1665

Личный опыт: как я открыл сеть 7pizza и Sushi5

Текст: Арина Гриднева Фото: Артем Голяков

Пять лет назад в парке Щорса появился небольшой стол со сладкой ватой, а потом и аттракционы — батуты и машинки для детей. Все это было делом рук тогдашнего студента Владимира Колганова, который в скором времени запустил сразу две сети быстрого питания — 7pizza и Sushi5 — и завоевал не только городские парки и набережную, но и пространство местных «Перекрестков». Сегодня ему также принадлежат мини-кафе «Кусь-кусь» и «ice baby». Пообщались с предпринимателем и выяснили, как перепробовать несколько видов бизнеса и найти свое дело, можно ли сколотить состояние на хот-догах и почему важно верить в свою идею несмотря ни на что.

Сладкий бизнес

Около десяти лет назад я приехал в Самару из села Барановка и поступил в политех. Я понимал, что с зарплатой 15 000 рублей и крошечной стипендией я никогда не смогу купить квартиру в большом городе, и хотел придумать какой-то бизнес. Своими размышлениями поделился с коллегой — мы вместе подрабатывали в инженерном центре охраны труда, — и он посоветовал открыть точки со сладкой ватой в парках. Я сначала посмеялся, но потом нашел в интернете бизнес-модель, согласно которой заработок мог перевалить за 80 000 рублей — на тот момент эта цифра казалась невероятной.

Деньги на аппарат пришлось занять у родителей — они одолжили мне 100 000 рублей, для нашей семьи это была огромная сумма. Несколько дней я кормил ватой соседей по общаге, а потом поставил точку в парке Щорса, хотя все меня отговаривали — считалось, что это зашкварное место и заработать там невозможно. Выглядело и правда сомнительно: на каждой лавочке сидели ребята с пивом, что не очень вязалось с атмосферой детского парка.

Денег хватило не только на оборудование, но и на автомобиль: вместе с аппаратом для ваты я приобрел «пятерку», на которой каждый день возил его в общагу и обратно. День строился примерно так: учеба, работа в охране труда, а затем сладкая вата до самого вечера. В первый месяц удалось заработать примерно 50 000 рублей, а рекордная выручка за день составила 12 000 рублей. Для меня это был нереальный скачок.

Расширение и кризис

Со временем я стал искать сотрудников и ставить точки в разных парках города — всего их было пять. Теперь это были ларьки со смешными вывесками «Вкусняшки от Наташки», где вместе со сладкой ватой продавали леденцы и попкорн. Покупателей хватало, так что вскоре появилась возможность расположить рядом с киосками детские аттракционы — машинки, батуты и прочее.

Все работало отлично, пока не закончилось лето 2015-го: на следующий год мне запретили ставить свои точки. Дело в том, что сменилось руководство самарских парков и все прибыльные места разошлись по приближенным, но мне это объяснили иначе — сказали, что я писал жалобы на новое руководство, хотя это не так. Свои силы я всегда тратил на содержание семьи и развитие бизнеса, а не на претензии. В итоге у меня осталось только одно место — комплекс в парке Щорса, который по-прежнему все считали неприбыльным. Но на деле там со мной выросло целое поколение: дети приходили, здоровались за руку, покупали вату и рассказывали, как прошел день. Это был своеобразный ритуал, так что многие ребята до сих пор меня помнят.

В поисках достойного заработка я пробовал разные бизнес-модели: фейерверки, елки перед новым годом, но ничего не приносило нужного достатка, а чаще всего вообще выходило в минус.

Новая идея

Тогда я поехал в Москву, чтобы изучить новую бизнес-модель — сеть пиццерий навынос, которые открывают в павильонах перед кассами супермаркетов. Это отличная идея: можно заказать пиццу, уйти закупаться в магазин и забрать ее на обратном пути. Обычно покупатели живут в пределах района, поэтому продукт не успевает даже остыть, пока его несут домой. Людям не нужно ехать в отдельное место или ждать доставку — пиццерия находится там, куда они все равно заходят почти каждый день.

Я загорелся проектом, но оказалось, что снять помещение рядом с супермаркетом в Самаре очень сложно — такие места, как правило, всегда заняты, а если кто-то съезжает, то за ним уже стоит очередь. Я вел долгие переговоры с руководством торговых центров и открыто заявлял, что хочу открыть сеть таких пиццерий по всей России. В конце концов удалось урвать место перед «Перекрестком» на Мичурина, 138.

В это же время мне удалось найти повара, который входит в гильдию поваров Самары и обучался в Италии. Он заинтересовался стартапом, поверил в проект и согласился со мной работать. Перед открытием мы с друзьями неделю ходили и дегустировали разную пиццу, приготовленную на камне, чтобы понять, какую хотим предложить гостям. Все это время на кухне уже работало три человека, которым нужно было платить зарплату, хотя мы по-прежнему не принимали гостей. Хотелось сделать все максимально качественно — и кажется, у нас получилось.

Открытие сразу привлекло массу гостей, потому что мы устроили акцию «Плати за пиццу сколько хочешь». В тот день мы ничего не заработали — вышли в ноль и кое-как справились с огромным потоком людей, но это стоило того. Всем понравилась пицца, нас начали советовать друзьям и соседям, так что уже со второго дня появилась прибыль. Со временем к пицце прибавились еще и суши: я пригласил друга-сушиста, который работал в сети ресторанов в Подмосковье, и он присоединился к проекту. Получился гармоничный дуэт под названием 7pizza и Sushi5. Название говорит само за себя: пиццу можно забрать через уже через семь минут, а суши — через пять.

Большое будущее

Пиццерия развивалась, но я не оставил идею заниматься летними точками. Удалось получить разрешение на установку пяти ларьков с фастфудом на набережной — нужно было открыть их как можно скорее, поэтому первоначально мы работали без вывесок, а в ассортименте были только вата и вода — то, что осталось от работы в парках.

Первые дни мая оказались холодными, поэтому людей на набережной было мало и выручка оказалось не такой, как хотелось бы. Все деньги, которые появлялись, мы инвестировали в киоски: закупали аппараты для хот-догов и жареного мороженого, арендовали кофемашины. К счастью, после 9 мая и Дня России ситуация выровнялась и точки заработали в полную силу.

В период чемпионата мы принимали очень много гостей. Киоски к тому моменту уже обзавелись оборудованием и брендированными вывесками — «Кусь-кусь» и «ice baby». Выручка была очень хорошей, потому что мы работали в две смены — не по 10 часов, как многие, а по 20. Однажды я пришел к ларькам в 6 утра — а там очередь за хот-догами. Благодаря этому удалось быстро покрыть все долги и начать зарабатывать.

В это же время освободилось арендное место на Зои Космодемьянской, 7А, где я мог поставить еще одну пиццерию. Денег почти не было — я с трудом сводил концы с концами, но понимал, что нужно расти. В итоге занял необходимую сумму под расписку и открыл вторую 7pizza.

Почти сразу появилось и еще одно место для нашей пиццерии — на Чернореченской, 38, но с ним возникли сложности: оказалось, что в соседнем «Перекрестке» тоже готовят пиццу навынос, и против, чтобы у них под носом открылось подобное заведение. Я решил, что не хочу терять это место, поэтому запустил там только Sushi5 — суши и вок с собой.

Точки на набережной закрылись до весны, а 7pizza и Sushi5 принимают гостей круглый год. В каждой из них можно перекусить прямо на месте или унести покупки домой. К тому же, мы постоянно устраиваем акции — например, посетители могут платить за пиццу сколько угодно или выиграть поездку на яхте с фотографом и пикником. Подробности можно узнать в группе вконтакте или моем личном блоге, где я рассказываю, как мы развиваемся.

7pizza и Sushi5: Мичурина, 138, Зои Космодемьянской, 7А, Чернореченская, 38

Вконтакте