3146

Как это устроено: молодой учитель в селе

Текст: Катя Мещерякова Фото: Артем Голяков

Алексею Чернову 27, и третий год он преподает математику в Дубово-уметской средней школе по программе «Сельский учитель». Суть ее проста: заключаешь контракт с государством, оно выплачивает тебе несколько сотен тысяч мотивационных и еще по несколько тысяч ежемесячно как молодому специалисту в течение трех лет. Принято считать, что инициативы власти далеки от реальности и мало кого вдохновляют, но в случае с Алексеем система, кажется, сработала. Что подвигло молодого перспективного выпускника «госа» уехать за десятки километров от Самары? На что он потратил «подъемные»? Как к нему отнеслись патриархи учительской и дети? Честная и удивительная история из первых уст.

Поселок Дубовый Умет находится в сорока километрах от Самары. В 1871 году село посетил Лев Толстой — просто мимо проезжал и заночевал. Интересный факт, о котором местные предпочитают не вспоминать, — открытие в 1963 году спецкомбината «Радон» для хранения радиоактивных отходов. Сейчас Умет — это нормальный пригород со всеми благами цивилизации, от краеведческого музея и дома культуры до супермаркета «Магнит» и торгового центра «Дубово-уметский». На въезде стоит простой крашеный белым домик с небольшим колоколом, рядом табличка — «Церковный приход».

Село не похоже на «элитное»: нет высоких заборов и трехэтажных коттеджей, лишь типовые одноэтажные дома. Детвора свободно играет в снежки, лепит снеговика, взрослые спешат по своим делам. Дороги намного чище и ровнее, чем в городе, одна из них ведет к двухэтажному зданию храма науки с вращающейся калиткой, невысоким забором и детьми у входа. Перед школой — маленькое здание библиотеки, окна заботливо украшены вырезанными из бумаги цветами.

Мы приехали к концу учебного дня, примерно в обед. Преподавателей уже не застать, и за всех о герое нам рассказала вахтер — пенсионерка с веселым и добродушным лицом. По ее словам, в молодом учителе здесь души не чают: «Алексей Михайлович? Он замечательный!». Опрошенные дети тоже в восторге, отзываются о нем исключительно словами «супер-пупер» и «клевый».

Алексей встречает нас в типовом школьном холле: на стене доска памяти с фотографиями выпускников дубово-уметской школы, погибших в годы Великой Отечественной и стенд с любительскими фотографиями детей на баллах, награждениях, соревнованиях. Длинные коридоры увешаны детскими рисунками, в основном на военную тему. В классе отведено место для грамот и дипломов, на рабочем столе стоят вырезанные из дерева картины: птицы и цветы, это на уроках технологии вырезали старшеклассники. Кругом горшки с фикусами и раскидистыми папоротниками в разномастных горшках. В школе царит хэндмейд, и это придает ей совершенно домашнее очарование.

Как все начиналось

Я учитель в третьем поколении. Когда-то работала в школе бабушка, а мама преподает до сих пор — мою профессию, видимо, определили гены. Конечно, близкие были рады, что я пошел по их стопам и что выбрал сельскую школу, тем более родную.

Я родился и вырос в этом поселке, учился в этой школе.После одиннадцатого класса поступил в Самарский государственный университет на механико-математический факультет, направление прикладной математики и информатики. На всякий случай у меня было целевое направление из школы, но я не хотел им пользоваться: по баллам ЕГЭ проходил и так. К концу пятого курса я все же решил: раз есть гарантированная работа, которая сама к тебе идет, почему бы не воспользоваться возможностью?

Программа

В то время, а это был 2013 год, у всех на слуху была программа «Сельский учитель», по которой молодым специалистам выделялась материальная поддержка. Я заключил договор со школой — о приеме на работу, и с министерством образования — о выделении мне подъемных. Размер выплаты высчитывался из расстояния от школы до районного центра. У нас получилось тридцать километров, и сумма подъемных оставила 300 тысяч рублей. На эти деньги я купил автомобиль. Когда живешь в селе, авто — первая необходимость. Еще, как молодой специалист, работающий на селе, эти три года я каждый месяц получаю поддержку губернатора — доплату 5000 рублей. Все эти выплаты действительны три года — время, на которое заключался договор. Но если до истечения срока я захочу уйти, или меня уволят, мне придется возместить программе всю сумму.

О работе

Свои деньги приходится вкладывать. Но для детей мне ничего не жалко

В первый же год работы мне дали классное руководство — пятый класс, и все было очень здорово. Мне нравится общаться и работать с детьми — получаешь настоящее душевное удовлетворение. Потом, когда начались завалы с бумагами и всякими отчетами, стало немного сложнее, и труд уже не приносил столько удовольствия. Но учителя, которые давно здесь работают, помогали. Вообще, я легко влился в коллектив — все-таки учился здесь, и меня уже знали. Сейчас методом проб и ошибок я стараюсь все делать сам, а отношения со всеми учителями поддерживаю хорошие.

Бывает, дети не поняли тему или контрольную плохо написали, и ты боишься, что отрицательно повлияешь на их будущее

Долгое время привыкаешь к режиму. В школу приходилось идти к 7 утра, чтобы успевать подготовиться к занятиям. Как-то «отживаешь» семь-восемь уроков, потом кто-то приходит переписывать контрольные, кто-то — с вопросами, и так часов до четырех. В первый год после школы было время посмотреть фильм, например, а сейчас занимаюсь только проверкой тетрадей, подготовкой заданий и контрольных. Личного времени остается очень мало, на выходных могу съездить в кино, весной и летом — велосипед, а зимой езжу на Глинку кататься на сноуборде.

Свои деньги в учебный процесс, конечно, приходится вкладывать. Если хочешь добиться хорошего результата или просто сделать что-то стоящее, без этого никак. Нам выделяют средства на приобретение всяких методичек, но, естественно, их не хватает. Покупаю подарки своим ученикам ко дню рождения, открытки на восьмое, двадцать третье и прочие праздники. Докупаю рабочие тетради, какие-то сборники с заданиями. Хотя для детей, честно, мне ничего не жалко.

О детях

Я думаю, в сельской школе отношения учителя и ученика складываются проще, чем в городе. Здесь все друг друга знают, видят каждый день. Контроль более тщательный: родители всегда могут на улице встретить и поинтересоваться, как идет процесс. Стараюсь не ругать: каждый ребенок индивидуален, у каждого свое настроение и поведение, и это нужно принимать. Мне кажется, дети тянутся ко мне.

Педагогический коллектив у нас взрослый и не так приближен к молодежи, не понимает все эти современные штуки. Я, если честно, тоже не всегда понимаю, хотя старым себя не ощущаю, но я все же ближе к нашему времени и к ребятам. Вообще я стараюсь быть лояльным к ним — они же дети. Но не к себе. Бывает, урок проходит плохо: не поняли дети тему или контрольную плохо написали. Возвращаешься домой с каким-то осадком и раздумьями, что отрицательно повлияешь на их будущее.

В сельской школе дети получают больше: учеников в классе меньше, контроль сильнее

В целом дети в селах ничем не отличаются от городских. Да, у них, как может показаться, меньше возможностей для развития, но они так же участвуют в олимпиадах, конкурсах и занимают первые места, выступают на конференциях. В прошлогоднем выпуске у нас было две медалистки. Думаю, в селе они получают даже больше — учеников в классе меньше, а контроль сильнее.

У наших ребят обширный выбор внеурочных занятий, если сравнивать с другими селами. Есть секции вокала, танцев и спортивные: рукопашный бой, верховая езда, бокс, футбол и хоккей. Команда по хоккею даже ездит на разные соревнования между селами. Напротив школы — библиотека, есть также клуб. Так что детям скучать не дают.

Школьные проблемы

Как и во всех сельских школах, учителей на каждый предмет не хватает. Вот я по образованию математик и системный администратор. Основной мой предмет — математика, но в довесок я веду технологию у мальчиков старших классов и внеурочную деятельность в младших классах — информатику и 3D-моделирование на станке. Но для деревенских школ это обычная практика.

Такая же типичная проблема — здание. Ремонт здесь был лет пять назад. Не так давно, но мастерская уже в аварийном состоянии, кое-где краска отпадает, и прочее. Мы уже долго стоим в очереди на ремонт, но когда дождемся — неизвестно.

Планы

Когда я стал классным руководителем пятиклассников, хотел довести ребят до выпуска. Но на второй год стало сложно из-за постоянных отчетов, проверок и бумаг и захотелось уйти, но меня держал договор. Сейчас я уже привык к этим обязанностям и планирую остаться здесь еще, чтобы набраться опыта. Конечно, в будущем хотелось бы большего — сменить сельскую школу на городскую или даже открыть собственное дело.