104

Самый волжский стартап

Григорий Фрес

Каждый волжанин желает знать, как не сесть на мель и где водится большая рыба. Жизнь на большой реке вдохновила стартапера Евгения Родина создать приложение, которое позволяет мониторить особенности дна любого водоема и делиться этой информацией со всеми желающими с помощью мобильного телефона. Как работает приложение Depth Guru, почему его продажи начнутся в США, где найти бизнес-ангела — мы узнали из первых рук.

— Как возник проект? Вы целенаправленно искали идею для стартапа или же она пришла сама собой?

— Я живу на Волге и уже десять лет пользуюсь лодкой. За это время обнаружилась проблема — актуальной картографии речного дна просто нет. Как оказалось, такие же проблемы есть у лодочников по всему миру. Те карты, которые существуют, очень дорогие или для их использования требуется специальное оборудование — картплоттеры, они тоже недешевые. Купить водонепроницаемый чехол для телефона или планшета под силу каждому, вот я и задумал сделать мобильное приложение.

— Объясните, как работает приложение и в чем его конкретная цель?

Нашей целью является создание сообщества лодочников, рыбаков, яхтсменов, объединенных сервисом автоматического создания карт рельефа дна. Таким сервисом является Depth Guru. Почти на каждой лодке сейчас есть эхолот, но его показания являются, можно сказать, уведомительными: вот такая-то глубина была под лодкой две секунды назад. Depth Guru объединяет эти данные с координатами GPS и сохраняет все это в «облаке». То есть наше приложение собирает информацию с эхолота, отправляет ее в интернет или кэширует, если пользователь вне зоны доступа сети. Эта информация обрабатывается, и на выходе мы имеем точную карту дна со всеми его мелями, впадинами и препятствиями. Ну и, конечно же, пользователь в режиме реального времени может увидеть уже созданную карту на экранесмартфона. Даже если у него нет доступа в интернет, карта также кэшируется.

Бизнес-модель пока что полностью не определена

— То есть для того, чтобы просматривать и строить карту дна, нужен лишь смартфонили планшет?

— Чтобы просматривать — да. Но, чтобы строить, нужен еще и специальный адаптер, который будет связывать по bluetooth эхолот и смартфон. Его мы будем производить самостоятельно, он недорогой. Но вот как мы его будем распространять, пока неясно. Либо сдавать пользователям в аренду, либо продавать вместе с программным обеспечением. Бизнес-модель пока что полностью не определена.

— А само приложение будет в свободном доступе или за него придется заплатить?

— Это мы пока что обдумываем. Мне бы хотелось сделать приложение бесплатным для тех, кто будет участвовать в создании карт, то есть для тех, кто будет отсылать нам данные со своих эхолотов.

В одном штате Калифорния лодок больше, чем во всей России

— А зачем вообще создавать такой продукт? В чем его уникальность и полезность?

— Наше приложение строит карты глубин рек в реальном времени и, например, помогает рыбакам найти перспективные места для рыбалки, ведь рыба любит определенные участки рельефа. Данные о подводных препятствиях и мелях позволяют избежать трат на ремонт корпуса и замены винтов. Карта, построенная одним пользователем, автоматически становится доступна всем.

— На какой стадии проект находится сейчас? Когда он увидит свет?

Стадия Pre-seed (предпосевная), то есть на данный момент сделана только начальная версия Depth Guru и произведена первая партия оборудования. Тестовые продажи стартуют уже этим летом в США.

 Почему для тестирования выбрана именно Америка?

Половина всех маломерных судов мира находится в США, и они удобно картографически локализованы. Ну, например, в одном штате Калифорния лодок больше, чем во всей России, так что выстраивать продажи там, где развито лодочное сообщество, гораздо удобнее.

— Каков географический охват? Не останутся ли белым пятном маленькие речушки?

— Как я уже говорил, наибольший рынок находится в США, хотя тестирование будет также проходить и на Средней Волге, и в Финляндии. Насчет мелких водоемов: соль продукта в том, что карты будут появляться там, где передвигаются пользователи, так что со временем, думаю, любой водоем будет внесен в нашу базу.

Крупные суда обычно ходят по известным фарватерам, и для них наши карты не столь ценны

— На каких платформах будет работать приложение? Будет ли эта программа доступна в браузере в режиме онлайн?

— Пока что для тестирования выбрана платформа Android, позже будет сделана версия для iOS. Браузерное приложение тоже планируется, оно будет функционировать подобно системе «Яндекс.Народные Карты».

— Каков предполагаемый контингент пользователей? Думаю, у крупных судоперевозчиков есть свои карты, где обозначены подводные препятствия.

Так как для успешного функционирования продукта на базе Crowd Sourcing (использование пользовательских данных — прим. авт.) требуется большое количество подключенных пользователей, нам нужно занять самый массовый сегмент: маломерные моторные суда, яхты, рыбацкие лодки, которых в мире десятки миллионов. Крупные суда обычно ходят по известным фарватерам, и для них наши карты не столь ценны.

 Планируете ли сотрудничество с каким-либо видом бизнеса, или ваш проект нацелен только на конечного потребителя?

— Продуктом уже заинтересовались компании, выпускающие приложения для рыбаков, и мы готовы интегрировать наши карты в их сервисы. Также к Depth Guru проявили интерес страховые компании, ведь наше приложение может существенно снизить риски столкновения с подводными препятствиями.

— Каков общий бюджет проекта?

Разработка ведется на протяжении десяти месяцев командой из четырех человек. За это время мы вложили в проект около 400 тысяч рублей собственных средств.

— Нам стало известно, что в ваш проект инвестируют так называемые «бизнес-ангелы». Можете рассказать, кто это, как привлечь их деньги и какова доля их инвестиций?

— Бизнес-ангелы — это обычные люди, которых заинтересовал ваш проект по каким-то личным моментам. Кому близка тема, они и вкладывают деньги. Основатели проектов должны не только «пилить» продукт, но и участвовать во всех конкурсах и стажировках, чтобы проект оказался на слуху. Наша команда этим занималась, и поэтому мы нашли бизнес-ангела, который готов в нас инвестировать. Его долю в проекте раскрыть не могу, но подтверждена оценка стартапа в 1 миллион долларов. Проинвестированы довольно стандартные деньги для предпосевного этапа — их мы потратим в основном на маркетинг на международных рынках, на «пиар» и рекламу, и на разработку новых версий.

— В каких конкурсах и программах вы участвовали и в каких побеждали?

Сначала мы участвовали практически во всех мероприятиях, связанных с бизнесом, в Самаре. Выиграли акселерационную программу «Бизнес-Катализатор» от StartupSamara.ru (программа помощи стартапам на начальных стадиях — прим. авт.). Ездили на заграничные стажировки, прошли в финал финской акселерационной программы StartupSauna в Хельсинки, попали в топ-20 из 450 команд со всей Европы.

— Каковы планы по развитию и какие рынки вы перед собой видите в ближайшем будущем?

— Поначалу будем продавать продукт в России, Финляндии и США, развивать сотрудничество с партнерами в бизнес-секторе, а дальше посмотрим.

Сергей Богданов, исполнительный директор Регионального центра инноваций:

«Бизнес-ангелами называют частного инвестора, который готов как физическое лицо вложиться своими средствами в стартап на самых ранних стадиях. Бизнес-ангельские инвестиции в Евросоюзе составляют более 4 миллиардов евро в год, в США — 22,5 миллиардадолларов. 95% новых предприятий в США стартуют именно благодаря вложениям бизнес-ангелов. В России пока что объем частных вложений в новые идеи в десятки раз меньше, чем в США. Но это огромный пласт экономики и перспективный бизнес.

Обычно за свои вложения бизнес-ангел приобретает долю компании. Его выгода в том, что по мере развития стартапа дорожает компания в целом и доля бизнес-ангела соответственно. На продаже своей изрядно подорожавшей доли более крупному инвестору и зарабатывают бизнес-ангелы.

В мировой практике бизнес-ангелы берут от 10% до 30% компании. Если его доля больше 30%, то привлечь более крупных инвесторов (например, венчурные фонды) впоследствии будет затруднительно, и компания может оказаться в условиях нехватки финансирования.

Проект Евгения Родина очень перспективный, он прошел классический для стартапа путь. Начал работу над проектом на стартап-уикенде WarmUp, затем стал финалистом акселерационной программы „Бизнес-катализатор StartupSamara“, после чего участвовал в стажировках и акселерационных программах в США и Финляндии. И вот сейчас он привлек финансирование от самарского (!) бизнес-ангела. Условия сделки не раскрываются, однако можно предположить, что они близки к международным стандартам — 10-15% компании. При условии, что Depth Guru оценен в 1 миллион долларов, вложения, скорее всего, были на уровне 100-150 тысяч долларов».