1792

Церковный рейд: лютеранская церковь Святого Георга

Текст: Надя Болдырева Фото: Денис Сарбаев

Несмотря на активное заселение Самарской области немцами в прошлом, сейчас протестантство для Самары — скорее экзотика. Община изнутри выглядит необычно: все важные решения принимаются коллективно, в церковном зале нет помпезного убранства, а вход для всех желающих открыт не только на органные концерты, но и на праздничные и воскресные богослужения. Внутри самой церкви нет ни строгого дресс-кода, ни ограничений на основании пола и вероисповедания: женщинам и мужчинам, иноверцам и атеистам можно ходить, куда захочется. «Большая Деревня» сходила в самарскую кирху и расспросила пастора Ольгу Темирбулатову, как церкви удается быть демократичной, строго следуя букве Евангелия, чем живут современные протестанты, как работает пастор и почему у красавца-органа такой бархатный голос.

Интерьер здания вторит экстерьеру: там тоже все розовое

Про жизнь пастора

Алтарную скатерть подарили прихожане

Десять из сорока пасторов европейской части России — женщины

Ольга Васильевна Темирбулатова служит в самарской кирхе уже восемь лет. Немка по материнской линии, религию она унаследовала. Пастор стояла у истоков прихода: регистрировала общину в 1991 году, долгое время была ее председателем, позже переводила в процессе богослужений работавших в Самаре немецких пасторов. Она закончила инженерно-технологический факультет и преподавала в политехническом институте. В какой-то момент стала заочно получать теологическое образование в семинарии под Санкт-Петербургом, потом отучилась в Германии. Когда из Германии не смогли больше присылать священников, Ольга Васильевна приняла обязанности пастора. Ее муж — мусульманин по рождению, но никаких споров на межконфессиональной почве у них никогда не возникало.

Рабочий кабинет на новой работе мало чем отличается по формату от того, где пастор провела много лет до вхождения в сан. Она преподавала в политехе

Насчет женского пасторства в лютеранской церкви нет единой точки зрения, но в России его признают: примерно четверть служителей, работающих в европейской части страны, — с двумя X-хромосомами. Нет и предписаний, запрещающих женщине-пастору носить косметику или парфюмерию — это скорее дело вкуса. Ритуальное облачение священник надевает только на время службы, а в остальное — носит обычную одежду. Живет он при церкви, и ему или ей можно иметь семью. По сути, и отношения внутри общины сродни семейным.

Про общину

Вид на шпиль изнутри. Пожалуй, единственное место, где не могут гулять посетители
Простой сварной крест в главном зале демонстрирует не бедность, а общую базу религии — никаких изысков, потому что богу все равно на украшательства

Согласно переписи населения, в Самарской области живет десять тысяч немцев. У самарской кирхи примерно тысяча прихожан, активная часть —180-200 человек, именно столько вмещает церковь. Можно сказать, что в кирху ходят в основном потомственные лютеране, но есть и люди, перешедшие в протестантизм из других конфессий. Прихожане знают друг друга достаточно близко: если кто-то не пришел на воскресную службу, звонят и справляются о здоровье. После богослужений проводят совместные чаепития, общаются и обсуждают новости.

На воскресные службы приходит до 200 человек, это костяк паствы из 1000 человек

В церковном хоре на двадцать человек поют не только лютеране

При церкви каждую неделю проходят занятия со школьниками и студентами. С детьми 7-14 лет не только обсуждают Библию, но и занимаются немецким, музыкой и подвижными играми. В дни школьных каникул при кирхе работает дневной лагерь: до обеда с ребятами занимаются в церкви, а потом ведут на экскурсию, прогулку или в кино. Неделю зимних каникул и две-три недели летних ребята могут провести в приходском лагере: у общины есть свой дом в Красном Яру на тридцать два человека. Все мероприятия проводятся за счет общины.

Про демократию

Все важные решения община принимает коллективно

Отношения внутри прихода строятся на демократических принципах: все важные решения принимаются выборным церковным советом или на ежегодном общем собрании прихожан. На встрече совет прихода отчитывается о финансовой деятельности церкви: сколько средств было собрано и на что потрачены. Коллективно решают и другие вопросы жизни общины: например, изменение деталей внутреннего убранства или организации лагерей и других церковных мероприятий.

Про экзотичность лютеранства

Как рассказала Ольга Васильевна, петух, в некотором смысле, — символ евангелическо-лютеранской церкви: лютеране стараются не забывать, как просто, подобно апостолу Петру, отречься от Иисуса (Петр трижды отказался от арестованного Христа прежде, чем на заре пропел петух. — Прим. ред.). Иногда на немецких церквях его изображения помещают на шпиле. Установили флюгер в виде птицы и на восстановленной кирхе в Ульяновске. Так совпало, что окончание работ пришлось на год петуха по восточному календарю, и горожане интересовались, сменят ли, когда придет время, его на свинью.

Главный зал

Так видит зал органист
Говорят, этот орган круче, чем филармонии, потому что он механический

Оформление — очень аскетично, обязательные элементы убранства — цветы и свечи

Внутри церкви нет специального зонирования или запретов для женщин или иноверцев. Единственное правило, касаемо внешнего вида, — мужчина должен снять головной убор. Отсутствие дресс-кода связано с тем, что в представлении протестантов бог живет не только в церкви. Он создал нас такими, какие мы есть, и видит нас постоянно, со всеми нашими слабостями и подлостями. Поэтому специально наряжаться для богослужения смысла нет.

Когда в кирхе не было органа, играли на обычном рояле и тоже проводили концерты

По лютеранскому церковному календарю Пасха празднуется в этом году 27 марта

В кирхе в алтарную зону с распятием и кафедрой священнослужителя может зайти каждый. Здесь верят, что благодаря искупительной жертве Иисуса Христа любой человек может говорить с богом напрямую, без посредничества святых или священников. Обязательные элементы убранства алтарного стола, кроме креста или распятия — только цветы и свечи как религиозные символы жертвы Иисуса. Внутреннее оформление протестантской церкви очень аскетично: ничего не должно отвлекать от восприятия Евангелия. В самарской кирхе в процессе восстановлении отказались даже от витражных окон по сторонам алтаря. Лютеране не придают сакрального значения церковному убранству и изображениям: текстильные украшения кафедры и алтарного стола — подарки прихожан.

Алтарный стол, украшенный цветами и свечами

Лютеранам не свойственно подобострастие и к священнослужителям. Так, при реставрации самарской кирхи кафедру пастора не стали поднимать на традиционный балкончик — священник обращается к приходу глаза в глаза. Как объясняет Ольга Васильевна, пастор для протестантов — обычный человек, который отличается только образованием, как, например, врач.

Здесь проходят собрания общины вне богослужений

Про благотворительность

Петух символизирует предательство Петром Иисуса

Лютеране уверены, что человек служит богу не только в церкви, но и просто добросовестно выполняя свои ежедневные обязанности и помогая ближним. Поэтому для прихода так важна благотворительность. Например, в холодное время, с ноября до начала апреля, волонтеры общины вместе с православным Храмом святой Елисаветы Феодоровны кормят бездомных. Еду нуждающимся раздают трижды в неделю в гаражном боксе на Чкалова, 87: помещение предоставляет город, а пищу — СамГТУ.

Про бюджет

Архитектурный комплекс кирхи из внутреннего двора

Здания по Некрасовской и Куйбышева построили специально, чтобы зарабатывать на содержание церкви

На балансе лютеранской общины находится архитектурный комплекс из нескольких зданий. Помещения используются для внутренних нужд церкви и сдаются в аренду под офисы и магазины, плата за которую идет на содержание прихода. Арендаторов утверждает церковный совет. Симметричные здания по Некрасовской и Куйбышева (дома с адресами Некрасовская, 23 и Куйбышева 115/117, где находятся, например, «Фрау Мода», «Баскин Роббинс» и кофейня «Зерно» — Прим. ред.) построили в XIX веке специально, чтобы община могла зарабатывать себе сама. Необходимость в этом стала очевидна после дорогостоящего восстановления повреждений от крупного городского пожара в 1875 году. С 2009 года на поддержание и реставрацию церкви выделяют деньги из областного бюджета, на которые, например, заменили часть межэтажных перекрытий.

Про орган

Для правильного звучания органа помещение должно иметь форму обувной коробки — в кирхе как раз такое

Механический орган фирмы Walker («Волкер») 1963 года выпуска привезли в кирху в качестве подарка из Штутгарта пятнадцать лет назад. Для правильного звучания инструмента помещение должно иметь форму обувной коробки — в кирхе как раз такое. Считается, что звук механических органов лучше для исполнения классической музыки. В кирхе говорят, что их менее мощный «Волкер» (17 тембров, 1300 труб), специально адаптированный под церковный зал, звучит лучше филармонического «Рудольф фон Беккерат» (52 тембра, 3500 труб). Объясняют это тем, что в филармонии не удалось достичь правильной акустики: инструмент звучит резковато, «бьет» по слушателю. Кроме того, в «Волкере» всю работу делает воздух, проходящий по трубам и клапанам, тогда как электромеханическому «Беккерату» они нужны скорее для более естественного звучания. С момента появления инструмента при общине работает постоянная органистка — Анна Викторовна Карпова, кандидат искусствоведения и доцент Института культуры.

Местный орган дышит хорошо, а звук издает чистый и умиротворяющий

Концерты в кирхе проводились еще до появления органа: играли на рояле. И снова: любой желающий может прийти не только на представления, но и в день службы: здесь считают, что богослужение не может быть таинством для посвященных, на него приглашен каждый человек.