31

В театре: опера «Евгений Онегин»

текст: Лера Алфимова фото: Вероника Синицына

24 и 25 января в Самарском академическом театре оперы и балета состоится премьера оперы «Евгений Онегин». «Большая Деревня» узнала, чем новая постановка будет отличаться от предыдущих, и почему ее не стоит пропускать.

 

Для постановки «Евгения Онегина» в Самару приглашены по-настоящему масштабные фигуры отечественной театральной сцены. Режиссером-постановщиком, сценографом и вообще основным инспиратором спектакля стал Владимир Петров — заслуженный деятель искусств, лауреат премии «Золотая маска», ныне — художественный руководитель Воронежского театра драмы им. А. Кольцова (до этого Петров успел поработать режиссером в Рижском, Киевском , Севастопольском, Харьковском и Омском драматических театрах и профессором кафедры актерского мастерства Школы-студии МХАТ), а эскизы костюмов создавал известный российско-американский художник Юрий Купер, чьи работы, к примеру, экспонируются в Третьяковской галерее, Музее Метрополитен и Библиотеке Конгресса США, тоже лауреат «Золотой маски» и сценограф «Бориса Годунова» в Большом театре.

z0BeqjAhg7A
Режиссер-постановщик Владимир Петров, артисты и кусочек видеопроекции

 

Актерский состав тоже серьезный: партия Татьяны — приглашенная солистка Самарского академического театра оперы и балета, приглашенная солистка Латвийской Национальной оперы Ирина Крикунова, Ленский — солист Саратовского академического театра оперы и балета, солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», приглашенный солист Самарского академического театра оперы и балета, лауреат международного конкурса Илья Говзич, и, наконец, партию Онегина исполнит солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», лауреат международных конкурсов Константин Бржинский.

 

uLJDr0waLOs
 Татьяна Ларина (да-да, именно так) исполняет партию Татьяны Лариной. Та самая сцена с письмом

 

Постановка, потеснившая предыдущую сценическую версию, по своей сути не будет в полном смысле новаторской: в конце концов, нетленная музыка Чайковского и нынешний почерк театра оперы и балета этого и не предполагают. «Несмотря на то, что „Евгений Онегин“ не так давно был в репертуаре, он прокатывался в силу обстоятельств на сценических площадках, не подходящих для оперы», — объясняет главный дирижер и художественный руководитель Самарского театра Александр Анисимов. «После реконструкции мы набираем пул классических спектаклей: главным мотивом в выборе „Онегина“ стало как раз то, что эта опера относится к числу обязательных, таких, без которых любой театр и публика жить не может . Я давно декларирую мысль, что мы идем по пути традиционного воплощения всех классических произведений, но мы обязательно доберемся до того момента, когда зритель нам станет доверять и сможет раскусить и понять необычную интерпретацию».

B36kXupPZf8

Самое, пожалуй, главное, что нужно знать о новом «Онегине» и что выделяет его на фоне ранее поставленных версий — это его сценография и костюмы. Владимир Петров обходится без нафталиновых клише, вызывающих зевоту даже у самых отчаянных театралов — без снопов сена, аляповатых самоваров и дубовых столов. Вместо этого режиссер использует абсолютно все новое техническое оснащение театра: графичные пепельно-серые декорации будут мобильными во время представления, поверхность сцены представляет собой специальную систему зеркал, кроме того, Петров поработал над видеопроекцией.

klIi61XNtvg

Один из исполнителей партии Онегина, лауреат всероссийского конкурса Георгий Цветков, признается, что работа в подобных декорациях, с минимумом реквизита, несколько непривычна для артиста, внешняя лаконичность провоцирует на еще более экспрессивную отдачу — за счет этого и будет достигаться желаемый для зрителя эмоциональный эффект.

Hj-HhHK7pEM

Помимо декораций, приглушенная цветовая гамма будет использоваться и в костюмах: оттенки — от светло-серого до глубокого черного, все наряды покрыты несколькими слоями сетки и гипюра, что создает ощущение муара на сцене. Все 220 костюмов, естественно, сшиты и расписаны вручную (кстати, в нашем театре, единственном, кроме Большого и Мариинки, сохранился цех ручной росписи тканей, что приводит в восторг всех приглашенных режиссеров и художников), вручную же изготовлены головные уборы, награды, цепочки для часов и брелоки. Несмотря на то, что Купер обращается к самому что ни на есть классическому ампиру, благодаря решениям в цвете выглядит все это совершенно не пафосно.

IVM_W6zexrA

В общем, новый «Евгений Онегин» заговорит со зрителем на новом языке: легком, волнительном, искреннем, если угодно — откровенном, без излишнего консерватизма, который граничит с маразмом, но с сохранением лучших традиций русской оперы.

Билеты в партер на премьерные показы уже раскуплены, но попытать счастья все же стоит. В пресс-центре театра нас успокоили: «Онегин» будет еще не раз сыгран на сцене, и повтор спектакля состоится уже 9 февраля.