7897

Личный опыт: я работаю в «СКБ Контур»

Текст: Арина Гриднева Фото: Анастасия Тихомирова

Компания «СКБ Контур» была создана в Екатеринбурге в 1988 году и за 30 лет разрослась до сотни филиалов по всей России. Один из них находится в Самаре — здесь разрабатывают и продают продукты, которые помогают автоматизировать и упрощать бизнес-процессы в организациях. «Большая Деревня» пообщалась с руководителем группы продаж Аленой Ульдяковой и выяснила, что нужно знать, чтобы попасть в компанию, как проходит обучение сотрудников отдела продаж и почему, однажды покинув «Контур», она все-таки вернулась обратно.

Про собеседование и обучение

С ранних лет я представляла, как хожу на переговоры и веду образ жизни настоящей бизнес-леди, поэтому в университете выбрала направление «Финансы и кредит». Параллельно с учебой на заочном устроилась в банк, но после четырех месяцев работы поняла, что хочу развиваться иначе — взаимодействовать с большими компаниями, а не с физлицами.

В поисках вакансий я подала объявление на HeadHunter и параллельно изучала предложения на сайте. Трижды натыкалась на объявление «СКБ Контур» о поиске менеджера по продажам, но каждый раз закрывала его, потому что считала, что не смогу продавать. Я была не уверена в себе — казалось, что 18-летнюю девочку не будут воспринимать всерьез. К тому же, в голове сидел стереотип, что мне придется что-то навязывать.

Алена Ульдякова

В один из дней сотрудники тольяттинского отделения «СКБ Контур» сами позвонили мне и пригласили на собеседование. Хоть вакансия изначально и не приглянулась, я решила попробовать, потому что компания крупная, а значит есть перспектива карьерного роста. На собеседование пришло сразу несколько кандидатов. Нам рассказывали про «Контур» и возможности развития в нем. Я сомневалась, что мне перезвонят после этой встречи, потому что на должность претендовало много взрослых и более опытных людей, а я все-таки была студенткой. Когда мне позвонили и позвали в команду, я так удивилась, что от неожиданности даже переспросила: «Что, правда?».

В команде оказалось четыре человека и нас сразу же отправили на обучение — в компании есть Корпоративный университет, который рассказывает новичкам о продуктах и учит работать с ними. Я узнала, что с помощью сервисов «Контура» можно, например, формировать платежки, не выходя из офиса, и отправлять отчеты в налоговую, или проверить фирму, чтобы она не оказалась однодневкой. Сейчас в компании больше 40 продуктов, которые помогают бизнесу и бухгалтерии с электронным документооборотом, бухучетом и управлением предприятиями.

Про первые успехи и увольнение

После обучения начались реальные продажи. Руководители слушали наши звонки потенциальным клиентам и подсказывали, как лучше вести себя в той или иной ситуации: нам рассказывали разные фишки, делились опытом, проводили тренинги.

Когда я увидела первые результаты в продажах, ощущения были просто «Вау!». Поначалу я думала, что придется что-то упорно впаривать, но это оказалось совсем не так. В нашей компании продажникам не нужно никого обманывать — надо просто знать, какую выгоду может принести продукт, и уметь это показать. Если все сделаешь правильно, человек сам захочет приобрести продукт. Естественно, так происходит не всегда, но стоит просто признать, что не каждый клиент — твой.

Правда, бывает и наоборот. Как-то раз я договорилась с клиентом, что мы посмотрим, как работает один из наших сервисов. Я звонила девушке каждый божий день, но она постоянно отвечала: «Алена, не могу, занята, — давай завтра?». Я чувствовала себя очень некомфортно и не понимала, почему она не может сказать мне «Нет». Казалось, что я просто надоедаю человеку, но в один из дней она все-таки согласилась посмотреть сервис. Как же я была счастлива, когда мы заключили договор! Мало того, выяснилось, что клиент не просто выбрал наш продукт, а ради него отказался от предложения конкурентов. Особенно меня вдохновила фраза: «Как же здорово, что вы не сдались!».

Спустя полтора года работы в компании у меня случился кризис. Все получалось — я даже зарабатывала больше, чем родители, но душа требовала перемен. Хотелось уехать в Москву, покорить мир и развиваться дальше. В это же время я пошла на тренинг по личностному росту. В течение месяца нам выдавали задания, и одним из них оказалось прослушивание мотивирующих аффирмаций: в одной из них говорили о том, что мы свободны по жизни, и я под влиянием эмоций решила уволиться с работы. Это стало неожиданностью для всех — в том числе и для меня самой. Начальство было в шоке, но меня отпустили.

Шесть месяцев я наслаждалась свободной жизнью и успела попробовать себя в региональной компании по продажам курьерских услуг. В первый день мне показали офис и потом сразу же посадили на звонки. В «Контуре» нам объясняли все от и до, а здесь не сказали и полслова — пришлось очень тяжело. Я пробовала устроиться и в другие организации, но быстро поняла, что все это — не мое.

Я долго не решалась вернуться в «Контур», просто потому что было стыдно проситься назад, но в итоге все-таки сделала это. Перерыв пошел мне на пользу: когда я вернулась, уже четко понимала, что хочу расти именно здесь.

Про повышение и сотрудников

В течение года я работала на должности менеджера по продажам, а потом пошла на повышение. Компания быстро развивалась: стало больше продуктов и новых сотрудников. Появилась вакансия ведущего менеджера по продажам, который должен был стать наставником для новичков. Должность была доступна только в Самаре, а я на тот момент работала в Тольятти, поэтому обратилась к руководству и попросила перевести меня, чтобы попробовать ее занять.

Всех претендентов приставили к новеньким и смотрели, как мы работаем. В итоге взяли сразу несколько человек, в числе которых была и я. Первое время мы продавали продукты и параллельно обучали ребят, а потом нас повысили до руководителей групп. Теперь я выстраиваю и контролирую процесс: занимаюсь обучением и отвечаю за результат своей команды.

В самарском отделении «Контура» семь групп продаж и каждая специализируется на своем продукте. Часть ребят работает на телефоне, а вторая выезжает прямо к клиенту, чтобы оценить бизнес изнутри. Я руковожу группой, которая работает в офисе и занимается справочно-правовым сервисом «Контур.Норматив». Он содержит полный справочник федеральных и региональных законов, а также инструменты, которые требуются бухгалтеру каждый день — калькулятор расчетов, например.

Про обустройство офиса и совместный досуг

Наш офис находится в «Скале Холл» и занимает два этажа — 15-й и 22-й. Руководитель самарского филиала очень большое внимание уделяет тому, как выглядит наше рабочее пространство и насколько комфортно в нем находиться. Сейчас в офисе пять просторных кабинетов и три переговорки для бизнес-встреч и не только. В одной из них, например, установили настольный футбол, в который мы с коллегами рубимся по вечерам.

Одна из моих любимый зон — кухня. Прямо напротив окна здесь расположена барная стойка, так что можно обедать с видом на город. Здесь все как дома, только на работе: есть посуда, бытовая техника, кухонная мебель. Чаще всего я беру еду с собой, но если лень готовить, можно зайти в одно из множества заведений поблизости и заказать бизнес-ланч.

В компании стандартный график — с 9-00 до 18-00. Многие, как и я в начале, думают, что в «Контур» сложно попасть. В действительности не нужно быть гуру продаж, чтобы присоединиться к команде. Если человек хорош в общении, четко умеет выражать свои мысли, знает чего хочет и цели его амбициозны — добро пожаловать. В этом наше главное преимущество: мы готовы обучать с нуля. Когда я пришла, то совсем не умела вести переговоры, а вдобавок ничего не понимала в налогообложении, работе бухгалтеров и отчетности. Сейчас я точно знаю, как работает бизнес наших клиентов и понимаю, какие из наших продуктов помогут им упростить процессы.

При этом, не надо думать, что все сотрудники «Контура» только и делают, что работают в режиме нон-стоп. В компании проходит много мероприятий, которые позволяют нам поддерживать корпоративный дух и дружить вне офиса. Мы собираемся не только по официальным праздникам, а еще и просто так — без повода. Например, в мае этого года самарский и тольяттинский филиалы поехали на совместную игру в пейнтбол. Там мы проводили турнир, жарили шашлыки и просто болтали. Иногда выезды бывают образовательными — и они помогают сформировать начальные навыки, которые потом помогают в процессе работы.

В последний год компания сильно разрослась, так что мы ведем набор в команду продаж. Чтобы присоединиться к нам, важно уметь грамотно выражать свои мысли и хотеть развиваться, а всему остальному мы научим на месте.

«СКБ Контур»: Московское шоссе 4А стр. 2

Тел. +7 (846) 374-43-44

Сайт, вконтакте, фейсбук, инстаграмодноклассники, ютуб