1794

Личный опыт: я открыла независимый книжный в Самаре

Текст: Лена Терентьева Фото: Лена Нураева

Никто уже не удивляется появлению в Самаре новых ресторанов, баров и кофеен, а вот открытие авторских магазинов для города все еще редкость. Тем интереснее, что кроме мест для тусовок, на улице Куйбышева расположился независимый книжный — «Диккенс». Владелица, и по совместительству единственный продавец, Лена Мухина уже полтора года встречает покупателей в двух комнатах на Куйбышева и разговаривает с ними о литературе и любви к чтению. Пообщались с ней, чтобы узнать, как может выжить частный букшоп рядом с сетевыми гигантами и зачем нужен бизнес, который пока не приносит прибыли.

Про идею

Я с детства обожала книги и чтение, поэтому закономерно поступила на филфак в самарский гос — чтобы с головой погрузиться в литературу. Но после студенчества мир писателей закрылся: я устроилась в государственное учреждение, потому что стремилась к независимости — в том числе и финансовой. Тогда я еще не понимала, какой должна быть вакансия моей мечты, поэтому пришла на собеседование туда, где гарантировали стабильный доход и уверенность в завтрашнем дне.

Спустя несколько лет я ушла в декрет и вернулась к своему увлечению книгами. Родив ребенка я будто сама погрузилась в детство: снова могла спокойно читать и мечтать о будущем. Тогда пришло осознание, что я вовсе не обязана ходить на нелюбимую работу и общаться с теми, чьи взгляды не разделяю. Снова появилась юношеская надежда на то, что все мечты можно реализовать.

Потом мы втроем переехали в Москву ради работы мужа. Чтобы не сидеть без дела, я стала искать работу с полной или частичной удаленкой и нашла вакансию медиапланера — специалиста, который работает с рекламными компаниями для «Яндекс.Директ». Так я оказалась в коллективе молодых ребят, которые приходили в офис осознанно — понимали, что занимаются любимым делом. Захотела стать такой же, как они, начала проводить аудит: спрашивала себя, чего хочу, что уже умею и имею, и в рассуждениях дошла до того, что можно заниматься литературой через книжный магазин. В итоге я ушла из «Яндекса» и устроилась консультантом в «Лабиринт» — в Москве он работает и в офлайне. В результате я узнала, каким должен быть продавец в книжном магазине и как вообще все устроено в этом бизнесе.

Реализовать собственный проект в Москве было бы сложно — там и так много интересных мест с книгами, да и аренда помещения обходится дороже, чем в провинции. Но через какое-то время мы вернулись в Самару, которая как будто специально создана для чтения. Расслабиться за книжкой здесь можно на волжских пляжах или в многочисленных кафе. При этом ассортимент литературы не самый богатый: книги приходится либо покупать в крупных сетевых магазинах, либо заказывать онлайн. Я же хотела расширить выбор — добавить новых авторов и издателей, которых люблю сама.

Про бизнес

Летом 2018 года я начала смотреть помещения для аренды в старом городе, потому что это то место, куда съезжаются жители всех районов Самары — на выходных или праздниках там гуляет очень много людей. Плюс это туристическая зона, и я в том числе рассчитывала и на гостей города, которые хотят заглянуть в местный книжный магазинчик. Нашла подходящее место: вход со стороны оживленной улицы Куйбышева, вокруг небольшие офисы, то есть о логистике и охране можно не задумываться. Оставалось лишь решиться.

В итоге мы с мужем сняли это помещение — пустое, со старым ремонтом — и начали создавать его заново. Мы обновили потолок и стены, отреставрировали паркет, купили в «Икее» полки для книг, стулья и диваны для гостей, а еще цветы для создания уюта. На все это ушло около 170 тысяч рублей из семейного бюджета. И 4 августа 2018 года наш магазинчик открылся.

Я хотела, чтобы название было простым для произношения, запоминания и вообще состояло из одного слова. Выбор пал на фамилию моего любимого писателя — Диккенс.

Про ассортимент

В независимых книжных представлен авторский ассортимент, который отличается от гипермаркетов, — исходя из этой концепции я его и подбирала. Ориентировалась на свой вкус. К открытию на полках стояла современная художественная литература, детские книги и академический нон-фикшн — в общей сложности примерно на 200 тысяч рублей. Я писала издательствам, рассказывала про концепцию магазина и планах по развитию. По счастью, мои самые любимые — «Синбад», «Фантом Пресс» и «НЛО» — поддержали проект профессиональными рекомендациями и уменьшили закупочную цену.

Сейчас при приобретении новинок, кроме собственных предпочтений, я ориентируюсь на авторитет издателей, новости книжных выставок и литературных критиков. Люди часто покупают учебники и пособия для вузов, работы издательства «НЛО», детскую и подростковую литературу, нон-фикшн по средневековью и, конечно, художку. Наименьшей популярностью пользуются книги по психологии и философии.

Все книги с полок мне знакомы, но читала, конечно, не каждую — например, до тома «Евреи и НКВД СССР» я вряд ли когда-нибудь дойду, у меня просто другие интересы. Но я уважаю выпустившее ее издательство университета Дмитрия Пожарского: оно пользуется популярностью, а значит, работа может стоят на полке «Диккенса». Мне важно, чтобы в Самаре был хороший выбор академической литературы. С художкой попроще: тут я целиком и полностью полагаюсь на свое восприятие. Но встретив хорошо написанный роман с интересным и крепким сюжетом, привезу и поставлю его на полку, даже если это не мой жанр.

Независимые книжные стараются популяризировать маленькие необычные издательства, которые чаще неизвестны в регионах и не продаются в крупных сетевых или онлайн-магазинах. Так мы знакомим читателя с новыми авторами и переводчиками, о которых он мог и не знать вовсе. Плюс у нас в ассортименте есть издания, которые занесены в книжную «Красную книгу» и за которыми охотятся библиоманы, — например, на полках «Диккенса» можно найти автобиографию комик-группы «Воздушный цирк Монти Пайтона» издательства «Додо Пресс». В целом, в независимых книжных есть вещи из области так называемого партизанского книгоиздания, которых точно не найти в других магазинах, — то, что выпускают издательства «Пыльца», «Найди Лесоруба», «Колонна».

Про конкуренцию

Конечно, многие книжки можно найти и в крупных магазинах, но ряд издательств в них просто не попадают. Так что конкуренции с «Озоном», «Лабиринтом» я не боюсь. Они сильнее, и это данность. Они могут себе позволить обширную программу лояльности к покупателям, да и просто демпинг. Но независимый книжный — это не только про продажи. У нас проходят интересные лекции, книжные клубы, встречи с писателями и издателями, праздники и игротеки с настолками. Можно прийти и зависнуть с детьми, чтобы они сами выбрали себе книги. В общем, мы и гиганты литературного рынка занимаемся несколько разными вещами. Нас вообще сложно назвать конкурентами.

Независимый книжный — это еще и про осознанное потребление. Когда у тебя есть возможность в уютной и удобной обстановке получить консультацию по своим индивидуальным интересам, ты не купишь лишних книжек «по акции», которые потом будут лежать мертвым грузом. А «живые» магазины — это возможность не упаковывать каждую книгу в пленку или коробку и отсутствие дополнительной нагрузки на дорогах, создаваемой курьерами из онлайн-ритейла.

Про посетителей

У нас хорошо работает сарафанное радио: друзья часто постят сторис, где отмечают «Диккенс», да и покупатели не скупятся на рекомендации своим подписчикам. Иногда меня находят через посты издателей, где они делятся ссылками на места с их книгами. У магазина много постоянных клиентов, вкусы которых я уже выучила. У новых гостей всегда спрашиваю про их читательский опыт и предпочтения, чтобы подобрать произведения, которые точно понравятся. Многие возвращаются за советом или просто для разговоров за чашечкой чая или кофе.

Конечно, есть и негативные примеры: кто-то жалуется на цены, хотя некоторые вещи у нас дешевле, чем на «Озоне», а кто-то пытается доказать, что любую книжку можно бесплатно скачать из интернета. Но такие гости встречаются довольно редко. Чаще всего люди приходят с конкретной целью — например, за романом в стиле Джейн Остин или за подарком для близкого человека. Радует, что в магазинчик заходит много родителей с детьми — для них я стараюсь подбирать самую разную литературу, подходящую под любой возраст и разные интересы юных читателей.

Конечно, особый ажиотаж магазинчик приобретает накануне праздников. И к ним я всегда тщательно готовлюсь: раскладываю на столе, диванах и подоконниках подборки тематических книг для людей разных возрастных категорий. Например, перед 8 Марта я подбирала литературу для совсем юных девочек, для любительниц историй о сильных женщинах и отдельно — подарочные издания.

В обычные дни гостей и прибыли меньше. Бывает, что при плохой погоде заглянет всего пара человек. А вот летом я могу не успевать как следует поговорить с каждым гостем, потому что на пороге уже стоят новые.

Люди узнают про «Диккенс» из социальных сетей или рассказов друзей. У меня был опыт продвижения за деньги, но он оказался неудачным: через год после начала работы, я купила рекламу в приложении с картой города, но особого выхлопа от нее не увидела. С тех пор я прекратила экспериментировать с маркетингом: сама я далека от этой темы, а работать со специалистом пока не готова из финансовых соображений.

Про будущее

По факту, я до сих пор работаю без зарплаты. Все, что зарабатываю, вкладываю в магазин — нужно каждый месяц думать об аренде и новом поступлении. С каждым месяцем доход растет, но чистой прибыли все равно пока нет. Тем не менее, меня все устраивает: я занимаюсь тем, что мне нравится, много читаю. Если бы не «Диккенс», я бы не познакомилась с таким количеством разных авторов, издателей и просто интересных людей.

Конечно, иногда появляется мысль: «А может, все бросить и не тратить здесь время, нервы?». Я нормально отношусь к тому, что может и не получиться. Но даже если мой магазин закроется, останется тот багаж знаний, которые он мне дал и с которыми я смогу найти себе другую работу в книжной сфере. За те полтора года, что я здесь отработала, я постоянно получала помощь и поддержку от коллег-книжников из разных городов. Это бесценный и важный опыт — и сейчас я точно не хочу с ним завязывать.

Самаре нужен такой магазинчик. Читатели постепенно привыкают к разнообразию, маленьким издательствам, да и к самой атмосфере книжного. Это место, куда можно прийти и поговорить о своих любимых писателях, полистать новые издания и спокойно прочитать по несколько страниц, чтобы составить впечатление о незнакомых произведениях.