56

Новое место: Музей МЧС в старой каланче

Текст: Таня Симакова Фото: Вероника Синицына

 

Завтра, в субботу, 20 декабря, в историческом здании пожарной каланчи на Хлебной площади официально откроется новый Музей пожарно-спасательного дела. В российских реалиях от ведомственных музеев принято многого не ждать, но это не тот случай: к работе над его созданием оказались стянуты лучшие творческие силы города. Накануне открытия «Большая Деревня» побывала в реконструированном здании, выяснила детали открытия и пообщалась с ключевыми авторами проекта.

 

Реконструкция 26-метровой пожарной каланчи, которая в свое время была самым высоким зданием города, началась еще три года назад по инициативе серийного спасателя исторических памятников депутата Александра Хинштейна, за это время на реконструкцию и создание музея выделено 169 миллионов рублей.

Радует, что пошли эти деньги не на гипсокартон, потолок «армстронг» и сендвич-панели, которые традиционно становятся фоном для ведомственных выставок: благодаря архитектору Дмитрию Храмову пространство получилось аутентичным, наполненным деталями и потому — интересным. Сама экспозиция, сценарием которой руководили Людмила и Михаил Савченко, уже к открытию насыщена объектами, выполненными по последней музейной моде — с применением маппинга и видео, с интерактивными панелями.

Сейчас пока известно, что новая выставочная площадка будет запускаться в три этапа, в субботу пройдет, скорее, ее презентация — с участием самого главного МЧС-ника России министра по делам ГО и ЧС Владимира Пучкова. Простым смертным в новый музей можно будет попасть в тот же день после 12-00. Хочется сразу предупредить, что этой возможностью лучше воспользоваться: несмотря на то, что вход будет бесплатным и условно открытым, пока до конца не ясно, как он будет организован в дальнейшем. Объект ведомственный, музей совмещен с учебным центром, и есть риск, что доступ к нему будет организован по типу входа в бункер Сталина, про который все знают, но бывали там немногие. Тем более, что в отличие от бункера, тут действительно есть, на что посмотреть.

 

 

Людмила Савченко, Руководитель рабочей группы по разработке концепции самарского музея МЧС:

 

«Над концепцией музея работала группа, в которую вошли Михаил Савченко, Николай Кислухин и Елена Вяльцева. Мы выступаем в роли своего рода переводчиков: перед нами стояла задача из ведомственной выставочной площадки МЧС сделать интересный музей, переложив язык сотрудников спасателей на тот, который будет понятен горожанам. Вторая задача — донести до горожан то, насколько это сложная профессия, которая требует много мужества, сил и профессионализма. Сейчас мы боимся слова “героизм”, а ведь в МЧС работают люди, которые каждый день жертвуют собой, чтобы мы спали спокойно.

 

Насос и набор катализаторов, определяющие наличие отравляющих веществ в воздухе. Из коллекции музея

Рассказать об этом по классической формуле “цели-задачи” рядовому зрителю нельзя, зрителю нужно вовлекаться эмоционально, увидеть то, что стоит за этими целями и задачами. Ведь проблема и в том, что сотрудники МЧС — очень скромные люди и не очень-то любят рассказывать о своей работе без протокола. “Ну приехали, потушили” или: “Ну, авария была, приехали, трубу разрезали, людей достали” — это все, что можно из них вытянуть в обычном разговоре.

 

 

Еще одна сложность и интерес музея в том, что он находится в здании учебного центра. Помимо самого музея тут есть классы с интерактивным оборудованием, которые также смогут посещать гости музея, лестницы, где расположена часть экспозиции и так далее. Мы постарались учесть, что тут постоянно будут и курсанты.

 

Часть современной помпы для тушения пожара, на выставке можно будет попробовать присоединить к ней шланги и остальное оборудование

 

С другой стороны, это историческое здание, каланча, которая интересна и с архитектурной точки зрения. Летом заработает смотровая площадка, с которой открывается вид на весь старый город, что должно сделать музей еще более привлекательным для посещения.

 

Лестница, ведущая на смотровую площадку

 

Мы много внимания уделили визуальной части. Нас привлекли как экспертов, а мы подтянули к работе лучшие творческие силы города: Тимура Ли, агентство JK , Дмитрия Храмова и многих других. Здесь будет много интерактивных вещей. Начиная с простого — можно будет надеть форму пожарного, и не только, чтоб сфотографироваться, но и чтобы оценить, насколько она тяжелая.

 

Лодка сотрудников ГИМС в интерьере музея

 
Будут также различные тренажеры, например, по тушению пожара, где прописан весь цикл работы, будут средства оказания первой помощи, на которых можно учиться правильно пользоваться бинтами и носилками. Это знания, которые будут побуждать к действию».

 

 

Михаил Савченко, руководитель группы по разработке интерактивных объектов:

 

«Экспонатов изначально было не очень много, поэтому нам пришлось выдумывать какие-то другие формы, с помощью которых можно рассказать о работе МЧС. Например, на первом этаже мы смонтировали большой экран, идею которого я подсмотрел в Москве, в Центре управления в кризисных ситуациях: это гигантское табло, которое отражает все, что происходит в стране, до малейшего ДТП и пожара.

 

Монтаж одного из мультимедийных объектов

Понятно, что сделать такое же табло в Самаре невозможно, но мы с ребятами из JK постарались придумать такую имитацию, которая бы показывала масштабы, атмосферу и суть процесса работы МЧС. Плюс было отснято очень много видео-материала, в том числе с учений, с помощью квадрокоптеров. Некоторые кадры пробирают до мурашек.

 

«Ревун» — часть системы оповещения о ЧС

 

Вообще мало кто по-настоящему понимает, насколько сильно пожары меняли облик города. Вся градостроительная политика ориентировалась на то, чтобы сократить последствия и предотвратить их в дальнейшем. Многими благами цивилизации мы обязаны именно пожарным и спасателям. Система оповещения, телефон, водопровод, да еще куча всего появились в городе только благодаря тому, что надо было предотвращать чрезвычайные происшествия и пожары. Так вот, мы сделали большую диаграмму, с маппингом, которая рассказывает об этом без участия экскурсовода.

 

Часть диаграммы о роли пожаров в истории города

 

Тимур Ли создал еще один объект, который мы между собой назвали “ежик”, визуально это некая отсылка к звезде — логотипу МЧС, на гранях которой показаны истории различных крупных пожаров и чрезвычайных ситуаций, которые повлияли на историю и развития Самары.

 

Макет бункера Сталина

 

Один из моих любимых разделов — история гражданской обороны. Например, в эпоху первой мировой были противогазы для лошадей и детских колясок. К сожалению, найти нам их пока не удалось, будут только фотографии. Но будет много других объектов, которые можно примерить и потрогать».

 

 

Дмитрий Храмов, автор архитектурной концепции музея МЧС:

 

«За основу архитектурной концепции я взял несколько принципов: многослойность, контрастность и маркировка объектов бодрым оранжевым — фирменным цветом МЧС.

 

 

Первые два этажа учебного центра, которые в музейном отношении не являются главными, важны в создании музейной атмосферы, аутентичного пространства старой каланчи. Мы оставили открытым старый кирпич со всеми штампами его производителей.

 

 

С первого этажа, прямо со входа, начинается экспозиция, которая рассказывает, как архитектор Щербачев работал над проектом пожарной каланчи, на стены будут проецироваться фотографии этого здания. Здесь есть даже портрет самого Щербачева, с которого из-за новых законов пришлось убрать сигарету.

 

 

Здесь видны проекции лестницы, которая несколько раз переносилась, когда каланчу расширяли. Для меня, как для архитектора, важно было показать это наложение слоев и жизнь самого здания, которое то разрушалось, то надстраивалось и расширялось. Это показывает связь каланчи с контекстом города.

 

 

Третий этаж, в котором непосредственно располагается музей, достался нам в виде мансарды, которая была укреплена низкими и тяжелыми металлическими балками, конструкция оказалась слишком тяжелой, мы насчитали в ней тридцать тонн лишнего металла, пришлось немало поработать, написать кучу писем, чтобы убрать ненужное.

 

 

Весь смысл основного зала — в контрастном конструктиве. Фоном мы выбрали нейтральный серый, глянцевым отражающим потолком подчеркнули глубину, поэтому он не кажется таким низким, как на самом деле, и не давит.

Некоторые металлические балки мы оставили такими как есть, хотя некоторые пришлось закатать в гипсокартон. В целом, как автор концепции, я доволен результатом.

 

 

Хотелось бы полностью назвать авторский коллектив, работавший над дизайном интерьера музея МЧС: Александр Зайцев, Катя Костромина, Елена Сухова, Елена Табаева, Никита Плигин, Кирилл Барышов и дизайнер по МЧС — Анна Заславская».

 

Открытие музея МЧС: 20 декабря, суббота, с 12-00 до 17-00

Адрес: ост. «Хлебная площадь», ул. Крупской, 16