3059

Мнения: что самарские первокурсники думают о своих вузах

Анна Хмелёвская

Погода пока не разогналась по полной, а вот учеба уже да: в самарские университеты поступили новые люди и окинули свежим взглядом знакомые всем аудитории и коридоры. Рассказываем, что они увидели: «уставшие» кабинеты и корпуса с иголочки, бардак с расписанием и поблажки от преподов, трудности взрослой жизни и восторг от открывшихся перспектив. Одним словом — новые песни о главном.

Леша Сахчинский

Поступил в СГЭУ на специальность «Правовое обеспечение национальной безопасности»

Я с восьмого класса мечтаю работать в следственном комитете ФСБ. Для этого сначала нужно закончить специалитет или магистратуру в сфере права, поэтому я и поступил на юриспруденцию. В госе учат только на бакалавров, поэтому я выбрал СГЭУ. Подходящие университеты есть еще в Питере, Москве и Саратове, но там бы уходили деньги на проживание, плюс я уже 10 лет профессионально занимаюсь современным пятиборьем и не хочу бросать свою секцию, так что остался в Самаре. Бюджета на моем специалитете нет, поэтому я поступил на платное. Обучение стоит 110 тысяч в год, но поскольку я закончил школу с золотой медалью и имею золотой значок ГТО, плачу со скидкой — 75 тысяч.

В первый день я познакомился со всеми одногруппниками — они очень позитивные. На моем потоке три группы по 25 человек, мальчиков и девочек примерно поровну. При этом в СГЭУ половина девчонок офигенно красивые, а другая половина — умные, это очень круто.

Я быстро выучил расположение корпусов — там все просто. Здания свежие — правда, в некоторых на втором и третьем этажах еще идет ремонт. Мебель тоже новая, включая кафедры для преподавателей. Из минусов я заметил странную вещь: женские туалеты есть на каждом этаже, а мужских всего несколько и там большие очереди. Я насчитал 3 или 4 столовые. Все они дорогие, кроме одной — на цокольном этаже, при этом в них всегда много людей, потому что еда очень вкусная. Самый дешевый обед обойдется примерно в 100 рублей, а самый дорогой где-то в 300.

Нам еще не раздали студенческие, да и списков пока нет, поэтому преподы не отмечают, не называют фамилий. Как-то пять человек только спустя пол-лекции поняли, что пришли не на тот предмет. Есть сложности с расписанием: однажды мы пришли на лекцию потоком из 70 человек, а там кабинет всего на 30 мест — кому-то до конца пары пришлось стоять в коридоре. Все это уравновешивается важным плюсом: у нас хорошие преподаватели. Почти у всех адекватные требования к сдаче зачета на автомат — нужно просто иметь хорошую посещаемость и отвечать на семинарах. Больше всего мне нравятся преподы по экономике, истории, политологии и информатике.

От студенческой жизни я жду знакомств, веселья, чего-то светлого — ну, как все. Хочу поучаствовать в студвесне, попробовать себя в КВН.

На четвертом курсе я планирую параллельно поступить в Академию ФСБ — обучение в ней тоже длится пять лет, причем в последние два года происходит обкатка в горячих точках. Когда мои родители узнали об этом, предложили выбрать что-то другое, даже отправили на месяц работать в прокуратуре Кировского района. Но мне там не понравилось — я хочу служить своей стране. Знаю, что в ней много несправедливости, но что-то изменить удастся только на высоком уровне, снизу ничего не добьешься.

Лада Богданова

Поступила в Самарский университет (бывший гос) на специальность «Отечественная филология»

Я с 15 лет хотела поступить на филфак: мне нравилось читать и анализировать произведения, я понимала идеи авторов. Разумеется, я мечтала попасть в Питер или Москву — мне кажется, каждый подросток хочет прикоснуться к кипящей жизни столиц, да и образование там считается более престижным. Но поняла, что не пройду по баллам — в сумме у меня 207, плюс я решила, что еще не готова уезжать от родителей в другой город. В Самаре же почти не из чего выбирать — есть МГПУ, пед и экс-гос.

В итоге я решила поступать в Самарский университет, потому что искала вуз с классической филологией, а в госе могут преподать хороший фундамент. До бюджета мне не хватило 20 баллов, пришлось идти на платное. Я не расстроилась: во-первых, у меня скидка на первый год обучения, так как у меня больше 200 баллов по ЕГЭ, — вместо 125 тысяч плачу 84, — во-вторых, я училась в Вальдорфской школе, где месяц обучения стоит 7000 рублей — это почти те же деньги.

Это обучение для меня — экспериментальный момент: если я вдруг найду другую специальность и буду уверена в ней, как сейчас в филологии, я переведусь. Родители всегда давали мне право выбора, поэтому, думаю, они меня поддержат.

Я всегда представляла себе только начальную и конечную точки учебы — условно, «поступление» и «выпуск» — и только сейчас осознала, какой большой путь придется пройти. После Вальдорфской школы мне сложно привыкнуть к нагрузке, потому что там почти ничего не надо было делать. Только при подготовке к экзаменам я поняла, что может быть тяжело. Сейчас в универе многим не нравятся лекции, некоторые на них спят, а я перечитываю их дома и нахожу кучу интересных мыслей даже в скучных предметах.

От студенческого замеса я пока абстрагировалась, мне не очень заходит. Все очень дружелюбные и веселые, но я еще не привыкла. Пока не знаю, как выстраивать отношения с одногруппниками: я пришла на филфак, потому что хочу шарить в литературе и стильно цитировать поэтов, а они пришли учиться. До этого у меня было совсем другое окружение: люди, которые могут выпендриться, что знают творчество Сартра, например. Но я думаю, это период адаптации, и позже мы поймем друг друга.

До поступления на филфак я слышала, что во время объединения госа и аэрокоса сократили многих хороших преподавателей. Школьная учительница литературы вообще проклинала меня за поступление в гос — говорила, что там я буду заниматься какой-нибудь прикладной, а не классической филологией, хотя сама закончила тот же факультет. Она думает, что я уйду в рекламу — например, буду придумывать названия для разных контор. Есть очень спорный момент актуальности полученных знаний, ведь огромная часть методичек написаны в прошлом веке. Но так или иначе, чтобы понимать стихотворения Бродского, нужно прочитать стопку античной литературы. Чтобы с пониманием читать новейшую литературу, нужна база.

Безумно важен сам преподаватель, — это половина студенческого интереса. Мне очень нравится фольклор, его ведет Ирина Саморукова, нравится латынь, которую ведет Людмила Шевченко. А самый отстой — это старославянский: его много, он нудный, непонятный и сложный. У половины группы ощущение, что мы завалим по нему все зачеты.

По поводу корпуса филфака: сначала я думала, что стремно там учиться хотя бы потому, что основной ближе к дому. Но друг с соцфака рассказал, что они постоянно бегают между зданиями и теряют время. У нас же свой маленький корпус — да, он раздолбанный, но в нем уютно. Конечно, внешний вид иногда нагоняет тоску: облезлые стены, все очень старое, в аудиториях душно, а зимой, говорят, так холодно, что на парах сидят в верхней одежде.

Я планирую поступить в магистратуру — например, на издательское дело. Лет через десять я хотела бы написать что-то свое, но понимаю, что для этого нужны знания и опыт. Мне кажется, после филфака можно работать преподом, корректором, журналистом, писателем, может быть, даже режиссером. Сразу после учебы вижу себя корректором в каком-нибудь печатном издании — моя крестная так начинала, а сейчас она ресторанный критик. Я не собираюсь идти по ее пути, но считаю, что начинать нужно с низов.

Катя Кудрявцева

Поступила в МГПУ на специальность «Методика преподавания английского и немецкого языка»

Мне очень нравится английский язык — как он устроен, как звучит, поэтому я решила получать специальность в этом направлении. Питер и Москву я не рассматривала — решила даже не пытаться, подала документы в самарский пед, а МГПУ был запасным вариантом, но на бюджет я прошла только туда. Зато после окончания вуза я получу московский диплом.

Если выбирать между сложностями в учебе и в быту, труднее, наверное, вытягивать быт. Я приехала в Самару из Новокуйбышевска, снимаю квартиру, и еще не привыкла к «взрослой жизни». Например, нужно постоянно готовить, поэтому пока я питаюсь так себе.

В первый день в универе было страшно — неизвестно, какие там будут люди, примут ли в коллектив. Но мне повезло — все ребята очень простые, мы сразу подружились. В группе 13 человек, из них всего один мальчик. На потоке три группы, в двух других мальчиков нет вовсе.

До поступления я почти ничего не слышала о МГПУ, но сейчас мне все нравится: корпуса маленькие и уютные, находятся в 15 минутах ходьбы друг от друга, ремонт тоже неплохой — трещин в стенах я пока нигде не заметила. Преподаватели тоже хорошие — они приходят не просто провести лекцию, а дать знания. Сразу предупреждают, что будут строгими, — хотят, чтобы мы хорошо знали язык. Некоторые преподы уже сильно нагружают, но большинство пока нет.

Про внеучебную деятельность я пока ничего не слышала, и вообще планирую делать упор на учебу — например, было бы здорово пойти на дополнительные курсы по языкам. Конечно, я планирую пойти на посвящение, да и на студенческие тусовки было бы здорово попасть — чтобы сблизится с однокурсниками и развеяться.

После окончания вуза я стану преподавателем английского и немецкого. После бакалавра хочу пойти в магистратуру, а затем продолжить университетскую деятельность и остаться педагогом в вузе.

Юля Кочеткова

Поступила в АСИ СамГТУ на специальность «Экспертиза управления недвижимостью»

Я закончила школу в Новокуйбышевске и как перспективу выбрала работу с недвижимостью, потому что люблю математику и черчение и мне нравится общаться с людьми. Выбрала экс-СГАСУ. До бюджета мне не хватило 6 баллов, поэтому учусь платно. В моей группе 25 человек, а мальчиков всего 6.

Мне пока сложно адаптироваться — другой город, новые люди. Я снимаю квартиру: от универа мне предлагали общежитие, но я слышала, что там туалеты и душевые в плачевном состоянии, поэтому отказалась. Я учусь в трех корпусах. До одного из них от главного можно дойти за 10 минут, до другого — за 30. В главном корпусе очень хорошие кабинеты, а в том, где учат химии, ремонт так себе, хотя я не могу сказать, что там штукатурка сыпется.

Я осознала, что стала студентом, во время первой пары, когда препод начал объяснять материал. Вообще все преподаватели адекватные. Я знаю, что эти люди написали свои учебники, были на стажировках в разных странах, и считаю, что это круто. Я боялась, что будет много общеобразовательных предметов, но у нас даже английский со специфической направленностью. Мне пока трудно привыкнуть к новым предметам: очень сложными оказались начертательная геометрия и геодезия. Сейчас нас еще стараются не напрягать в учебе, но я видела план подготовки второго курса — все будет намного серьезнее.

Я планирую работать по специальности, поэтому и согласилась на платное обучение. На «Водоотведение» я проходила на бюджет, но я мало что знаю об этой профессии и она мне не близка. После 4 лет учебы я смогу стать оценщиком недвижимости, сметчиком, геодезистом или аудитором.

Игорь Жидковский

Поступил в СГСПУ на специальность «Педагогическое образование с двумя профилями (иностранный и иностранный)»

Я с детства учу английский язык и всегда хотел изучать больше, поэтому выбрал лингвистическое направление. Изначально я планировал поступать в Москву: подавал документы в Московский лингвистический универ, но мне не хватило двух баллов до бюджета. В других вузах, которые меня привлекали, нужно было ЕГЭ по истории, а я решил сдавать только обществознание. В итоге получил по нему всего 69 баллов и безумно расстроился. Английский, кстати, сдал на 95. Еще во многих универах убрали бюджетные места на изучение иностранных языков — так я попал в самарский пед.

Многие знакомые мне говорили: «Если и идти на ин. яз., то точно не в пед». Спрашивали: «Кем ты потом будешь? Преподавателем?». Даже если и так, что такого? Иногда у меня мелькает желание стать учителем — наверное, прикольно работать с учениками, давать им знания.

По рассказам родителей, студенческая жизнь — это вечные тусовки вперемешку с учебой, бессонные ночи, но пока такого нет. Сейчас я, как прилежный студент, делаю все задания, а спать ложусь в 23-00, чтобы встать в 6 утра и доехать в универ к 8.

В школе я мог не ходить на уроки, если хоть чуть-чуть заболею, а здесь в напряге, даже если опаздываю на пять минут. У меня появилась ответственность, и я надеюсь, она не пройдет: хочется учиться на пятерки и получать повышенную стипендию.

Я буду учиться пять лет, хотя это почему-то называется бакалавр. Мы сразу будем изучать английский язык, а со второго курса выберем дополнительный. Немного жаль, что на выбор дают изучать только немецкий или французский — весь мир учит китайский, арабский или японский.

Существует стереотип, что в педагогическом учатся одни девушки. В моей группе 14 человек, и я один из двух мальчиков. Мне все равно, с кем учиться, да и в классе у меня было больше девочек, так что я себя нормально ощущаю.

Другое дело — корпуса. В них совсем не сложно ориентироваться, но я насмотрелся разных фильмов, где в универах крутые аудитории, прихожу в свой корпус — а там просто кабинеты, как в школе, только раза в три больше. Говорят, зимой в них холодно. В нашем корпусе учатся будущие учителя начальной школы и иностранных языков. В главный мы ходим только на лекции по физре, которые проходят в тех самых высоких аудиториях. А еще у нас нормальные туалеты — все прилично.

Про внеучебную деятельность пока ничего не понятно: нас еще никуда не зазывали, говорили посмотреть на сайте — а там только кружок по бисероплетению. Но нам обещают провести адаптационный выезд — отправят на турбазу на один день.

На выходе из универа у меня будет два языка, которым я смогу обучать. Но не обязательно уходить в преподавание — можно, например, работать переводчиком. Главное — остаться в сфере иностранных языков. Я знаю, что в этом универе учился Никита Маняев. Даже учитывая, что он отчислился, он подтверждает факт, что если ты поступил в пед, совсем необязательно становиться учителем.

Мария Майлян

Поступила в СамГМУ на специальность «Лечебное дело»

С 7 класса я была уверена, что поступлю в медицинский. На ЕГЭ набрала 234 балла и прошла во вторую волну на «Лечебное дело». Хотела попасть именно на это направление, потому что за 6 лет я попробую всего понемножку и потом решу, кем хочу стать — кардиологом, хирургом или всем сразу. Так что если бы я не попала на бюджет, поступила бы платно. Я подумывала подать документы в Москву, но мед — не то место, где учиться легко, а с переездом в другой город стало бы еще сложнее.

В моей группе 13 человек: 11 девочек и 2 мальчика. Мы, конечно, стеснялись первые два дня, но сейчас уже похожи на зарождающийся коллектив. Надеюсь, мы сплотимся и будем помогать друг другу, потому что в меде поддержка важна, как нигде: мне кажется, все наслышаны, что студенты-медики не спят, не едят или делают это в перерывах между анатомией и гематологией.

Наши пары проходят почти во всех корпусах СамГМУ, между ними я передвигаюсь на автобусе. Интересно, что в здании корпуса на Арцыбушевской раньше была тюрьма, но сейчас там все переоборудовано и выглядит хорошо. Вообще с ремонтом в универе все отлично, аудитории светлые и просторные.

Насколько я знаю, в меде развита внеучебная деятельность: есть и КВН, и студвесны, и разные кружки — от хореографических до хирургических. Так что я жду движа не только в учебном плане. Я бы пошла петь или танцевать — до этого 12 лет занималась танцами. Никогда раньше не увлекалась плаванием, но если появится возможность, тоже попробую. Еще я сейчас работаю фотографом и, может быть, в универе тоже получится как-то это развить.

Злата Буркова

Поступила в СамГТУ на специальность «Инженер-технолог энергонасыщенных материалов»

Я поступила на эту специальность, потому что она связана с военной деятельностью, если проще — я инженер-технолог взрывчатки. До этого я училась в кадетской школе: там мы изучали военное дело, строевую подготовку, разбирали автоматы, да и физподготовка у нас была сильнее, чем в других школах. С 5 по 11 класс мы выезжали в казармы и жили там в нереальных условиях. Я привыкла к такому образу жизни и благодарна, что учителя воспитали во мне патриотизм. Выйдя из школы, я чувствую, что отличаюсь от остальных студентов — у меня другие моральные ценности, я больше за страну, чем за себя.

По результатам ЕГЭ я поступила на бюджет в несколько вузов: в Московскую Тимирязевскую академию на агроинженерию, в СГЭУ на предпринимательское дело и в самарский политех. Выбрала последний, так как кроме учебы я усиленно занимаюсь баскетболом, а в политехе есть хорошая команда, и я смогу продолжить играть.

Запомнить расположение корпусов и добираться до них просто — они все в шаговой доступности. Самое дальнее — 20 минут от одного корпуса до другого. Пока мы учимся один день в одном корпусе, другой — в другом, перебегать в течение дня между зданиями случается нечасто. В плане ремонта все норм, туалеты очень ухоженные.

Преподы все разные, к ним нужно искать подход. У меня есть сложности с информатикой, потому что в старших классах у нас ее не было. Когда я подошла к одному из преподавателей с вопросом, думала, он от меня отмахнется, но он все доступно объяснил, так что я усвоила новый материал даже лучше, чем другие.

Я шла не техническую специальность в том числе и потому, что знала — там не будет женского коллектива, я его не люблю. В моей группе 18 человек — 5 девочек и 13 мальчиков. С частью одногруппников я познакомилась в начале августа: мы искали друг друга вконтакте по ФИО из списков и на орг собрании уже знали в лицо. Сейчас мы вместе везде ходим, всегда всех ждем, своих не бросаем.

От студенческой жизни я жду братства между студентами, какое было в школе. Я была на мероприятии студотрядов, и там нереальный движ: все веселятся, танцуют, никаких разговоров про деньги, какую-то выгоду. Все — как большая семья, несмотря на разные универы. С каждым днем я убеждаюсь, что сделала правильный выбор: общаясь с одноклассниками, я понимаю, что другие универы мне просто не подходят.

Я планирую работать по специальности, а также за 5 лет учебы хочу продвинуться в баскетболе и получить спортивные разряды.

Максим Тамаров

Поступил в Самарский университет (бывший аэрокос) на специальность «Энергетическое машиностроение»

В качестве третьего предмета на ЕГЭ я выбрал физику, после чего совсем не знал, куда поступать: решил просто ходить по приемным комиссиям и ориентироваться на месте. В Самарском универе комиссия была устроена понятнее всего: было сразу ясно, куда идти, работала электронная очередь, первокурсников встречали люди, которые рассказывали про факультет и перспективы после его окончания. Меня заинтересовало, что мы будем затрагивать робототехнику, которую сейчас внедряют на заводах, — и я сделал выбор.

Каждый второй человек, который узнавал, что я поступаю в аэрокос, говорил, что там очень сложно учиться. Но старшекурсники объяснили, что если у тебя есть голова и ты готов прикладывать усилия в учебе, проблем не будет. Впрочем, со сложностями я уже столкнулся: когда я выпускался из школы, то с облегчением думал забыть о домашних заданиях — и это было моей ошибкой, заданий в универе так же много.

Я учусь в пятом, третьем и медиа-корпусе. Бывает, за один день приходится перемещаться между ними, но это не проблема, ведь все они недалеко друг от друга. Лекционки немного «уставшие», но другие кабинеты новые и крутые.

Первокурсников уже успели свозить на адаптационный выезд в «Полет», где мы провели почти три дня. Там проводили игры на сплочение, после которых мне кажется, что я знаком с одногруппниками уже год. Там же нам рассказали про все внеучебные организации — я человек активный, так что собираюсь на пробы в СТЭМ «Кислород».

Я не знаю, что со мной будет завтра и что произойдет после выпуска. За время учебы у меня точно расширится кругозор и я научусь применять знания в жизни — даже если не выберу работу по специальности.