1880

Ничье пространство: чем живут самарские подъезды

Текст: Мария Бикбулатова Фото: Вероника Синицына

Каждый день, спускаясь и поднимаясь по лестницам, ожидая лифт, отвечая на  звонок, мы проводим в подъезде от пяти до тридцати минут. На буферную зону между квартирой до улицей мы тратим от 30 до 180 часов в год. При этом подъезды зачастую выпадают из внимания урбанистов и архитекторов.

Урбанисты концентрируют свое внимание на общедоступных пространствах: улицах, парках и площадях, архитекторы по большей части посвящают себя внутренним пространствам: рабочим и жилым зонам, или магазинам, кафе, кинозалам, театрам — это пространства, доступ в которые возможен лишь на определенных условиях (например, нужно купить билет или заказать кофе).

Welcome to Saint Tropez

Пограничные, транзитные пространства, отделяющие улицу от помещения, выпадают из зоны профессионального внимания и становятся местом, где можно реализовать свои творческие импульсы вне зависимости от образования, художественного вкуса и финансовых возможностей.

Самарская художница Оксана Стогова устраивала галерею у себя в туалете. Обычные жители многоквартирных домов превращают в выставочное пространство целые подъезды

Требования к переходу между улицей и квартирой минимальны: оно должно быть предельно функционально, так, чтобы движение по нему было максимально простым. Подъезд хочется видеть чистым, не захламленным и безопасным.

Отдохнуть после спуска или перед подъемом, подождать девушку, пока она красится или подкараулить соседа, который брал в долг

А еще это место, где обсуждаются общие дела дома, где встречаются и заговаривают соседи, то есть место потенциальной социализации и возникновения связей, пространство, в котором мы обитаем вместе. Или наоборот, это место, куда людей может вытолкнуть домашнее напряжение, и тогда она оказывается парадоксальным местом уединения.

Кресло для чтения газет и уединенных дум

Обустройство и забота о подъезде часто ограничивается содержанием его в чистоте. Новые дома, где лестница и лифт находятся отдельно, где нет подоконников, на которые можно поставить растения, не располагают к попыткам обжить подъезд или коридор между квартирами.

Аленушка и серебряная батарея

Во многих старых домах лестничная клетка быстро загрязняется, и усилия по обуючиванию тонут в лужах разлитого пива, окурках и кошачьих экскрементах. Но бывает и такое, что усилия приводят к удивительным, милым или просто эксцентричным результатам.

У огромного количества людей возникает импульс сделать коридор и лестницу более уютными. Часто попытки прекращаются потому, что вещи, растения и предметы декора портятся соседями, гостями, сознательно или по неосторожности, либо разворовываются.

Вертикальное озеленение — один из самых актуальных трендов в садоводстве во всем миру

Многие жители многоквартирных домов находят неуместным тратить деньги на приобретение декора, который будет украшать место, им не принадлежащее.

Райские кущи на колесах

Поэтому в подавляющем большинстве случаев убранство подъезда составляют вещи, которые не имеют никакой материальной ценности.

Вход в Эдем

Декор находят на улице, им может служить нелепый подарок, обесценившееся наследие, либо просто что-то, чему не нашлось места в квартире, но жаль выбросить.

Интерьер обычной советской кухни, перенесенный в парадную

Очень часто эти артефакты образуют неожиданный ансамбль с проводами, дверями и перилами, с одинаково покрашенными стенами, с окнами или даже видом из них.

«Две танцовщицы» Дега в обрамлении окон и труб на лестничном пролете

Эти во многом случайные сочетания ничьего пространства и ненужных вещей вдруг рождают особенную ауру дома, его застенчивое и кокетливое лицо.

Композиция из сухоцветов

Эти иногда удачные, иногда нелепые, но трогательные попытки выстроить активные взаимоотношения с местом, продлить себя за пределы квартиры в пространство общего, неожиданно свидетельствуют о чем-то подвижном, живом и даже детском иногда в довольно суровых людях, выражает их желание производить свое пространство, их готовность пойти на риск не всегда разделять зону своего и общего.

Но эти усилия ценны далеко не только своей трогательностью и случайным (анти)эстетическим эффектом.

Как пишет Анри Лефевр в своей книге «Производство пространства», пространство — это не пустое место, которое чем-то заполняется. Пространство — это связи и взаимоотношения его пронизывающие, и эти наши связи различны, чем-то схожи, но у каждого свои, следовательно, и пространство не может быть универсальным, оно создается и случается каждый раз по-разному.

Пожароопасная обстановка

Более того, пространство во многом определяет нас. Потому не стоит пассивно получать то, что сильно на нас влияет.

Пространство должно активно создаваться не кем-то для нас, а в первую очередь нами самими. Перепоручать кому-то это заботу ошибочно.