6936

Курумоч космический

Таня Симакова

Новый терминал аэропорта Курумоч начали строить прошлым летом, и, к неожиданности скептиков, сейчас он почти готов к сдаче: отделочные работы ведутся одновременно силами трех с половиной сотен человек. Первые внутренние рейсы он начнет принимать уже в 20-х числах декабря, а международные — с начала нового года. «Большая Деревня» воспользовалась случаем и прямо на стройке встретилась с архитектором интерьера аэропорта Дмитрием Овчаровым из известного московского бюро «NEFA Architects», расспросив его о том, как будет устроен новый терминал.

 

Фото: Аня Шириня, визуализация проекта предоставлена бюро «NEFA Architects»

То, что получилось из нового терминала внешне, уже можно хорошо рассмотреть — легкое, с виду невесомое здание, своими очертаниями напоминающее взлетающую чайку, проектировала питерская компания «Спектрум», в послужном списке которой новые корпуса порта «Морской фасад» и реконструкция «Пулково-2».

 

 

С архитектором интерьера Курумочу также однозначно повезло — бюро Дмитрия Овчарова получило заслуженное признание и в среде творческой интеллигенции, и у коллег. За последние годы совместно с Борисом Воскобойниковым они выполнили интерьеры таких знаковых для столицы мест, как офис «Афиша-Рамблер» на Даниловской мануфактуре, рекламного агентства BBDO, офис креативного агентства Leo Burnett Moscow и так далее.

Зал регистрации пассажиров

Курумоч — не первый опыт работы агентства с аэропортами, в этом году возглавляемое Овчаровым бюро стало первым в России обладателем международной премии Best Office Awards за организацию и оформление залов аэропорта Кольцово. Если в Екатеринбурге шла речь о части интерьера и залах повышенной комфортности, то в Самаре бюро взяло на себя весь интерьер терминала, создание навигации и проект благоустройства территории аэропорта.

Входной холл

 

Для самого Овчарова самарский терминал аэропорта стал знаковым — о таком заказе он мечтал со студенческих лет и впервые за многие годы работал над проектом без участия Бориса Воскобойникова, своего постоянного соавтора. Однако, непосредственное участие в создании проекта интерьера принимал другой архитектор — Мария Яско.

 

 

Интерьер создавался под влиянием ретрофутуризма и архитектуры экспериментатора Оскара Нимейера, так что аэропорт, несомненно, придется по вкусу всем фанатам сериала «Звездный путь» и советской классики типа «Соляриса» и «Тайны третьей планеты».

 

Вот как сам архитектор рассказывает о проекте:

 

Космическая столица

«Вся концепция нового терминала аэропорта построена вокруг космического статуса города. Тема очень мощная, мы почерпнули ее даже не из внешнего облика города, а из поездок и общения с людьми: самарцы очень гордятся тем, что лучшие в мире космические двигатели делаются в их городе, что разработанные здесь конструкции двигателей и ракет до сих пор актуальны и востребованы. Для нас была важна эта культурологическая наполненность. Если говорить непосредственно о дизайне, мы хотели передать эстетику 60-х относительно взгляда человека того времени на космическое будущее страны. В архитектуре это, прежде всего, творчество Оскара Нимейера».

Галерея

 

«Летающая тарелка»

Центром аэропорта стала композиция с так называемой вертикальной коммуникацией — в одном блоке расположены лестница, эскалатор и лифт. Мы соединили все в единую композицию и увенчали ее почти что настоящей летающей тарелкой, которая еще раз раскрывает основную, «космическую» тему интерьера.

Входной холл

Масштаб

Терминал будет действительно большой, даже огромный, общая площадь — примерно 41,7 тысяч кв. метров — это в четыре раза больше действующего аэропорта. Пока идет стройка, даже не верится, что его можно будет заполнить пассажирами — пропускная способность нового терминала составит 1 420 пассажиров в час. По итогам этого года через Курумоч прошли 2,3 миллиона пассажиров, теперь это количество можно будет увеличить до 3,5 млн пассажиров, плюс ко всему, аэропорт можно будет со временем расширить без нарушения целостности его архитектурного облика и технологий.

Зоны вылетов

Технологии

В главном зале ожидания будет огромный стометровый экран с HD расширением, чтобы по нему можно было смотреть кино. По сути дела, это одна большая плазма. Нигде в России такого нет и будет, скорее всего, не скоро. Сейчас специально собранная творческая группа работает над контентом этого экрана и над тем, как в каком режиме он будет работать. Скорее всего, речь идет о рекламе, разного рода информации, возможно, покажут сюжеты о тех направлениях, куда можно улететь из Самары.

Залы вылетов

Работа бюро

Первый опыт работы с аэропортом у нас был в Екатеринбурге, мы принимали участие в реконструкции Кольцово. Там была фактически та же задача, но на меньшей площади — мы делали интерьеры зала повышенной комфортности и терминала внутренних авиалиний. Здесь масштаб нашей работы гораздо больший. Для меня лично этот проект очень важен, я отстаивал его концепцию до последнего, более того, на нем мы расстались с партнером по студии, с которым работали вместе 10 лет. Так что фактически это мой первый сольный проект за это время.

Входной холл

Монохром

Форм в терминале немного — есть центральный круг и различные скругления, в целом мы старались придерживаться плавных линий. В интерьере нет навязчивых ярких цветов и акцентов, весь терминал будет монохромным, по большей части белым, с серо-черными акцентами, «космический» оранжевый мы используем только в элементах интерьера зала повышенной комфортности. Цветовые акценты будут лишь в навигации, которой мы также занимаемся.

Вход в зону досмотра

 

Навигация

Наше бюро делает дизайн навигации, точнее, мы занимаемся разработкой шрифтов, их размерами и пиктограммами. Совместно с технологами также решаем, какими будут конструкции для размещения навигации, из чего они будут сделаны.

В целом по этой части мы ориентировались на европейские аэропорты, нам очень нравится новый терминал города Вены и его лаконичные белые указатели с подсветкой, также наши дизайнеры вдохновлялись навигацией в музеях современного искусства, нью-йоркским МоМА, например.

Автором навигации стал молодой архитектор и дизайнер Виктор Колупаев


Ландшафтный дизайн и благоустройство

Благоустройство территории и ландшафтный дизайн продолжат тему космоса. Акцентные объекты, остановки автобусов и паркинги для тележек, будут в том же формообразовании, что и интерьер аэропорта — с плавными линиями и скруглениями. В перспективе перед главным фасадом планируется здание офисного центра и гостиница, но пока дата начала стройки еще не назначена. Два года площадка будет пустой и мы решили сделать там временную экспозицию парковых скульптур, чтобы можно было устраивать выставки ленд-арта. К открытию там будут стоять большие объемные буквы, но с главным слоганом мы пока не определились.

 

Багажное отделение
Интерьер ЗПК. Media, lounge
Интерьер ЗПК. Lounge
Интерьер ЗПК. Media, lounge

 

 Использование всех материалов возможно только со ссылкой на эту статью