1139

Инструкция: как правильно просить повышения

Анна Хмелёвская

«Большая Деревня» убеждена, что грезы о профессиональном росте нужно переводить в статус «цель» и работать над ее достижением. Вместе с HR-директором группы компаний «Бизнес-Гарант» Вероникой Стрелец разобрались, стыдно ли просить повышения, как правильно вести беседу с руководством и чего не стоит упоминать в разговоре о карьерной лестнице.

Вероника Стрелец


HR-директор группы компаний «Бизнес-Гарант»

Просить повышения — это не стыдно?

Просить продвижения по службе — это абсолютно нормально. Но большинство сотрудников откладывают разговор с начальством, боясь получить отказ. Тут надо понимать, что руководитель может не инициировать ваше повышение не потому, что не считает вас достойным кандидатом, а из-за собственной нагрузки или нехватки времени. Возможно также, что ваша работа действительно не слишком заметна — тем более, стоит привлечь к ней больше внимания.

Важно понимать, что обсуждая повышение, вы просите не только больше денег, но и больше обязанностей, а начальники ценят проактивную позицию. Главное — осознать, почему вы хотите продвинутся по карьерной лестнице и быть готовым защищать свою позицию.

Как понять, что я достоин более высокой должности?

Стоит задуматься, какие новые обязанности вы начали выполнять, оставаясь на своем месте. Если их спектр вырос, а зона ответственности расширилась, вы вправе претендовать на более высокий статус и оплату труда. В том случае, если круг задач остался прежним, но вы чувствуете, что способны уделять работе больше времени и сил, обсудить повышение тоже стоит — это продемонстрирует вашу смелость и тягу к новому.

Важно не путать расширение функционала или увеличение производительности и просто качественное выполнение должностной инструкции. Хорошо делать свою работу — рядовая обязанность каждого сотрудника. Отталкиваться от времени, которое вы провели в компании, тоже так себе идея: одни работники за 2 месяца начинают делать то, что соответствует следующей ступени в карьере, а другие 10 лет выполняют одни и те же задачи, даже не задумываясь о профессиональном росте.

Как выбрать подходящий момент для разговора с начальником?

Если отношения с руководством позволяют вам договориться о встрече в любое время, воспользуйтесь этой возможностью. Выберите момент, когда у начальника будет хорошее настроение — человеческий фактор никто не отменял. Если нет — подойдет неизбежная формальная встреча: например, ежемесячный отчет.

Также есть смысл учесть финансовое положение компании: на пике благополучия получить повышение куда легче, чем на краю долговой ямы. Правда, организации по-разному относятся к информации о собственных доходах — будучи рядовым сотрудником, вы можете ее и не знать.

Как правильно вести беседу с руководителем?

Следуем принципу, основанному на элементарной логике: сначала доказываем собственную эффективность и только затем просим новую должность или больший оклад. Начните разговор с перечисления своих результатов в работе. Если круг обязанностей не увеличился, расскажите о своих планах, связанных с деятельностью компании: продемонстрируйте выгоду, которую получит организация, когда вас повысят.

Держитесь уверенно и приводите аргументы, которые способны обосновать. По пунктам распишите начальнику план собственных действий, который приведет к новым свершениям. При этом не нужно обманывать и приукрашивать ситуацию: если вы не уверены, что сможете увеличить продажи, не говорите об этом.

Чего делать не стоит, так это сравнивать свою зарплату с доходом других сотрудников: скорее всего, вы владеете неполной информацией об их обязанностях и не сможете объективно оценить адекватность вознаграждения. Также не нужно рассказывать о личных трудностях, стоять на бездоказательной позиции «я достоин лучших условий» или, что еще хуже, шантажировать начальство своим уходом. Угрозы и необоснованные требования — это позиция ребенка, который хочет новую игрушку. Подобное поведение точно не вызовет доверия у руководства и может даже сказаться на деловой репутации, поэтому главным аргументом должны стать ваши результаты.

Что делать, если начальник отвергает все доводы?

Принять его позицию без обид: скорее всего, у руководства есть причины для отказа. Уточните, что вам необходимо сделать для повышения в будущем, и договоритесь о конкретном — а главное, количественном — плане действий. Например, чтобы стать руководителем отдела продаж, нужно вернуть в компанию 10% конфликтных клиентов, прописать скрипты для менеджеров, подобрать двух новых специалистов и увеличить продажи хотя бы на четверть.