1850

«По итогу монтажа я даже немного испугался»

Текст: Таня Симакова Фото: Михаил Пузанков

Режиссер Егор Чичканов уехал из Самары в Питер тринадцать лет назад, но возвращается домой каждый год, чтобы снять на родине фильм. Его работы показывали в Каннах и на куче других фестов, но премьеры неизменно бывают у нас. В своей очередной ленте он задействовал целую труппу самарских актеров из «Драмы» и «Самарта»: главные роли исполнили Владимир Гальченко и Людмила Гаврилова, также в нем приняли участие Екатерина Образцова, Дмитрий Добряков, Вероника Львова, Марина Кирилина, Игорь Данюшин, Владимир Сухов и Сергей Видрашку. Накануне презентации фильма «Все остальные вещи» мы поговорили с режиссером о ценности театральных штампов для кино и о том, как на энтузиазме любителей снять фильм за неделю.

— О чем твой новый фильм?

— В центре сюжета — большая семья в разгаре суетного переезда из фамильного гнезда — многокомнатной квартиры, где они прожили большую часть жизни. Старший сын в окружении многочисленных родственников пытается вызволить свою маму, которая неожиданно для всех закрылась в комнате и отказывается уезжать. По жанру это ближе всего к драмеди.

— Фильм снимался при участии самарской киностудии «Три товарища», и это, кажется, ваш первый совместный проект.

— Это очень активные и инициативные ребята. На меня в свое время вышел директор нынешней студии Александр Бобин с предложением снять что-то вместе. Тот проект, что он задумал был не совсем по моей части, поэтому мы пока оставили наш контакт до лучших времен. За это время к нему присоединились единомышленники, они организовали студию. Там начал работать мой друг Артем Алашеев, с которым мы что только не снимали, в том числе и все последние самарские фильмы. И когда вдруг оказалось, что у них есть и техника и желание, но хорошего проекта нет, то я вышел с предложением начать с малого — с короткого метра. По сути это их первый такой опыт, после чего все запустилось и вот уже полгода они активно работают. Специально для нашего проекта они докупили оборудование, так что теперь это настоящая независимая киностудия. Теперь жаловаться на отсутствие техники в Самаре стало сложнее.

Я очень благодарен им за помощь. Если бы не они, то так быстро и так качественно организовать съемочный процесс не получилось бы. Самое главное — что всю съемочную группу для проекта продюсеры из студии «Три товарища» набрали в Самаре. Почти все они новички, но зато очень целеустремленные. Получилась очень хорошая команда. Появилось то самое важное чувство, которое есть только в хорошем коллективе — ощущение семьи, и вся эта съемочная неделя была целым миром. Это очень приятно ощущение, из которого вылезать в реальность совсем не хочется. Так что команда первоклассная подобралась. И отсутствие знаний легко компенсировалось либо советами нашего оператора Вадима Гусева, либо неуемным желанием творить и работать, даже когда сил совсем не было.

Пока неофициальная афиша фильма

— Обычно в твоих работах заняты непрофессиональные актеры, а каково это — снимать актеров театральных, людей старой школы?

— Это не первый мой опыт работы с профессиональными актерами, но первый раз мы задействовали целую труппу. И причем таких известных и выдающихся актеров.

С одной стороны, работать было легче: ты точно знаешь, что во многих случаях можно просто ограничиться правильной постановкой задачи, а дальше только наслаждаться тем, что ты видишь — актер уже все сделает сам. Очень приятно, когда возникает такая синергия и такое попадание. И, конечно, это очень интересно. Любой фильм — это путешествие, только в этот раз наш актерский состав был подготовлен лучше всех в этом походе. Хотя им и приходилось большую часть времени просто ждать — такая уж особенность съемок кино.

В театральном штампе как таковом ничего плохого нет

— Удалось ли избежать театральных штампов, за которые часто критикуют русский театр?

— В мою задачу избегание штампов не входило. Дело в том, что в штампе как таковом ничего плохого нет. Это же не внезапно возникший стереотип, за этим стоит долгая история многократного появления подобного элемента. Так что если он органичен в данной ситуации, то он перестает быть штампом, а становится частью образа. Я в принципе не переживаю ни за штампы, ни за что-то подобное. Ведь материал для фильма мой, и я его делал абсолютно искренне. Понимание этого вообще расковывает и появляется уверенность в своих силах, без которой съемки даже лучше не начинать.

Фото со съемочной площадки

Единственное — так как актеры театральные, многие без опыта в работе в кино, мне пришлось столкнуться с иными трудностями, которых у непрофессиональных актеров просто нет по существу. Но изначально я писал материал как пьесу, честную, но довольно условную, в которой сочетаются и комедия и драма. Я планировал сделать немного старомодное кино, но рассказанное современным киноязыком. Поэтому манера игры всех без исключения наших замечательных актеров идеально совпала с их образами.

По итогу монтажа я даже немного испугался. Материал зажил своей жизнью, и кино в итоге получилось еще ближе к сценарию, чем я ожидал. Это меня немного смутило сначала. Я представлял, что получу уклон в некий бытовой реализм, но в итоге оказалось, что такая манера просто чуждая сценарию и изначальной задумке. Так что я доволен тем, что получилось. Это немного неожиданно для меня, но это приятная неожиданность.

— Долго ли пришлось уговаривать актеров на съёмки?

— Очень много магии возникло в связи с этим проектом. И главный момент — это то, как легко согласились все эти известные актеры на участие в нашем фильме. Я переживал и рассчитывал, что мне придется долго уговаривать всех, приготовил аргументы. Но когда пришел на первую встречу, выяснилось, что все уже прочитали сценарий, и он очень понравился. Так что нашей главной проблемой было увязать графики занятости — у многих в день съемок были еще спектакли. Съемочных дней было четыре, но общее время работы чуть больше недели.

Егор Чичканов на площадке

— Сложно вообще было их между собой законтачить? За четыре дня без репетиций ведь непросто сыграться?

— Наверное, на руку нам сыграло то, что все актеры давно между собой знакомы и близко дружат. Так что с этим проблем совсем не было.

У нас была читка в «Доме Актера», и на ней я пытался понять, попали мы с кастингом или нет. И пускай там были некоторые рабочие трудности в процессе, понимание текста меня просто поразило.

Получилось дать почву для актерской интерпретации. Так что они с удивительной радостью во все это втянулись. Я даже не ожидал. Так что сыгрались они прекрасно. Потом даже сложно было отделять живого человека от его роли.

На месте уже перед съемками сцены мы все репетировали и искали правильную интонацию. И процесс съемок это же последовательная история. Главный плюс — дубли. Мы искали и пробовали, так что пространство для маневра было.

Студия докупила оборудование специально для съемок фильма

— Что для тебя стало самым важным в проекте?

— Дух первооткрывательства. Я такого еще не делал. Очень приятное ощущение пробовать что-то новое, и это ощущение было почти у всей съемочной группы. Многие что-то делали в первый раз. Я могу себе позволить экспериментировать, поэтому буду продолжать это делать дальше, находя важное для себя в разных жанрах и стилях. Посмотрим, куда это все приведет. Идей еще очень много.

— Ты как обычно сперва покажешь фильм в Самаре, а потом повезешь на фестивали?

— Да! Премьера будет в Самаре во второй половине апреля. С фестивалями, если успеем в срок, то попробуем ту же программу в Каннах. Вообще, мы сделаем все, чтобы широко фильм представить, и на зарубежных фестивалях, и на отечественных.

Официальная страница фильма.