897

Этому не учат в школе: каким бывает образование на дому и кому оно нужно

Автор: Юля Ваулина Иллюстрации: фильм "Капитан Фантастик"
«Должен ли ребенок ходить в школу?» — вопрос, который в современном обществе, кажется, не требует ответа — ну разумеется, должен. Однако оказывается, что это не обязательно так: при желании и необходимости школьник может учиться и дома — под контролем родителей или учителей. Кто выбирает дистанционную форму обучения, кому она подходит, какие формы имеет и на каких принципах строится, — разбираемся вместе с родителями, тьютором по семейному образованию и юристом.

Как получить школьное образование дома?

Закон «Об образовании в Российской Федерации» выделяет 5 форм получения среднего образования: очное, очно-заочное, заочное, семейное и самообразование. Очная форма предполагает посещение учебного заведения и учебу по расписанию. При заочной форме ребенок зачисляется в школу и учится по ее программе, но уроки не посещает и осваивает материал дома, сдавая по разработанному учебному плану домашнее задание и контрольные работы. Очно-заочное обучение сочетает обе эти формы: школьник посещает учебное заведение от двух до четырех раз в неделю и получает более объемные задания, чем одноклассники, сидящие на уроках каждый день.

Существует еще обучение на дому — вид очного индивидуального обучения для детей, которые по состоянию здоровья или по заключению педагогической комиссии не могут посещать школу. Занятия при этом организует учебное заведение и проводят учителя, а аттестация происходит, как при очной форме, — на основании текущих оценок и результатов контрольных работ.

При семейном и самообразовании ребенок зачисляется в учебное заведение только для прохождения аттестации, которая может проводиться в школе или дома — с использованием дистанционных образовательных технологий. Аттестация обязательна в 4, 9 и 11 классе, но по договору с школой может быть организована в конце каждого учебного года или даже каждой четверти. При семейной форме преподавание ведут родители, самообразованием школьник занимается сам — оно доступно для подростков от 15 лет. Подробнее о формах образования читаем по ссылке.

Как перевести ребенка на дистанционное обучение?

Несмотря на то, что на законодательном уровне заочное и семейное образование в России было легализовано еще 20 лет назад, до недавнего времени стремление родителей учить детей за пределами школы встречало сопротивление местных властей. Широко известен опыт Алины Дьяковой, требовавшей перехода на семейное образование для своего сына и пробившей все препятствия, чинимые региональной администрацией в Ижевске. В результате ее борьбы там заработало местное положение о семейном образовании, дополняющее Федеральный Закон и в частности регламентирующее выплату компенсаций родителям, которые сами обучают своих детей. Позже подобные положения появились и в других городах, а Алина стала тьютором по семейному образованию и теперь рассказывает другим родителям о юридических и психологических тонкостях «выхода из школы».

Ярослав Самородов

Партнер адвокатского бюро «Яблоков и партнеры», адвокат

На уровне Самарской области вопрос обучения вне школы регулируется Законом «Об образовании в Самарской области» и Приказом Министерства образования и науки Самарской области № 276-од с внесенными изменениями. В основной же своей массе нормативные правовые акты являются федеральными.

Как следует из Письма Министерства образования и науки РФ «Об организации получения образования в семейной форме», каждая образовательная организация обязана иметь внутренние положения, определяющие порядок получения образования вне школы. Закрепление же возможности компенсации расходов на такую форму образования является правом, а не обязанностью Самарской области.

В Самарской области не предусмотрена компенсация расходов на семейное образование и самообразование, что логично: родитель, организующий образование в таких формах, очевидно, несет сопутствующие расходы осознанно и целенаправленно, несмотря на то, что существует сеть соответствующих образовательных учреждений, обучение в которых не будет требовать таких расходов.

Зачем уходить из школы?

Причин может быть множество: психологические особенности и темперамент ребенка, травля со стороны одноклассников, низкий уровень преподавания, негативное влияние со стороны других детей и так далее. Теоретически можно сменить школу, но практически это не всегда получается: кто-то недостаточно быстр для электронной гонки при поступлении в выбранный лицей, у кого-то нет денег на частную школу, а кто-то просто живет в Кошелеве или Пестравке, где выбор учебных заведений невелик, а дорога до города длительна и трудна.
Есть и другие мотивы, побуждающие родителей заняться обучением детей самостоятельно, — о них тьютор по семейному образованию Алина Дьякова подробно рассказывает в интервью «Массовое школьное или семейное образование».

Алина Дьякова

Тьютор по семейному образованию

Отрывок из интервью

Есть глобальные разрушительные тенденции, которые затрагивают образование в целом. Это не особенность нашей страны и не следствие нашей экономики, — это вообще новые явления в жизни человечества, с которыми невозможно бороться.

Массовое образование возникло всего около 100 лет назад, в конце XIX века, и было заточено под определенные цели. Люди встали перед необходимостью работать на массовом производстве, а для этого были нужны соответствующие знания. Управляющие производствами правили индустриальным миром и понимали, что жизнь общества тоже можно планировать. Сподвижник Джона Рокфеллера Фредерик Т. Гейтс писал: «Нам не нужно выращивать писателей, учителей, поэтов, литераторов. Мы не будем искать ни задатки великих артистов, художников, музыкантов, ни юристов, проповедников, врачей, политиков, государственных деятелей, которых у нас и так достаточно. Задача, которую мы перед собой ставим, предельно проста и крайне привлекательна: научить этих людей жить идеальной жизнью там, где они родились».

То есть, школьная система изначально не была предназначена для того, чтобы учить людей думать самостоятельно. Но тогда это было сделано для перехода от аграрного общества к индустриальному, и это работало — была достигнута всеобщая грамотность. Вопрос: зачем эта система существует сейчас? — Заводы не работают. Мы перешли в постиндустриальное общество, где нужны менеджеры, умеющие принимать самостоятельные решения, и интеллектуалы с нестандартным мышлением. Ничему этому школа не учит, и те родители, которые выбирают массовое образование, просто снимают с себя ответственность за будущее своего ребенка.

Как учатся самарские школьники, которые не ходят в школу?

Ознакомившись с теорией, «Большая Деревня» перешла к практике. Мы попросили трех мам, которые перевели детей на домашнее обучение, поделиться своим опытом — рассказать о плюсах, минусах и подводных камнях системы.

Нина Малютина (имя изменено)

Мои дети уже два года учатся на заочной форме обучения. Сейчас им 12 и 13 лет — окончены 7 и 8 классы, а переход случился, соответственно, в 5-м и 6-м. От посещения школы решили отказаться по личным мотивам — с системой российского образования они не связаны. Директору было написано заявление о переводе детей на заочную форму обучения. Отказать в такой просьбе администрация учебного заведения не может: по закону она обязана разработать положение о заочном обучении, соответствующим образом изменить устав и разработать индивидуальный учебный план для каждого «дистанционного» ученика.

При этом ребенок остается учащимся школы и занимается по ее программе: проходит дома материал и выполняет задания в соответствии с планом, а по итогам года пишет проверочные работы вместе с одноклассниками. Но учителя только проверяют задания и дают рекомендации, а объясняют материал родители, что обеспечивает более индивидуальный подход и дает возможность построить учебный день по собственному расписанию.

В среднем, у моих детей в будни по 6 уроков, а по окончании четвертей каникулы, как и у остальных школьников. Предметы объясняю я и не вижу в преподавании никаких трудностей, несмотря на то, что я не педагог, а социальный работник, — в учебниках все написано. Единственная проблема — понять и учесть все требования к оформлению письменных работ по математическим дисциплинам, которые не всегда логичны и очевидны.

Милослава Семенова

Моему сыну 9 лет, он перешёл в 4 класс и с 1 класса находится на семейном обучении. Мы с мужем считаем, что школьную программу можно освоить и дома, а посещение школы вредит детской психике и здоровью, отнимая к тому же уйму времени. При семейном образовании ребенку не нужно ни свет ни заря тащиться с перегруженным ранцем в школу, неподвижно сидеть на уроках, взаимодействовать с неприятными ему людьми, зубрить ненужную информацию и есть столовскую еду.

Мы живем в микрорайоне Крутые Ключи и, когда приняли решение учить сына дома, отправились в сельскую школу. Документы оформили без проблем — директор знал закон и не возражал. По договору школа обязана обеспечить ребенка учебниками, принимать промежуточные и итоговые аттестации; он может участвовать в школьных мероприятиях и праздниках. Мы, родители, в свою очередь, должны самостоятельно преподать материал, а сын — сдать его в конце каждой четверти.

Мы учимся по программе «Школа России». Курс включает видеоуроки, рабочие тетради, наглядные пособия и практические задания для применения в жизни. Учебный день построен совершенно свободно: мы занимаемся тогда, когда есть желание и возможность. Каникулы сына совпадают со школьными, но иногда посреди четверти мы можем на несколько дней уехать в другой город или просто взять небольшой тайм-аут.

Я музыкант, но проблем с преподаванием у меня нет. Сложности в другом: во-первых, про работу в полный день можно забыть, а во-вторых, придется противостоять нападкам родственников, недоумению знакомых, давлению работников школы и сердобольным соседям, грозящимся прислать проверку из Органов опеки.

Светлана Михайлова

Моему сыну 14 лет, на семейном образовании год — с 7 класса — раньше я просто не знала, что такое возможно. Среди причин ухода из школы — частые болезни сына в 6 классе — простуды, неврастения, носовые кровотечения; ежедневные встречи с неадекватным и вечно кричащим педагогом; докладные записки об опоздании с перемены и прочие придирки по мелочам. Жаль, что мы не ушли раньше, — ребенок просто счастлив. Поначалу даже сложно было состояние эйфории перевести в учебное русло, но мы справились.

Договор со школой мы не заключали — просто сдали аттестацию по двум предметам и ушли. Директор писала кляузы в Органы опеки, но там разумные, достойные люди: я написала им полный отчет, как и на каких сайтах мы занимаемся, приложила наше расписание и статьи Закона, на которые опираюсь. Затем была переписка с МинОбром и Уполномоченным по правам ребенка — и все решилось.

Мы занимаемся по программе нашей школы. Я захожу на сайт, смотрю, какие темы по предметам стоят в учебном плане. Дальше идем на сайты, которые выбраны на этот год — смотрим, разбираем, сын прорешивает задания и делает краткие конспекты. Мы не привязываемся к учебникам, ориентируясь только на то, что требуется знать по окончании каждого курса.

Наш день складывается по-разному. Обычно мы занимаемся с 11-00 около двух часов, в день не больше трех предметов: русский, алгебра или геометрия и что-то на выбор. Английский два раза в неделю, музыка и плаванье — три. Устные предметы изучаем блочно — по 2-3 недели на предмет. Итоговые тесты проверяю я или, если тест на сайте, результат виден сразу. Остается время на друзей, прогулки и футбол. Вечером — видео или аудио по литературе и познавательные программы, которые сын выбирает сам: ему нравится химия, история и биология.

По прошествии года могу сказать, что сын стал более самостоятельным, уверенным и спокойным, исчезли проблемы с русским языком. Мы уже в этом учебном году будем сдавать аттестации за 9-й класс для допуска к ОГЭ.