1813

«Зарплату лайками не выдашь»

Текст: Таня Симакова, Диана Любавина

Наверное, каждый пользователь инстаграма получал запрос на добавление в друзья от аккаунтов с красивыми бровями и молодых амбициозных стоматологов, а еще от сотни магазинов, флористов, кулинаров и кого только не. Знакомьтесь: Антон Прасковьин и Артур Барнашев — основатели агентства SM7 и люди, которые заставляют вас добавлять такие аккаунты в друзья и пользоваться услугами, которые продвигаются через соцсети. Их можно было бы назвать серыми кардиналами локального СММ, если бы не их офис с эксцентричным сине-красным интерьером и регулярные отчеты о бизнес-тренингах, на которых, кажется уже побывала половина города. «Большая Деревня» обсудила с СММ-гуру плюсы и минусы аккаунты самарских компаний и организаций в различных соцсетях: от Коровы Пестравки в твиттере до страницы самарского ФСКН вконтакте.

БД: Начнем с моей любимой соцсети — твиттера. Вот аккаунт Коровы Пестравки из соответствующего молокозавода. Твиттер ведётся в ироничном ключе, есть хэштеги, мемесы и так далее.

Антон Прасковьин (АП): Здесь я вижу много развлекательного контента и не вижу прикладного, продающего. Сам я предпочитаю «Пестравку», но лишь потому, что всегда внимательно читаю этикетку — мне нужно знать, что моя еда точно в порядке. У них очень хороший творог. Его любят спортсмены. И здесь, мне кажется, нужно рассказать, зачем вообще есть молочку и тому подобное. А мемы надо использовать значительно меньше. Юмор нужен, чтобы разбавить новостную ленту и чуть расслабить читателей после тяжёлого трудового дня.

С такого аккаунта будет много лайков, репостов, но продаж — нет

Артур Барнашев (АБ): Люди, ведущие соцсети, часто забивают новостную ленту так, как они хотят, не думая о потребителях. С такого аккаунта будет много лайков, репостов, но продаж — нет.

БД: Еще один наш фаворит — сообщество самарского магазина «Царские раки». Лучший рекламный слоган, созданный в нашем городе, на мой взгляд. С продажами тут как раз все понятно.

АБ: Да, мы их знаем, они были у нас на вводном занятии.

БД: Как вам оформление группы?

АП: В целом лучше, чем у большинства. Есть на что посмотреть. Обратите внимание, как здесь работает верхняя область экрана. Когда человек заходит на страницу, он должен решить, туда попал он или нет. Если это потенциальный клиент, он будет изучать страницу и дальше. Картинки раков всегда хороши, и я бы продублировал их для превьюшки на аватарке — миниатюра сообщества должна быть максимально иллюстративной. Надпись «Царские раки» информативна, но решение мы принимаем за счет образного мышления, оно работает быстрее.

Отдельно хочется сказать про меню. Сейчас модно делать меню группы вконтакте, с кучей подстраниц, наверное, знаете такие. Главный минус — его довольно сложно самому обслуживать, верстка вечно сползает, а если что-то надо обновить, приходится все переделывать с нуля, работа тут сложнее, чем с сайтом, например. Простые продающие баннеры в этом плане куда дешевле и проще. Сделать в группе многоуровневое меню стоит несколько тысяч рублей, с баннером можно уложиться в тысячу. С маркетинговой точки зрения меню усложняет взаимодействие с контентом: увеличивает количество действий пользователя, и каждое из них уменьшает возможность, что он что-то купит.

Картинки раков всегда хороши, и я бы продублировал их для превьюшки на аватарке

АБ: К этой странице только одна претензия: нет уникального торгового предложения. Оно должно быть сразу, на первом экране. Доставок раков у нас полно. Чем отличается эта? Бесплатная доставка по Самаре, местные раки или привозные, может быть, низкая цена за килограмм. Человек зашёл и сразу, на первом экране должен это увидеть.

АП: Нужно проанализировать, что интересует аудиторию, исходя из чего подписчики делают заказ. Чаще всего заказчики задают одни и те же вопросы. На первом экране люди должны сразу видеть ответы на свои вопросы.

БД: Вот вроде как аккаунт ФСКН в Самаре — тут речь не идет о коммерции, но вы как специалисты можете прокомментировать, насколько хорошо ведется страница. На главном экране закреплена запись: стихотворение «Господа офицеры», песня Газманова, 15 репостов. Что скажете?

АБ: Государственные органы зачастую ведут свои страницы без всякой прикладной информации, не вовлекаясь в процесс. Просто назначается какой-то человек, который делает это по разнарядке или по собственной инициативе. Вообще, по-хорошему, надо этому людей обучать. Здесь видно, что человек с душой подошёл, ведет страницу как для себя.

АП: Но почему здесь стоит мужик с пистолетом? Речь-то идет о наркотиках. Логики мало. И мне не ясна цель этой страницы: для чего её завели, и что она даёт людям.

АБ: Стена и возможность комментариев новостей тут закрыты. То есть невозможно задать свой вопрос. Ещё в контактах сообщества не живой человек, а некий аккаунт «ФСКН». Вообще, страницы без настоящего имени и фамилии — нарушение правил социальной сети «ВКонтакте», при желании ее может заблокировать модератор. По-хорошему, в контактах группы должен быть живой человек. Например, пресс-секретарь.

АП: Мы не понимаем, действительно ли это ФСКН, или кто-то пошутить решил. Чем больше живых людей в контактах сообщества, тем больше доверия к ресурсу. Отлично, когда пресс-секретарь — живой человек. У вас с ним могут быть общие знакомые, можно видеть, какие у него друзья, личная жизнь. С другой стороны, понятно, что у ФСКН есть задача не раскрывать своих лиц, но тогда, может, и нет смысла заводить страницу?

Здесь видно, что человек с душой подошёл, ведет страницу как для себя.

Но почему здесь стоит мужик с пистолетом?

АБ: Когда Азаров был мэром, многие вопросы решались через его твиттер, притом очень быстро. Аккаунты чиновников и ведомств должны не просто быть по факту, а решать какие-то проблемы. Здесь нет обратной связи, закрыта стенка, комменты, и я не могу ничего написать. Видно, что здесь все транслируют в одностороннем порядке, а обратную связь получать не хотят.

БД: Аккаунт бара «Бридж». У них тут собственное видео, хэштеги. Очень большое описание — ни слова в простоте, но есть часы работы и все такое.

АП: Вы сами как-то писали про инстаграмы общепита и много моментов подметили верно. Со своей стороны скажу, что здесь вообще нет продающего контента. Опять же нет живых людей в контактах, хотя бы телефоны указали в этой графе. У группы сбоку 163 встречи, на их месте я бы закреплял наверху баннер о ближайшем мероприятии.

АБ: В первой области экрана нет вообще никакой зацепки, как стать их клиентом. Ни номера телефона, ни как забронировать столик. Тут большие длинные посты. Читать их не будут, прочитывают 2-3 строки обычно.

Люди идут в бар, как правило, ради тусовки. Здесь мы ее не видим совсем

АП: Если бы я не знал, что такое Bridge bar, я бы подумал, что это чайная. Есть единственное слово, которое говорит о формате, всё остальное вообще про другое — никакой наглядности в контенте.

БД: Если говорить о баре, то здесь лучшие коктейли в городе, честно.

АП: А по обложке этого не скажешь. Конечно, алкоголь нельзя рекламировать, но нужно соответственно продвигать атмосферу, рассказывать про людей. Люди идут в бар, как правило, ради тусовки. Здесь мы ее не видим совсем.

БД: Поехали к инстаграмам. Один из самых популярных аккаунтов кафе — у кондитерской Carrie, полно подписчиков, все живые люди.

АБ: Место хорошее, там всегда полно людей. Аккаунт популярный, потому что кафе само по себе достойное.

АП: Я бы указал часы работы и отдельно написал про завтраки. Потому что это единственное заведение в округе, где можно позавтракать в 9 утра. Здесь классный контент в плане подачи: съёмка, фотографии. Но лучше разбавлять новостную ленту коммерческими баннерами — в инстаграме люди видят лишь картинку и две первые строчки поста, редко кто захочет разворачивать пост и читать полностью. Считайте, что текста вообще нет, и потому в самой картинке необходимо больше конкретики: укажите стоимость или расскажите про акции например.

АБ: Многие забывают, что есть замечательная возможность выкладывать видео в инстаграме. С его помощью было бы круто показать новый десерт со всех сторон, эмоции людей, которые что-то заказали, кондитера за работой — сразу видно, что тут ребята увлеченные работают.

БД: Инстаграм магазина корейской косметики Me-You. Насколько я знаю, это ваши ученицы, поэтому вдвойне интересно обсудить этот аккаунт. Прокомментируйте, пожалуйста.

АП: Ну, пока не все идеально. Из хорошего: они сделали яркое превью и выбрали правильное название: его индексируют поисковики: Яндекс, Google и другие. Бесплатная доставка — очень важный шаг навстречу клиенту. Единственная серьезная ошибка не касается напрямую соцсетей: ссылка из аккаунта ведет на сайт, у которого нет мобильной версии. Если сайт не адаптирован, в инстаграме лучше всего указывать ссылки на другие соцсети, например вконтакте. Часть трафика будет переходить туда без проблем. Вообще эпоха мобильного трафика наступила окончательно: если пять лет назад соцсети «вымирали» на летний период, то сейчас разницы почти никакой.

БД: Фейсбук, самая упоротая по выдаче соцсеть. Вот страница аэропорта Курумоч 

АБ: Маловато информации, которая поможет людям разобраться, что им делать, если они, к примеру, потеряли багаж. Информация опять даётся в одностороннем порядке: хотите — читайте, хотите — нет. Тут ещё сам Facebook не очень адаптирован под обратную связь.

Ее отсутствие может сработать в минус. Человек пишет негативный комментарий, ему не отвечают, потом к нему присоединяется другой, с той же претензией, и так они засоряют всю ленту. Волна негатива — вещь трудноуправляемая. Компаниям вроде Курумоча нужен специальный человек, который будет мониторить отрицательные отзывы и отвечать на них. Тут негативные отзывы есть, пока их количество не критично, но настораживает, что на них не отвечают.

В Facebook есть прекрасная функция распознавания лиц на фото, люди отмечаются автоматически, и новость об отметке попадает в ленту к друзьям

БД: Компания «Бизнес Гарант». У них есть два аккаунта: группа и страница. Чем они отличаются, я не понимаю, но, может, вы расскажете.

АБ: Когда компания позиционирует себя как лидер, в соцсетях не должно быть дешёвого дизайна, сделанного на коленке. Обложка, по-моему, вообще нарисована в Paint. Видите тени под буквами? Их просто вырезали и посадили на белый фон. С группой все еще менее понятно. Мы видим публикации от аккаунта некоего человека. Видимо, он занимается их продвижением, и, собственно, все. Даже контактов компании нет, и ее профиль деятельности не обозначен. Можно подумать, что это какой-то другой «Бизнес-Гарант».

БД: Ещё есть профайл Самарского областного художественного музея, ведется регулярно, анонсируются все выставки.

АП: Саму обложку, конечно, можно было оформить более красочно. Сейчас не сразу понятно, что там изображено. В целом не хватает фотографий, например, людей на каком-нибудь открытии выставки. Создателям страниц надо всегда помнить, что главное — не количество лайков и подписчиков, а вовлеченность аудитории. Гостей надо поощрять, выкладывать фотографии с геометкой, ставили хэштеги, потом это должно попадать в соцсети музея. В Facebook кстати есть прекрасная функция распознавания лиц на фото, то есть они отмечаются автоматически, и новость об отметке попадает в ленту к друзьям. Фотоотчетов должно быть больше.

Губительно, когда предприниматель начинает гоняться за лайками, а потом вдруг оказывается, что денег это не приносит

БД: В целом, какие бы вы порекомендовали инструменты аналитики в соцсетях?

АБ: Основной — воронка продаж, и мы этому учим на своих занятиях. Самое важное — соотношение затраченных на создание кампании в соцсетях средств и количество полученной прибыли. Мы анализируем каждый источник: стоимость заявки, стоимость пришедшего, стоимость продажи.

АП: Губительно, когда предприниматель начинает гоняться за лайками, за количеством вступивших, а потом вдруг оказывается, что денег нет, зато в группе 10000 человек и куча лайков. Лайками за работу и за аренду ведь не заплатишь.

Даты ближайших бесплатных мастер-классов в SM7:

20 апреля, 19:00

24 апреля, 14:00

Обязательна предварительная регистрация