The Gathering и заинтересовался. Оказалось, что в Америке уже давно покупают карты и играют в «Магию» где вздумается, потому что для сражений не нужно иметь специального игрового поля. Единственное, что необходимо — желание победить и колода в кармане.

Когда в России появился интерес к Magic, возможности продвижения игры были сильно ограничены. Колоды приходилось заказывать из Америки, потому что в Россию их еще не завезли. К тому же, далеко не все понимали подобное увлечение и даже сравнивали его с азартными играми. Странным казалось все — от названия до самого процесса сражения, так что было непросто преодолеть негатив и объяснить людям, чем я занимаюсь.

Сначала я рассказывал об игре друзьям, а они своим — так среди знакомых стало формироваться небольшое сообщество ребят, которым нравится «Магия». Игровых клубов в то время не было, так что мы ходили друг к другу в гости, чтобы пообщаться и применить колоду в деле. В среднем одна партия длится от десяти до тридцати минут, так что мы проводили по двадцать сражений за сутки.

Когда люди наконец распробовали настольные игры и заинтересовались этой индустрией, появились первые специализированные магазины и даже игровой клуб. Правда, долго они не продержались, потому что аренда тогда стоила огромных денег, а спрос был еще не настолько велик.

В августе 2015 года я обнаружил, что в Самаре закрылся последний игровой клуб, рынок опустел и появилась возможность развивать индустрию настолок практически с нуля. После кризиса 2008 года цены на аренду и прочие расходы снизились, а значит, появилась возможность всерьез заняться бизнесом. Я решил открыть магазин настольных игр, написал предварительный бизнес-план и он выглядел вполне реалистично: конкуренции практически не было, и затраты оказались сравнительно небольшими — примерно 150 000 рублей. Сейчас выйти на игровой рынок очень сложно: на каждом шагу появляются магазины, которые работают по франшизе, плюс тут и там на двух квадратных метрах сидят дискаунтеры с минимальными ценами. Сегодня, чтобы открыть «Логово», пришлось бы потратить от 700 000 рублей до 1 500 000 рублей.

Первое время мне помогали знакомые — и словом, и деньгами, но основные затраты все равно были на мне. Хотелось, чтобы в Самаре наконец появилось место, которое станет домом для всех, кто интересуется настольными играми. Я два месяца колесил по городу и общался с арендаторами, но каждый раз в процессе разговора появлялись новые условия, которые увеличивали стоимость. В итоге, выбрал помещение на улице Свободы — оно было уже с отделкой, так что не пришлось тратиться на ремонт.

Для начала я закупил ассортимент — он оказался не слишком обширным и состоял только из карт для Magic: The Gathering. Каждый квартал выходили новые экземпляры и я оперативно покупал их, чтобы игроки могли обновлять колоды. Одновременно я подключился к партнерской программе, которая занимается продвижением «Магии» по всему миру и получил возможность проводить особые турниры, получать рекламную продукцию и входить в список официальных магазинов. Помню, что на открытие мы как раз провели турнир, но особого ажиотажа не было — люди еще ничего о нас не знали.

Первый год оказался непростым, потому что узнаваемость была минимальной, а значит и доход тоже. В игровой сфере сезон начинается с ноября — в это время проходят основные турниры и к ассортименту появляется особый интерес. А затем наступает затишье, так что в этом бизнесе сложно обеспечить стабильные продажи. К тому же, летом люди предпочитают уезжать из города, а значит, в магазине почти нет гостей. Несмотря на это, сейчас выручка составляет около 400 тысяч в месяц, правда, прибыль — всего 10% от суммы.

На протяжении двух лет мы проводили турниры по «Магии» и постепенно расширяли ассортимент. Кроме карт, например, появились миниатюры и акриловые краски, чтобы самостоятельно их декорировать, а еще мы начали работать с Константином Буяновым, который занимается комиксами, и даже провели несколько совместных выставок. Мы заключили контракты с крупными партнерскими программами Nintendo и Hobby World, чтобы получать рекламную продукцию и проводить турниры.

Совсем недавно мы переехали на улицу Ленина и расширились — увеличилась торговая зона и появилось клубное пространство на 40 человек. Теперь можно спокойно проводить турниры по разным играм и не переживать за количество участников. Я нахожусь в магазине постоянно и намеренно не нанимаю продавца: мне хочется заниматься всем самостоятельно, чтобы не терять контакта с гостями. Самое важное для бизнесмена в данной сфере — заинтересованность. Я видел много упаднических проектов, которые закрылись, потому что человек просто перегорел. Сначала кажется, что ты будешь целыми днями играть, и это привлекает, но на деле перед глазами все чаще всплывает Excel или какой-нибудь браузер. Конечно, я не очень доволен, что постепенно отхожу от игр и уделяю все больше времени бизнесу, но другого пути нет.

Анна Ширяева

Основательница магазина комиксов Comics House

Я никогда не думала, что открою собственный магазин комиксов, потому что не увлекалась ими с детства и вообще мало знала об этой сфере. Все изменилось, когда я заглянула в книжный и наткнулась на комикс по фильму «Особо опасен», который мне очень нравился. Принесла его домой, прочитала и решила найти что-нибудь еще в таком же формате. Оказалось, что в Самаре почти нет магазинов с комиксами, а значит, ребятам, которые их любят, сложно искать новые выпуски.

Это был 2013 год, и я как раз думала, чем заняться после техникума. Идея открыть магазин комиксов показалась интересной, но сначала я то и дело натыкалась на франшизы. Вкладываться в чужой бизнес и быть лишь филиалом мне не хотелось, так что я решила открыть собственную точку. С деньгами помогла бабушка — она дала мне 70 000 рублей. Почти все деньги ушли на аренду, оборудование и закупку первого товара.

Она появилась в торговом центре «М5» — это был маленький островок на пять квадратов, платить за которые приходилось целых 20 тысяч. Правда, пространства хватало, так как комиксов в России было не так уж много — позиций пятьдесят, не больше. Я просто заказывала все, что могла, и не парилась с ассортиментом.

Через полгода мы переехали в бизнес-центр Along. Там стоимость аренды была меньше, но вместе с ней упала и выручка — место оказалось непроходным. Это был ключевой момент, который вынудил меня съехать на улицу Ленина — здесь у магазина появился отдельный вход и двадцать квадратных метров площади. Все было хорошо и с арендой, и с выручкой, но появились проблемы с пространством. Я позиционирую Comics House как магазин, который сближает людей, и для этого нужно проводить встречи и мероприятия, а помещение на Ленина вмещало не больше 10 человек, поэтому я постоянно думала о расширении. Спустя два года я наткнулась на объявление об аренде помещения на улице Куйбышева. Оно было на 15 квадратов больше предыдущего и вполне устраивало меня по цене. В итоге, мы переехали и остаемся здесь до сих пор.

Для меня было важно создать в магазине домашнюю атмосферу, и большинство элементов интерьера этому способствуют. Гости могут поиграть в PlayStation или почитать понравившийся комикс на диване, а еще выбрать книжку с деревянных полок в виде домиков, которые своими руками сделал мой муж. Осенью планирую организовать здесь точку с кофе и чаем на вынос и нарисовать на стенах супергероев.

Как правило, я сама выполняю роль консультанта и продавца, потому что мне нравится эта работа. Пока жду покупателей, читаю что-нибудь из свежих поступлений. Если нужно отбежать по делам, выручают друзья. Я выплачиваю им зарплату за отработанное время, но иногда вместо денег ребята берут комиксы.

У нас большой ассортимент: футболки, постеры, деревянные значки ручной работы, фигурки героев, но основную часть все равно составляют комиксы. Некоторые экземпляры незаслуженно простаивают на полках. Например, «Шедевральный комикс» — смесь комиксов с классической литературой или «Как устроено кино», где реальные исторические факты представлены нестандартном формате. Мне они очень нравятся, а покупатели каждый раз проходят мимо.

Я творческий человек, поэтому мне сложно вести таблицы в Excel и следить за каждой копейкой. Если за день в кассу прибыло 10 000 рублей, то я спокойно могу взять тысячу и купить домой продуктов. В целом, моя зарплата — около 15% от общей месячной выручки (обычно это около 20-25 тысяч), а остальное уходит на закупку ассортимента.

Обидно, что интерес к комиксам постепенно угасает. Несколько лет назад в магазине выстраивалась очередь, а когда вышел первый том «Скотта Пилигрима», тираж разлетелся просто моментально. Теперь же многие комиксы залеживаются. Чтобы возродить ажиотаж, мы проводим мероприятия — например, барахолку, на которой люди могут обменяться комиксами, или мастер-классы от самарских комикс-авторов. В последнее время появился особый интерес к манге и научно-фантастической литературе, так что планирую завезти в магазин книги Стивена Кинга.

Вадим Смоленков

Организатор фестиваля «Котмонавт»

В 2014 году я работал в антикафе «Будильник» и вообще не думал о фестивале. Тогда заведение еле-еле выходило в ноль и нам сказали, что нужно проводить мероприятия, которые помогут привлечь гостей. Условия были жесткими: не делаете кассу — не получаете денег. Чтобы хоть как-то жить, мы начали организовывать гитарные вечера с местными исполнителями, имена которых я сейчас даже не вспомню. Люди приходили, но особого ажиотажа не было. Тогда я написал Ане из Comics House и предложил провести мероприятие, посвященное комиксам. Получилась настоящая гик-ночь в миниатюрном формате: мы поставили лимонад из мультфильма «Футурама», который по сюжету выдавливает из себя слизняк, устроили турнир по игре Injustice, показали какой-то фильм, провели викторину и раздали ее участникам призы. На мероприятие пришло около 30 человек и для «Будильника» это был просто солд аут. Мы продолжили делать такие встречи, потому что гостям они нравились, а нам помогали заработать.

Все так и продолжалось, пока я не узнал, что в Лондоне и Лос-Анджелесе объявили премьерные показы седьмого эпизода «Звездных войн», а у нас еще даже не продают билеты. Мы с Аней обратились в один из самарских кинотеатров и предложили провести показ, а перед ним устроить небольшое шоу. Руководство согласилось, началась продажа билетов, и люди сразу же стали выкладывать их в инстаграм. Все шло хорошо, пока представительство Disney не сказало, что мы обалдели, потому что премьера должна была состояться только в Лондоне и Лос-Анджелесе, но никак не в Самаре. В итоге, руководству кинотеатра пришлось соврать, что мы продаем билеты только на шоу, посвященное «Звездным войнам» и никакого показа не будет. На самом же деле просмотр состоялся, а перед ним мы сражались на световых мечах, пели песни из фильма и играли. На мероприятие пришло 150 человек, и мы поняли, что можем делать больше и лучше.

После этого мы замахнулись на «Котмонавт». У нас прям подгорало, что в городе нет аналога европейских фестивалей, где на большой площадке сразу несколько интерактивов и у человека есть возможность залипнуть где угодно. В Самаре был только «Поход за Солнцем», который проводили в Доме культуры и Dragonfest. Оба фестиваля посвящены аниме, а мы решили делать упор на хипстеров, которые смотрят «Теорию большого взрыва».

Изначально команда состояла из двух человек — я и Аня, но мы творческие, а в организации фестиваля обязательно нужен точный расчет. Тогда мы пригласили нашего знакомого Диму Вишнякова, который обладает системным мышлением, чтобы он занимался бухгалтерией, продумывал степень релевантности проекта и делал прочие вещи, которые нам просто не давались. Это было правильное решение, которое не раз нас спасало: например, мы с Анькой хотели пригласить дико клевого гостя, а Дима спускал нас с небес на землю, объясняя, что его приезд просто не окупится. Мы работали втроем на протяжении двух фестивалей, а потом Дима ушел из-за того, что фестивали приносят больше эмоций, чем денег. Теперь за финансы отвечает Аня.

Конечно, даже втроем было сложно организовать фестиваль, поэтому мы пригласили неравнодушных людей: просто сделали пост в паблике, и многие согласились помочь. Мы провели собеседования и собрали команду из трех отделов — технический, творческий и рекламный. Ребята строят стенды, продумывают интерактивы и общаются с будущими гостями до начала фестиваля. Мы работаем вместе около полугода, но зарплата никому не выплачивается, процесс идет на чистом энтузиазме.

Выбор площадки оказался простым делом: для нашего фестиваля подходили только «Экспо-Волга» и «МТЛ-Арена», и поскольку в первом варианте цены просто бешеные, мы остановились на втором.

Честно говоря, в первый год фестиваль прошел слабо, потому что мы переоценили свои силы: думали, что если на встречу вконтакте подписалась 1000 человек, то придет хотя бы треть, поэтому арендовали в «МТЛ Арене» все, что только могли. В итоге, людей было гораздо меньше, чем мы рассчитывали. Из-за того, что у нас не было опыта организации таких больших событий, мы не продавали мерч, доделывали площадки в последний день, а когда пришли люди, тупо напугались и бегали с бешеными глазами. Гости видели наши обескураженные лица и понимали, что что-то идет не так. У нас должно было стоять три точки на фудкорте, и ни одна из них не приехала. В общем, по итогам мы ушли в минус на 150 000 рублей и поделили его на троих. Возможно, некоторым людям покажется, что это ерунда, — просто отдай две зарплаты и все, но я учился в универе и для меня долг в 50 000 рублей казался просто космическим. Я реально не понимал, что делать.

Радовало только одно: несмотря на все косяки, гостям «Котмонавт» понравился. Люди писали о минусах и говорили, что верят в нас, понимают, что фестиваль проходил впервые и его организовали непрофессионалы. Нам дали второй шанс, который мы просто не могли упустить.

Во второй раз «Котмонавт» очень вырос. Во-первых, Дима дал отличное наставление, которым я пользуюсь до сих пор: косяки будут всегда, так что если что-то идет не по плану, продолжай улыбаться и фотографироваться, словно так и должно быть. Это правило номер один для любого ивента, потому что только ты знаешь, как все должно быть на самом деле. На втором фесте накладок тоже хватало, но никто их не заметил, потому что мы не дали страху взять над нами верх. Кроме этого, мы не ушли в минус и даже заработали по шесть тысяч. Радовались как дети, если честно, потому что для нас это было очень круто: когда ожидаешь, что уйдешь в минус на сотку, а получаешь плюс, эмоции бьют через край.

Второй «Котмонавт» вспоминается до сих пор, потому что мы уже знали, как распределять обязанности в команде, рассчитывать динамику продажи билетов и продвигать фестиваль в социальных сетях. Самарские авторы создали комиксы про «Котмонавта», и мы продали их за считанные минуты. Помню, что у меня онемела рука и я не мог уже держать ручку, но гости постоянно просили расписаться на комиксе, поэтому я как мог строчил какие-то закорючки. А еще в первый год на сцене выступала поп-панк группа и под нее танцевали три человека, а во второй раз они же собрали почти сотню слушателей. Кроме этого, мы провели конкурс бариста и интерактив, где люди играли мотив из «Стражей галактики». Музыкальные инструменты мы купили в «Детском мире», но народ реально кайфовал. За участие в движухах на площадках гости получали стикеры, которые в конце могли обменять на кружку. Еще при входе мы выдавали посетителям половинку сердца с номером и просили найти вторую половинку с таким же. Это очень зашло — сближались и знакомились. В общем, воспоминаний с прошлого года полно.

Изначально мы думали, что гостями фестиваля станут ребята в возрасте от 16 до 23 лет и в основном покупать билеты будут мальчики, но оказалось, что девчонок у нас даже больше. С возрастом мы тоже ошиблись: приходят и люди, которым за 40, и родители с совсем маленькими детьми. В прошлом году к нам зашел даже дедушка 80-ти лет. Мы пропустили его бесплатно и он вызвал огромный интерес — все с ним общались и фотографировались.

Основные затраты уходят на аренду «МТЛ-Арены», распечатку билетов и инвентарь. В общей сложности мы тратим примерно 600 000 рублей. Своих денег не хватает, поэтому мы берем взаймы и возвращаем долг в день фестиваля. Хочется быть смелее в плане организации, потому что пока нам страшно звать запредельно дорогого гостя из-за возможности оказаться в минусах. Чтобы было легче принимать решение, нужен фидбэк от гостей и грамотный анализ собственных возможностей. На опыте поняв, что откладывать все на последний день волнительно и непрактично, мы начали строительство стендов к третьему фестивалю уже в мае.

Как правило, мы заезжаем в «МТЛ-Арену» ночью перед фестивалем. Команда бегает и ставит стенды до 7 утра, а потом приезжает ярмарка и мы раскладываем их ассортимент. К 8 утра на саунд-чек подтягиваются музыкальные группы, а в 11 приходят гости. За час до их появления все должно быть готово.

Фестивалю не хватает спонсоров. В Питере или Москве с этим гораздо лучше, потому что VK fest, например, приглашает блогеров и крупные компании. С ними сотрудничает «МТС», так как это масштабное мероприятие, которое стопроцентно привлечет людей. У нас с этим сложности, потому что из-за вместимости «МТЛ-Арены» и других аспектов не получается работать с крупными спонсорами. Мы пишем таким компаниям, как «Тинькофф» и Red Bull, потому что к нам приходит их целевая аудитория, но получить реальные суммы пока не выходит. Удается договориться только на сертификаты от «Додо пицца» и билеты в кино, но это не деньги.

Перед каждым фестивалем мы проводим акции и конкурсы. Сейчас, например, разыгрываем билеты за репост, а еще у нас проходит конкурс фотографий. Ребята выкладывают в инстаграм кадр с хэштегом «Я хочу на Котмонавт», и мы выбираем лучшего. У нас есть smm-менеджеры, которые приглашают людей вконтакте, но это не дебильные скрипты, а реальные сообщения с грамматическими ошибками, дурацкими скобочками, а иногда даже матом. Все это помогает понять, что ты общаешься с настоящим человеком, а не роботом, что очень важно.

В этом году мы очень хотели привезти какого-нибудь зарубежного актера, но с этим возникли сложности. Я думал, получится связаться с Хенриком Холмом, который играл в сериале «СКАМ» или братом Шерил из сериала «Ривердейл», но достучались только до Мориарти из британской версии «Шерлока Холмса». Оказалось, что он едет на какой-то другой фестиваль, поэтому не сможет присутствовать у нас. Еще я говорил с Вадимом Набоковым из «Деревни Дураков». Он очень смешной мужик и просто 30 минут рассказывал мне, как в «Каламбуре» появилась эта рубрика, но приехать у него не получится.

Третий «Котмонавт» будет круче, чем все предыдущие. Если вы любите конкурсы пожестче, то в этом году будут именно такие. Еще меня радует, что расширяется ассортимент ярмарки. Приедут ребята, которые делают украшения и детали интерьера из старых скейтбордов, например. Нам есть чем удивить и бывалых, и новых гостей.

Алексей Хиля

Основатель фестиваля «Поход за Солнцем»

Я начал увлекаться аниме в 10 классе, когда по каналу «МТВ» крутили сериал «Хеллсинг». Мои друзья тоже смотрели, поэтому мы часто собирались вместе, чтобы поболтать о новых сериях или обсудить японскую культуру. В 17 лет я переехал из Иркутской области в Самару и поступил в университет. Здесь я быстро нашел единомышленников среди студентов и даже вступил в свой первый аниме-клуб «Кампай». Название — традиционный японский тост, который переводится как «Пей до дна». Мы с ребятами собирались, чтобы просто пообщаться или придумать выступление для косплей-дефиле. Привлекало, что анимешники очень открытые и позитивные люди, с которыми всегда было что обсудить. Со многими из компании я дружу до сих пор.

В 2009 году я впервые попал на фестиваль «Черный Дракон», который сейчас называется Dragonfest. В тот раз я посмотрел концертную программу, а на следующий год уже участвовал в ней — исполнил песню One reason из манги Deadman Wonderland и даже получил приз зрительских симпатий. В целом, мне нравился ивент, но организация хромала. На тот момент я уже мог ее оценить, так как имел опыт проведения рок-концерта в университете и вообще был одним из основателей студенческого самоуправления. После фестиваля в 2010 году я написал в одну из конференций, где были организаторы «Черного Дракона», что можно сделать мероприятие лучше, и объяснил все спорные моменты. Мне ответили, что если чужая работа не нравится, стоит попробовать организовать что-то самому, — и я принял вызов. Так появился фестиваль «Поход за Солнцем».

Команда организаторов собралась из той же конференции, где произошел конфликт. Меня поддержали примерно 10 человек, и мы занялись разработкой названия и концепции. Много организационных вопросов взяла на себя моя жена — ее поддержка для меня очень важна. Сначала мы решили выбрать правильное время для фестиваля, чтобы не конкурировать с другими. Оказалось, что весной как раз есть свободное окошко. К тому же, в марте, как правило, выпадает три праздничных выходных, поэтому иногородним участникам удобно приезжать в Самару: они могут сначала потусить на фестивале, затем прогуляться по городу, а на третий день спокойно уехать домой.

Мы сняли дом культуры «Дзержинского» за 60 000 рублей. Деньги брали из собственного кармана, потому что спонсоров, готовых вложиться в наш проект, не было. Хотелось сделать фестиваль, который будет отличаться от всего, что уже есть в Самаре. Мы расширили варианты досуга: появился японский аналог игры в «Камень, ножницы, бумага», где победитель бьет проигравшего по каске игрушечным молотком, и игра Dance Dance Revolution, в которой нужно в такт музыке нажимать ногами на стрелки. Кроме этого, была традиционная для фестивалей ярмарка с анимешной атрибутикой, фигурками и значками, а также концертная программа, где ребята показывали сценки и участвовали в дефиле. Еще мы давали возможность поучаствовать в конкурсе озвучки, видеокосплее и пошиве костюмов для кукол.

Первый фестиваль оказался провальным в плане финансов — мы ушли в минус на 8000 рублей, но все понимали, что это только начало. Первое время бизнес обычно не приносит доход, так что мы не опускали руки и старались сделать ивент еще круче. В последующие годы добавился конкурс вокала и танцев, расширился выбор игровых площадок и появилась еда, так как фестиваль длится почти 8 часов и уже в середине гости точно захотят перекусить. Сейчас в киберспортивной зоне можно вместе с другими игроками поучаствовать в турнире по Mortal Kombat, Street Fighter и Overwatch или протестить игру в одиночку. А еще — надеть шлем виртуальной реальности, оторваться в Guitar Hero или забрать домой 3D модель самого себя.

Последние два фестиваля завершились с минусовым балансом, но изменилось и наше местоположение: теперь мы проводим «Поход за Солнцем» в КРЦ «Звезда», так что цена за аренду помещения стала выше. Кроме этого, нам приходится арендовать технику и инвентарь, а главное — мы никогда не скупимся на призы и покупаем для наших участников только лучшее. Например, однажды мы подарили победителям конкурса два Xbox 360, а в прошлом году один из участников выиграл пошив костюма на 100 000 рублей. В целом, затраты на фестиваль составляют не меньше 400 000 рублей. Конечно, когда ты уходишь в минус, это угнетает, но хорошие отзывы в группе вконтакте и общий эмоциональный подъем не дают бросить это дело. «Поход за Солнцем» — это детище, которое я взращивал восемь лет, так что оставить его теперь практически невозможно.

Каждый год у фестиваля разная тематика и сценарий, но анонсировать ее заранее я не хочу. Не люблю рассказывать о планах на будущее, потому что они не всегда осуществляются, а доверие гостей потом сложно вернуть. Анонсы фестиваля появляются поздно, зато мы всегда выполняем обещания. Если в общем, то в 2019 году, как и всегда, хотим привезти крутой состав жюри, сделать интересный фотоугол и заморочиться с мобильным приложением. В прошлом году по всему фестивалю были разбросаны рыцарские доспехи и снаряжение. Ребята искали эти вещи, фотографировали и коллекционировали их в приложении. Человек, который первый собрал всю коллекцию, получил приз. Получилось здорово, так что в следующем году, возможно, будет что-то подобное.