647

Словарный запас: холакратия, трансгрессия и питчинг

С каждым годом в нашу повседневную речь приходит все больше новых слов и англицизмов. Но многие из них со временем теряют свое первоначальное значение и используются не к месту. Чтобы не путаться в новых терминах, онлайн-журнал Института «Стрелка» ведет регулярную рубрику «Словарный запас». «Городской конструктор» публикует объяснения трех новых слов из рубрики.

ХОЛАКРАТИЯ

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ:

«Холакратия — это способ децентрализации власти, который позволяет выстроить иерархию (холархию) таким образом, чтобы каждый сотрудник мог влиять на жизнь компании и обладал полной властью в рамках своей роли и возложенных на нее ожиданий. Холакратия управляется не менеджментом, а общей целью компании, прозрачным процессом, ожиданиями и метриками. При этом, формально, у тебя нет начальников, но любой человек в компании имеет право знать, чем ты занимаешься и насколько эффективно делаешь свою работу». (habrahabr.ru)

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ:

Алексей Ильичев, тренер компании ScrumTrek, лицензированный специалист HolacracyOne.

Холакратия — это свод правил компании, которые подразумевают, что управление в ней происходит децентрализовано. Если коротко, то это процесс управления структурой компании. Британский писатель Артур Кестлер в своей книге «Призрак в машине» ввел понятие «холон», обозначающее автономное целое, которое, в свою очередь, является частью другого большего автономного целого. «Кратия» — это управление, соответственно, «холакратия» — это управление холонами.

В любой организации работу можно разделить условно на две категории: непосредственно операционную деятельность и управление — так называемый governance. Этот английский термин перевести с сохранением смысла непросто, в русском языке аналога пока нет. Управление либо складывается случайным образом, хаотично, либо им занимается начальство или отдельное подразделение. То есть, условно, есть компания, которая оказывает какие-то полезные услуги, в ней есть управленческий отдел, тот самый governance, который постоянно работает над структурой самой компании.

В обоих случаях, и когда принцип управления складывается стихийно, и когда этим занимаются специальные люди, возникает ряд проблем. Во-первых, неявные ожидания. У людей нет ясности относительно того, кто и что делает, кто за что отвечает. Сотрудники начинают требовать друг от друга выполнения каких-то обязанностей и сами не всегда понимают, что и почему должны делать. Причем в российской практике такие вещи чаще всего не оговариваются в лоб, и вырастает проблема, которую озвучивают так: «Ты должен был сделать и не сделал, и теперь мы тебя за это накажем».

Холакратия — это механизм, который позволяет внести ясность в структуру управления — governance. В холакратии вся структура сводится к тому, что у всех сотрудников есть роли, к каждой из которых есть детальное описание, включающее ее предназначение, обязанности и то, чем роль владеет, так называемый домен. У одного сотрудника может быть несколько разных ролей в одной организации. Если компания работает по принципу холакратии, ее сотрудники сначала описывают работу в этих терминах. Затем в процесс работы включаются специальные встречи — governance meeting, на которые каждый работник может прийти и от имени ролей, которые он выполняет, внести предложение по изменению структуры, то есть описанию ролей.

Использовать холакратию как методику может кто угодно, потому что ее описание и конституция опубликованы под открытой лицензией — Creative Commons. Само же слово является торговым знаком. Это значит, что если кто-то хочет использовать слово «холакратия», чтобы из этого извлекать выгоду, например продавать услуги по внедрению холакратии в компании, то он обязан сначала лицензировать свои услуги в компании HolocracyOne. Фактически, это авторская методика, но все чаще о холакратии говорят еще и как о новом тренде в менеджменте.

Читать больше.

ТРАНСГРЕССИЯ

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ:

«Трансгрессия — одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы и прежде всего — границы между возможным и невозможным: „трансгрессия — это жест, который обращен на предел“ (Фуко), „преодоление непреодолимого предела“ (М. Бланшо)». («История философии. Энциклопедия»).

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ:

Антонио Джеуза, доктор философии, куратор, критик, специалист по видеоарту.

Я сейчас смотрю в окно, и в нем видно табличку «Курить запрещено» — красный круг с перечеркнутой сигаретой — всем понятный знак. А рядом с ним стоит человек и курит. Это самое элементарное, простейшее объяснение трансгрессии. То есть что-то запрещено по определению, но человек все равно это делает. Трансгрессия подразумевает нарушение границ, законов или традиций, если речь идет об искусстве. Если художник действует вопреки сложившимся правилам, мы говорим о трансгрессии.

Когда я был студентом в Лондоне, нам читали цикл лекций об американском кино второй половины прошлого века, которое было связано именно с нарушением традиционных устоев. Курс так и назывался «Трансгрессия». Речь в нем шла о новых формах нарративности в 50-х и 60-х. Эти фильмы предлагали темы и формы, которые Голливуд и мейнстрим тогда даже не рассматривали. Темы могли быть разные, иногда довольно жесткие, например оргии. Или подход мог быть более формальным, но автор использовал длинный-длинный кадр, который затягивался на 20 минут. Мы смотрели фильм, в котором восемь часов показывается только здание Эмпайр-стейт-билдинг, больше на экране ничего не происходит. Надо сказать, это было смертельно скучно, но именно через такие формы можно понять, что есть трансгрессия. То есть художники, в данном случае режиссеры, предложили новую грамматику в визуальном искусстве, нарушили правила нарративности, использовали новые ракурсы и темы. Позже трансгрессия в этом курсе раскрывалась через андеграундные произведения, работы, посвященные байкерам, хиппи — тем, о ком ранее не говорили.

Читать больше.

ПИТЧИНГ

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ:

Питчинг (от англ. «pitch» — выставлять на продажу) — презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект. (Wikimedia Foundation. 2010.)

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ:

Алексей Сидоренко, руководитель «Теплицы социальных технологий»

Питчинг (от англ. «pitch» — бросать, подавать) — это подача материала о своем проекте. Российская «Википедия» упоминает питчинг в кино, но это слово можно употреблять во множестве других ситуаций. Мне прежде всего знаком питчинг с его стартаперской стороны: когда авторы технических проектов в сжатое время рассказывают о плодах своего труда, стремясь заинтересовать поддерживающих. Питчинг имеет место везде, где есть докладчик, что-либо предлагающий, и аудитория, которая должна этот «питч» — бросок, подачу, рекламу проекта — прослушать, просмотреть, оценить.

Питчинг может быть структурированным, например, хакатоны начинаются с питчинга идей, то есть с презентации своих проектов, которые будут на нем разрабатываться. А может быть и индивидуальным, например, термин elevator pitch, традиционно переводящийся на русский как «короткая презентация», — это заготовленное одноминутное описание проекта, которое вы в теории можете рассказать, пока едете с крупным инвестором в лифте. Рассказывая кому-то о своем проекте или участвуя в конкурсе, мы, по сути, «питчим» свой проект.

Читать больше.

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка».