2641

Самарское такси: почему это опасно

Текст: Катерина Имукова Иллюстрации: Яна Сачук

В Самаре сегодня больше сотни служб такси, включая специализированные — для детей, животных и инвалидов. Тем не менее, рынок все пополняется новыми игроками накануне ЧМ-2018. Так, недавно в Самару прикатили «Яндекс. Такси» и Gett. Несмотря на обширное предложение, лидеров на рынке, которыми пользуется большинство, — единицы. При этом ни один сервис не гарантирует вашей безопасности, ссылаясь на пресловутый человеческий фактор. О качестве сервиса по факту речи не идет вовсе: в 99% случаев при виде крупной купюры шофер испепелит вас взглядом. Для защиты прав обеих сторон — шофера и пассажира — недавно в городе создали движение «Самарский клуб такси», которым руководит таксист с десятилетним стажем Алексей Анучев. «Большая Деревня» села на переднее сиденье и вместе с идеологом проекта, а также юристом Александром Ворсуновым разобралась, как обезопасить себя до и во время поездки, кто выплатит компенсацию в случае ДТП, а также обязан ли клиент иметь при себе мелкие купюры.

Алексей Анучин и Александр Ворсунов

Ликбез: такси с автопарком VS диспетчерская служба

Свой таксопарк в Самаре есть только у двух служб такси

Главное отличие такси с автопарком — наличие машин в собственности конкретного ИП. Индивидуальный предприниматель отбирает водителей и преимущество перед диспетчерскими службами в основном только в этом — считается, что такие ребята более надежны. Однако свой таксопарк сегодня, по информации Алексея Анучина, есть только у «Десятки» (такси Красноглинского района — прим. ред.) и «Блюза». В остальном рынок наводнили диспетчерские службы, которые привлекают частных автолюбителей. Последние могут работать сразу на несколько подобных компаний одновременно, скажем, «Яндекс. Такси» и Gett — все зависит от аппетитов конкретного владельца транспортного средства.

Такое отношение, сходятся эксперты, чревато для пассажира и водителя. По закону, водитель такси может работать только 40 часов в неделю, в день при пятидневке — 8 часов, при шестидневке — 7 часов. Ровно посередине этого времени он должен отдохнуть в течение часа. Если в случае со службами со своим автопарком это правило худо-бедно соблюдается, то в отношении водителей, которые работают через диспетчерский сервис, — скорее нет. На такое, констатирует Алексей Анучин, часто подписываются ипотечники, которые колесят по городу по 20 часов в сутки. Редакция «Большой Деревни» лично столкнулась с таким случаем: один из сотрудников ехал на «Лидере» на Красную Глинку с засыпающим водителем. «Соня» падал на руль, выезжал на встречку, петлял. Кто несет ответственность за возможные или реальные последствия такого трудоголизма?

Кто виноват и что делать

В случае аварии ущерб здоровью пассажира такси должно покрыть ОСАГО водителя

Как показывает практика, компании-диспетчеры полностью снимают с себя ответственность на правах посредника, который лишь обеспечивает водителя информацией о заказе. Вместе с тем в России запрещено использование транспортных средств без страхования гражданской ответственности, отмечает старший юрисконсульт отдела обеспечения судебной защиты Центра правовой поддержки «Потенциал» Александр Ворсунов. Об этом гласит статья 32 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)». Иными словами, в случае аварии страховка должна покрывать возмещение ущерба.

Когда здоровью пассажира причинен вред, отмечает Ворсунов, ему следует дождаться прибытия полиции, сотрудники которой зафиксируют, что в ДТП есть пострадавшие. Этот документ будет доказательством наступления страхового случая. После следует обратиться в больницу и зафиксировать, какой именно ущерб причинен здоровью.

 

Права пассажира

Если таксист просит вас разменять денег в «комке», он не прав

Водитель часто перегибает палку, когда швыряет в вас тысячной купюрой и заставляет идти в «комок» разменивать ее. На самом деле он не прав. «Такси оказывает вам услугу, и шофер должен заранее смоделировать эту ситуацию и просто в нее не попасть. Я всегда вожу с собой мелкие купюры, чтобы выдать клиенту сдачу», — делится лидер «Самарского клуба такси».

Если вас не довезли из точки А в точку Б, тоже обязаны вернуть сумму в полном объеме. Пассажир также может попросить другой автомобиль в диспетчерской службе, если ему не понравился тот, что приехал на заказ.

Если что-то пошло не так, юрист Александр Ворсунов рекомендует обращаться по трем адресам: непосредственно в администрацию такси или диспетчерской службы, организацию, которая выдала лицензию, то есть минтранс, или сразу в Роспотребнадзор.

Как получить квитанцию

Если вам нужно отчитаться на работе о расходах на транспорт, теоретически вы можете получить бумажный счет прямо в кабине. Об этом говорят «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Однако на деле не все так просто. Диспетчер такси «Самара» сообщил, что квитанции есть во всех автомобилях. «Лидер» такого сервиса не предоставляет. Если для пассажира этот момент принципиален, придется съездить в офис диспетчерской службы. Выход из ситуации один: сообщать о необходимости чека при заказе. Если такой услуги нет — манкируем и ищем другу службу.

Как проверяют таксистов

Раз в полгода автомобиль водителя должен проходить государственный технический осмотр. Перед каждым выходом на смену шофер в идеале проходит медицинскую проверку — мерит давление и проходит тест на алкоголь. В диспетчерских службах, уверяет Анучин, эти меры не соблюдаются. В таксопарках же есть собственный медик. Если водитель оформлен как индивидуальный предприниматель, с которым диспетчерская компания заключила договор, он по правилам должен ехать в клинику, проходить медосмотр и ставить печать на путевой лист. В 50% случаев эта формальность не соблюдается: в каком состоянии человек сел за руль, неизвестно. Пожалуй, единственное условие, которое соблюдают все без исключения — опыт вождения. У таксистов он должен составлять не менее трех лет.

Почему лицензия не решает

Никакая бумага не даст гарантию, что пассажир не попадет в ДТП. «Водитель с лицензией ничем не отличается от простого левака, которого вы поймали на перекрестке», — разводит руками Алексей Анучин. Легальность таксистов нужна больше государству — так в казну будет поступать больше налогов. По данным «Самарского клуба такси», 50% таксистов в городе работаю нелегально.

Александр Ворсунов

Александр Ворсунов

старший юрисконсульт отдела обеспечения судебной защиты Центра правовой помощи «Потенциал»

Сам автомобиль такси должен быть оборудован опознавательным фонарём оранжевого цвета, а на его кузов должны быть нанесены «шашечки». Кроме того, на передней панели такси должно быть указано наименование организации-перевозчика, условия оплаты, визитка водителя с фотографией, контактные данные органа, обеспечивающего контроль перевозок. Также в такси должны находиться правила пользования такси, предоставляемые пассажиру по его требованию. С исполнением этих пунктов в городе также все не очень радужно.

Справка. «Самарский клуб такси» появился 8 января 2014 года. В сообщество принимают и таксистов, и пассажиров — им тоже часто нужна защита от недобросовестных «бомбил» и легальных служб. Одна из главных проблем, которые хочет решить движение, — отсутствие парковок для таксистов. В Самаре есть такая только у ТРК «Вива Ленд». Также в планах общественной организации очистить пятачки на автостанции «Аврора», где стоят нелегалы, которые возят пассажиров в поселок Рощинский. Затем общественники планируют приняться за «бомбил» на ж\д- и автовокзале: «Перед законом все должны быть равны».