1116

От создания лендингов до digital-агентства: как работает веб-студия Q.lab

Текст: Анна Хмелёвская Фото: Анастасия Тихомирова

Максим Куфаков и Константин Татаев около 10 лет работали в сфере полиграфии и дизайна, но только в 2016 году пришли к созданию собственного digital-агентства. Начинали «с простеньких лендингов на конструкторах» и названия Volga Art, а потом провели ребрендинг и сейчас известны как Q.lab. Теперь ребята с нуля создают корпоративные сайты и площадки для интернет-магазинов, которые занимают верхние строчки рейтингов Рунета. Поговорили с молодыми предпринимателями о пути из дизайна в разработку, роли удобства в интерфейсе и мечтах создать онлайн-сервис, как у «Тинькофф банка».

Первые совместные заказы и неуклонный рост

Идея об открытии веб-студии появилась у Максима и Константина еще в 2014 году. На тот момент ребята уже около 10 лет работали в сфере дизайна и понимали, что большинство компаний готовы платить за создание собственной интернет-площадки.

Максим Куфаков

основатель Q.lab

Я начинал с помощника дизайнера, работал в сфере наружной рекламы, полиграфии, и уже тогда был известен как хороший специалист. У меня было много личных заказов: просили и интерьер продумать, и промышленную стелу запилить. Костя тоже трудился в дизайне и был загружен работой, так что первое время наше агентство существовало только на уровне идеи и сайта, который я сделал тогда же — в 2014-м. Расконсервировать его я решил, когда понял, что проектов на фрилансе слишком много, и в начале 2017-го наконец ушел в свободное плавание.

Так как мы с Костей уже были известны по отдельности, проблем с заказами для Volga Art не было — наоборот, из-за кучи работы мы порой спали по два часа в сутки. Несмотря на то, что проекты были связаны исключительно с дизайном, мы изучали веб-сферу и наняли разработчика. Сняли маленький кабинет на 8 квадратов и сидели втроем друг у друга на головах. Летом 2017 года агентство расширилось: мы взяли еще двух дизайнеров и двух разработчиков и переехали в новый офис — в пять раз больше предыдущего. Пополнив команду программистами, мы перестали сидеть на конструкторах сайтов и начали делать более индивидуальные вещи. При этом места нам все равно было маловато: встречаться с заказчиками и проводить переговоры, не мешая тем, кто выполняет проекты, было сложно. Так стало понятно, что нужно раcширяться дальше.

Основной приток веб-заказов начался, когда мы пошли на курсы предпринимателей и познакомились с начинающими бизнесменами: оказалось, что многим из них нужны простые недорогие сайты, и мы их делали. При этом мы старались выполнять свою работу действительно круто, поэтому сил затрачивали гораздо больше, чем брали денег. В результате о нас узнало еще больше людей.

Так, за 2017 год ребята доросли до среднего сегмента веб-рынка России. Сейчас они реализуют сложные проекты с ценником от 300 тысяч рублей, а в будущем и вовсе планируют запустить онлайн-сервис. Осенью этого года агентство провело ребрендинг и стало известно как Q.lab.

Обучение сотрудников и организация «Дизайн-выходных»

Весной 2018 года офис Q.lab снова вырос пропорционально возможностям: теперь в рабочем пространстве на 108 квадратов работают три дизайнера, три разработчика, аккаунт-менеджер и специалист по рекламе и продвижению. Еще двое сотрудников выполняют заказы на удаленке — как правило, они занимаются не созданием сайтов, а последующим ведением проектов. По планам, в следующем году веб-студия будет состоять из двух полноценных творческих групп с собственными тимлидами.

В Q.lab обеспечивают профессиональный рост сотрудников: дают сложные проекты, в которых можно в полной мере раскрыть свои способности, а также инвестируют в образование — отправляют в онлайн и офлайн школы.

Константин Татаев

арт-директор

Очень многие самарские специалисты не понимают маркетинговую составляющую в дизайне — например, почему иногда нужно жертвовать визуалом для того, чтобы продукт или услугу на сайте купили. Главное назначение веб-разработки — сделать онлайн-площадку удобной для потребителя, расположить блоки так, чтобы человек нашел нужную ему информацию. Дизайн хорош, когда он незаметен.

Так как мы видим пробелы в деятельности самарских агентств, мы пытаемся развить городскую сферу дизайна через обучение: в политехе мы с Максимом ведем курсы по веб-дизайну, да и в студию постоянно берем стажеров, учим их. Мы следим за ростом ребят, у которых преподаем в универе, и уже видим среди них наших потенциальных сотрудников.

Этой весной мы стали соорганизаторами «Дизайн-выходных» в Самаре — помогли привезти в город крупнейшее образовательное мероприятие, которое ежегодно проводится в разных городах России. Из ближайших к нам городов «Дизайн-выходные» принимали Тольятти и Ульяновск. Я был в Ульяновске и понял, что нашему городу тоже нужен такой ивент — в Самаре на тот момент вообще не было никаких мероприятий с уклоном в веб-дизайн, а мы хотели подогреть интерес к нему. Поэтому, несмотря на то, что проект был для нас некоммерческим, мы предложили Денису Кортунову (основатель 404Fest — прим. ред.) его провести. С этой же целью осенью мы участвовали и в организации 404Fest.

Сложные клиенты и лучшие кейсы

Сейчас Q.lab выполняет заказы для малого и среднего бизнеса. По словам Константина, у большей части клиентов до работы с агентством сайта либо не было вообще, либо он был неграмотно составлен — такой тоже приходится делать заново. За создание интернет-магазина здесь возьмут 400-600 тысяч рублей, а за корпоративный сайт — от 250 тысяч рублей.

Максим Куфаков

Часто к нам приходят производственники, которые делают крутые и востребованные продукты, но не уделяют должного внимания тому, как их компания представлена в сети. Мы же стремимся привести в соответствие содержание сайта и его интерфейс. Из крупных производственных компаний с нами сотрудничает, к примеру, завод «Самараволгомаш», который производит шаровые краны.

Один из наших лучших кейсов мы также создали для мамонта бизнеса — фермерского хозяйства «Борская индейка». У нас было четыре издания их сайта и каждый раз мы что-то меняли. В январе 2019 года мы запустим финальный вариант, который проживет года два точно, а затем снова придется что-то добавлять — это неизбежно, так как интернет-магазин всегда должен оставаться актуальным и удобным для покупателей.

Еще мы гордимся проектом магазина Didriksons и сайтом клиники пластической хирургии доктора Ушакова, который сейчас оттачиваем до идеала. Мы стараемся досконально исследовать каждую сферу бизнеса, с которой работаем, — именно поэтому наши продукты получаются удобными и эстетичными.

Мы принципиально работаем только с честным бизнесом, я его называю «экологичный» — без лживых лендингов, где люди продают что-то из Китая за 100 рублей. С такими предложениями к нам приходили не раз — мы отказываемся сразу и наотрез.

Ребрендинг и партнерство с акулами бизнеса

С начала 2018 года Q.lab работает в партнерстве с интерактивным агентством AGIMA. Являясь лидером рынка оно делится с командой информацией обо всех бизнес-процессах в сфере веб-дизайна, а в ответ получает профессиональных исполнителей для реализации своих подпроектов. По итогу, студия не только сохраняет статус независимости, но и получает необходимые кейсы для прокачки профессионализма в комплекте с интересными заказами.

Максим Куфаков

Когда-то и мы не могли понять, почему создание сайта может стоить хотя бы 100 тысяч рублей, но со временем осознали, что получая приличную сумму, мы можем задействовать больше людей и сделать крупный качественный проект. Если говорить о рынке веб-дизайна в целом, то он неровный: малые и средние агентства выполняют заказы по 500 тысяч рублей, затем идет пропасть, а после — уже большие компании, проектирующие за 15 миллионов крутые сервисы, для создания которых нужно разбираться во всем — в маркетинге, разработке, управлении людьми и клиентуре. В наших планах на будущее — перейти в эту категорию.

В сентябре 2018 года на партнерской конференции главный редактор рейтинга «Тэглайн» Алексей Раменский посоветовал Volga Art взять новое имя, с которым они будут не «рисовать портреты», а углубляться в веб-разработку.

Константин Татаев

Поменять название действительно было нужно. Когда придумывалось имя Volga Art, мы уже смотрели в сторону Москвы и планировали работать на федеральном уровне, но тогда мы делали упор на рекламу, а к пониманию, что хотим разрабатывать сайты, пришли позже. Новое название сказалось на позиционировании Q.lab: мы показываем потребителям, что работаем в цифровой среде, занимаемся аналитикой и исследованиями.

Планы и проекты и федерального уровня

Максим Куфаков

После ребрендинга мы будем переходить с самарского рынка на федеральный. Мы вообще не привязываемся к локации и собираемся работать даже за рубежом. Мне очень хотелось бы делать проекты в сфере финтеха. Ориентиром в этой области для меня являются сервисы «Сбербанка» и «Тинькофф банка». Я поражаюсь их масштабу, тому, как они работают с клиентами, заботятся о них — например, в приложении «Тинькофф» пишут, что лучше не пользоваться кредиткой, но если уж пришлось, дают советы, как делать это грамотно и остаться в плюсе.

В сфере веб-дизайна доверие между заказчиком и исполнителем очень низкое, потому что вокруг полно шарлатанов, которые создают сайты на коленке или кидают людей. Но крупные игроки рынка стараются делать все прозрачно и понятно. Мы стремимся к тому же, и нам можно доверять.

Материал подготовлен при поддержке