1601

Максим Густарев: «Люди говорили, что я неудачник и все мои кадры одинаковые»

Текст: Арина Гриднева Фотографии предоставлены Максимом Густаревым

Купить зеркалку, при желании, может каждый, но научиться снимать — уже сложнее: придется пройти нелегкий путь пересветов, желтых лиц и заваленного горизонта. Максим Густарев по себе знает, что такое разбираться с настройками камеры в одиночку, восхищаться недостижимым результатом профи и искать собственный стиль, поэтому создал свою фотошколу MGS, где начинающим самарским фотографам помогают справляться с трудностями. «Большая Деревня» пообщалась с Максимом и выяснила, как пережить критику, стать амбассадором международной компании и найти баланс между творчеством и коммерцией.

От абстракции в Paint до работы в журнале

Когда мне было 8 лет, у нас с братом появился первый компьютер. Если мне удавалось за него сесть, я не зависал в играх, а изучал установленные там программы вроде ворда и пэинта. Последний меня просто поразил: я рисовал разные абстрактные фигуры и впервые мог хоть как-то взаимодействовать с изображением.

К 16 годам я уже неплохо разбирался в компьютерах, поэтому моя мама — редактор журнала «112 Единая Служба Спасения» — иногда просила меня помочь в создании нового номера. Так я начал разбираться в программах верстки — Adobe Illustrator, CorelDRAW, PageMaker. Чтобы делать работу еще круче, брал уроки у дизайнера издания и параллельно осваивал Adobe Photoshop, больше всего меня интересовали операции с монтажом и коллажированием. В итоге мне настолько понравилось, что я до сих пор работаю дизайнером и верстальщиком журнала. Этот фундамент очень сильно повлиял на мои будущие фотографии, потому что я уже знал, как работают инструменты в программах обработки и оставалось только применить их на собственные изображения.

После школы я поступил в СамГТУ на специальность «Прикладная математика и информатика», потому что всегда любил точные науки, но в то же время я не видел себя в роли программиста баз данных. Я искал занятие, которое сочетает в себе дизайн с программированием, и нашел — 3D-панорамы. Я снимал улицы города, экспозиции на набережной и со временем начал работать с крупными заказчиками — делал навигационные карты для торговых центров, ресторанов, автомобильных салонов, гостиниц. На тот момент я был гораздо более продвинутым, чем мои одногруппники, и уже неплохо зарабатывал. Сейчас панорамы отошли на второй план, но иногда ностальгия берет верх. Например, когда я работал фотографом на чемпионате мира по футболу, снял тур по стадиону.

От увлечения к профессии

2012 год стал переломным: я окончил университет, поступил в аспирантуру и начал делать портреты гораздо чаще, чем панорамы. Сначала ничего не получалось: свет был таким же ужасным, как и обработка. Тогда я подумал, что все проблемы решит новая техника, и купил свой первый полноматричный фотоаппарат. Кадры стали чуть лучше, но в целом ничего не изменилось. Руки опускались, но я не сдавался — смотрел обучающие ролики на ютубе и читал статьи, которые, правда, тоже не помогли.

В один момент я открыл работы Андрея Брандиса — одного из моих любимых фотографов с потрясающими портретами, и попросил его дать пару уроков по съемке и обработке. Он отказал и бросил фразу, что обрабатывает снимки по три часа, так как протирает цветовые каналы. Этих слов хватило, чтобы в голове что-то переключилось: я сел за компьютер, сделал ровно то, что он мне озвучил — и получил совершенно новый для себя результат.

Тогда я осознал, что важно не просто собрать по крупицам знания других людей, а еще и увидеть, как они применяют их на практике. Тогда я открыл работы своих любимых фотографов и начал выписывать на бумагу все, что вижу: как стоит модель, какие у нее волосы, где находится фотоаппарат, какой используется объектив, как падает свет и так далее. В каждом кадре я выделял около сорока критериев и каждый день находил новые. За две недели такой работы мои фотографии вышли на новый уровень — улучшились цвет и композиция, появились новые идеи. Нужно просто начать анализировать, а не судорожно искать наставника.

Мои портреты были хорошими, но скучными, и я начал искать вдохновение. Так появилась моя первая сюрреалистическая фотография — девушка с рогами оленя. Предпродакшн занял около 4 часов — мы долго вешали лески на деревья и закрепляли рога, каждый из которых весил по 3,5 килограмма, потом выбирали позу для модели и обматывали рога волосами, чтобы все выглядело реалистично. Обработка заняла два часа, но выложить снимок в сеть я решился только через несколько дней — и получил положительные отклики. Популярность моих снимков выросла со ста до трех тысяч лайков, так что это был просто взрыв. Тогда я окончательно перестал заниматься панорамами и начал уделять фотографии почти все время.

От творческих экспериментов к сотрудничеству с фотокорпорацией

После своего пусть и небольшого успеха я начал чаще снимать необычные кадры с образами и пространствами, которые мы никогда не увидим в реальной жизни. Так, например, появилась мрачная фотография с парнем, выносящим девушку из болота. Подобные кадры стали моей визитной карточкой и я продолжал экспериментировать — делал моделям грим, использовал бутафорию, но со временем понял, что это не добавляет снимкам эстетичности и отказался от всего искусственного. Мои модели чаще всего обнажены: это позволяет добиться эстетики и абстрагироваться от стереотипных образов.

Потом я открыл точку съемки «Зенит», когда камера расположена сверху — очень интересный ракурс, который недоступен человеку в обычной жизни: есть ощущение, что фото сделано на квадрокоптер, но на деле нужно просто поднять руку. Второй отличительной чертой моих фото стали обнаженные девушки, лежащие в позе эмбриона. Я начал штамповать подобные снимки, несмотря на критику — люди говорили, что я неудачник и все мои кадры одинаковые. Сейчас я уверен, что именно это решение сделало меня тем, кто я есть.

Я много путешествую и летом 2016 года отправился в Исландию. Тогда я решил попросить у компании Sigma объектив на тестирование. Написал, что очень люблю их оптику и отправил свои снимки. Они посмотрели портфолио, им понравилось, но объектив прислать не получилось — его не продавали в России. Вместо этого компания предложила мне стать ее амбассадором. Я написал небольшой текст о себе и его отправили в главный офис Sigma в Японии, чтобы согласовать с начальством и вынести вердикт. Даже не знаю, сколько адреналина я выработал, пока не понял, что мою кандидатуру утвердили. Тогда я сразу же купил билет в Москву и уехал на переговоры. Оказалось, что решающую роль в принятии решения сыграли те самые «эмбрионы», снятые сверху. До недавнего времени я был единственным амбассадором Sigma в России, но сейчас у меня появился коллега — парень, который снимает масштабные концерты рок-звезд.

От боязни публичных выступлений к собственной фотошколе

В 2014 году мы с друзьями открыли фотошколу Like и я стал в ней преподавателем. Я очень благодарен ребятам за опыт, который позволил мне в дальнейшем создать собственный проект: мне всегда хотелось делиться информацией, но я довольно замкнутый человек и говорить на большую аудиторию долгое время было для меня тяжелым испытанием.

В 2016-м я решил уйти в свободное плаванье и основал свою фотошколу MGS вместе со своей ученицей Вероникой Геращенко. На момент запуска о рекламе мы не думали — разве что переименовали мой личный блог, где я делился полезными советами для фотографов, и сделали его группой школы. Гораздо более важным пунктом тогда было собственное помещение, потому что раньше нас вечно выгоняли, если занятие задерживалось хотя бы на десять минут. Мы арендовали студию на Ново-Садовой — это было единственное помещение в центре города с большими окнами, высокими потолками и незначительной застройкой вокруг, чтобы естественный свет мог беспрепятственно проникать внутрь. Теперь мы можем учиться сколько угодно и никто не возразит.

Делать ремонт помогал мой папа — вместе мы расширяли окна, переваривали батареи, делали подиум, на котором я веду занятия, красили и штукатурили. Сейчас это студия, о которой я всегда мечтал, и мои ученики воспринимают ее, как второй дом, — пьют здесь чай, едят печенье, общаются и прокачивают навыки.

В команде школы всего три человека — это мои друзья. Я веду курсы, занимаюсь веб-дизайном и таргетингом.Вероника общается с заказчиками, курирует группы учащихся и создает конференции, в которых мы проверяем домашние задания и общаемся. Еще нам помогает моя девушка — Инна Мендельсон.

В школе четыре курса — «Основы фотографии», «Профессиональная съемка», «Студийный свет» и «Обработка». Курс «Основы фотографии» на 70% состоит из практики и отвечает на все вопросы, с которыми может столкнуться начинающий фотограф: настройка камеры, работа со светом и с моделью, композиция и обработка фотографий в Lightroom. На профессиональном курсе ребят ждет исключительно практика, потому что каждое занятие — это мастер-класс по одному из жанров фотографии.

За пять лет мои курсы прошли больше тысячи человек. Многие ребята стали успешными коммерческими фотографами: бросили скучную работу в офисах и переехали в Москву, Питер или Сочи. Я очень ими горжусь. Сложность только в том, что с каждой набранной группой я становлюсь все дальше от спонтанного творчества. В ближайшее время хочу найти человека, которому передам все организационные вопросы, чтобы вплотную заниматься только фотографией. Надеюсь, это произойдет совсем скоро.

Фотошкола MGS: Ново-Садовая, 106, корпус «З», 3 этаж

Тел. +7 (901) 803-44-46

Сайт, вконтакте, инстаграм