2702

Церковный рейд: церковь евангельских христиан-баптистов «Преображение»

Текст: Любовь Саранина Фото: Денис Сарбаев

Самарские евангельские христиане-баптисты находятся на конфессиональной периферии. Все знания о них в сознании большинства укладываются в простые стереотипы: рожают полон дом детей и вообще сектанты. Некоторое время баптисты пытались заявлять о себе на местных спутниковых каналах, которые не смотрит никто, кроме их сотрудников. Публичные спичи оказались дорогим удовольствием, поэтому ни на ТВ, ни в печати баптистов сейчас не увидеть. В городском пространстве тоже: их главный штаб, церковь «Преображение», находится на улице Перекопской, в месте, которое без 2GIS вряд ли обнаружит даже патриот района Авроры. Поговорили с пресвитерами Виктором Рягузовым и Олегом Пузанковым, а также юрисконсультом церкви Светланой Пальмовой о том, кого баптисты считают истинными сектантами, почему отказались от крещения детей и икон и как избавляют от наркомании и алкозависимости.

Приход баптистов в Самару

Церковь «Преображение» открылась в 1981 году

Виктор Рягузов: Первые книгоноши пришли в Самару в конце XIX века. Тогда они познакомились с народом, отыскали здесь общину Малокан — самобытное религиозное движение в России, которое отличалось тем, что отвергло всякую обрядность, изучало писание.

Пресвитер церкви «Преображение» Виктор Рягузов

Они проводили с ними спевки — учили христианским гимнам. Во время этих спевок у них были разговоры о божьем слове. Постепенно молодые хористы были привлечены Евангелие и поняли необходимость крещения по вере. В 1902 году в Самару из Саратова прибыли Эрнст Федорович Кирш и Петр Петрович Перк — члены библейского общества, которое распространяло книги священного писания. Так, в 1902 официально возникла баптистская церковь, и было совершено первое крещение сознательно уверовавших — около двадцати молокан массово благословили в Волге.

Пресвитер церкви «Преображение» Олег Пузанков

Затем община снимала различные здания. В 1907 году с помощью меценатки Варвары Акимовны Курлиной, которая стала членом общины, мы приобрели здание на Ленинской, 169. Та церковь постоянно функционировала до 1929 года и с самого начала была включена в социальную работу. Во время голода верующие несли продукты в дом молитвы. Во время первой мировой участвовали в заботе о раненых, открыли лазарет. Во время эпидемии тифа боролись с заболеванием, ухаживали за больными. В 1990-е Марина Шампанская организовала в Самаре первый хоспис — теперешний хоспис при компании ИДК. Наша церковь открылась в 1981 году и до 1995 года была единственной баптистской в городе. Затем мы стали умножаться, создали филиалы — сейчас их 5.

Конечно, если бы у нас была возможность построить другое здание, мы бы это сделали. В 1977 году государство утвердило страшный проект церкви с одним входом, похожее на тюрьму без окон. Позже мы сами пристроили часть здания.

Варвара Курлина была членом общины баптистов и помогла приобрести здание церкви на Ленинской, 169

Мы хотели расширяться, сделать небольшой парк, построить церкви в отдаленных районах, чтобы люди не ехали сюда по два часа. Но все бесполезно, государство говорит, что земли просто нет. То, что было приобретено Курлиной на Ленинской, было национализировано. Полтора гектара земли, три здания — это имущество нам никто не возвращает. Куда только ни писали, даже Путину, просили хотя бы дать альтернативу — безрезультатно.

Столпы веры

Виктор Рягузов: Священное писание — единственное основание для нашей веры. Некоторые христианские конфессии, помимо него, имеют священные придания, установления синодов, конференций. Наш нормативный документ — библия, и мы признаем то, что признает она. Это не значит, что мы замкнулись и не признаем все сокровище христианского опыта. Просто мы смотрим на него через призму писания и принимаем то, что укладывается в его параметры. Так в наших гимнах есть песни, принадлежащие перу православных авторов. Например, раньше наш хор пел оду Державина «Бог».

В баптистских церквях полностью отсутствую иконы и религиозные изображения

Библия заповедует, чтобы мы не поклонялись и не служили никаким изображениям, поэтому у нас нет икон. Нет и крещения младенцев, потому что в библии не содержится такой заповеди. Она призывает крестить сознательно уверовавших.

Мы признаем существующую власть как власть от бога. В писании есть призыв молиться за власть и не восставать против нее

Так же мы смотрим на вопросы брака, воспитания детей, на церковно-государственные отношения. Мы исповедуем, что церковь должна быть отделена от государства — этот принцип для нас выстраданный. Баптисты во всем мире были гонимы официальной церковью — лютеранской, англиканской, православной, католической. Наши отцы еще 400 лет назад поняли, что призваны отстаивать свободу совести и отделение от государства. «Свободная церковь — свободное государство» — принцип баптистов, который теперь стал общедемократическим. При этом мы признаем существующую власть как власть от бога. В писании есть призыв молиться за власть и не восставать против нее.

Место для солистов хора

Третий столп — церковь должна состоять только из возрожденных людей, тех, кто обновился после искреннего раскаяния. Сейчас у нас около 650 прихожан, и все они посвятили себя богу. Двери церкви открыты для всех, но пока человек не обновится душой, мы не можем считать его ее членом.

Также мы автономны: никакие другие церкви не имеют права влиять на решение нашей церкви и наоборот — мы не может прийти в другую баптистскую церковь и сказать, как решать их вопросы. Содержим себя тоже сами, на пожертвования. Не получаем поддержки ни от спонсоров, ни от власти. При этом все прозрачно: мы регулярно отчитываемся перед прихожанами и властью за наши финансы. Любой человек из членов церкви может узнать, куда пошли все его рубли-копейки.

Кто и зачем приходит?

В списке гимнов церкви значится ода православного автора Державина «Бог»

Виктор Рягузов: Нижний возрастной предел прихожан — лет 16, но крестить шестнадцатилетних мы можем только с согласия родителей. Приходят и старцы. С одним таким как раз сейчас мы ведем переговоры о крещении.

В церкви установлено множество лавок и стульев, чтобы прихожанам было удобно слушать проповедь

Пока Россияне не примут Христа, мы не выберемся из ям, в которых находится наше государство

Причины обращения к нам разные. Кто-то находит в Евангелие смысл жизни, как было с русским хирургом Николаем Ивановичем Пироговым. Недавно я перечитал его «Записки старого врача». Пишет, когда в 38 лет он впервые открыл для себя Евангелие, увидел идеал, к которому всегда стремился.

Другие — столкнулись с трудностями и поняли, что без бога никогда их не преодолеют. Люди задумываются, как спастись от того саморазрушения, которое свершается в душе, как решить вопрос с грехами. Нужно понять, что все мы грешны, и если мы отвергаем божий путь спасения, то жизнь безнадежна. Понятно, что этот момент без внутренней борьбы не дается. Но у тех, кто переступил через себя, раскаялся — меняется жизнь. Таких немало. Среди наших прихожан есть бывший бомж. Сейчас он полностью преображен, и вы никогда не узнаете в нем бомжа. Он и друзей своих сюда тащит.

Врачи, предприниматели, интеллигенты — сюда приходят люди разного социального положения. Их объединяет то, что без Бога — они погибшие. Через эту же призму мы смотрим на проблемы, с которыми сталкивается наше государство. Пока россияне Христа не примут, мы не выберемся из этих ям.

Реабилитация наркоманов

Виктор Рягузов: В течение многих лет каждый понедельник в церкви собирается группа анонимных алкоголиков. Ее ведет наш прихожанин. Не скажу, что это целый поток зависимых, но десятка два наберется. Членами церкви становятся немногие из них, но, например, один из дьяконов — бывший алкоголик. Люди без химического воздействия исцеляются полностью и уже не возвращаются к прежней жизни.

Церковь расположена в курмышах района Авроры

Круче наркотиков может быть только бог

Светлана Пальмова: Реабилитацию как таковую мы не проводим, просто ведем тесную христианскую работу с людьми, даем сердечное общение, которого нет у православной церкви. Человеку мало обрядов и литургий. Ему нужно личное общение с Богом. Мой родственник — бывший наркоман. Бог излечил его от наркомании за ночь. У него были сильнейшие ломки, а его тетя у его кровати молилась за него. Наутро он проснулся здоровым человеком. У него не было других вариантов, кроме как признать, что это чудо совершил Бог. Он много лет живет трезвой жизнью, работает, у него многодетная семья. По его словам, круче наркотиков может быть только бог.

Крещение — решение добровольное?

Виктор Рягузов: Молодежь приходит сюда потому, что для них родители — пример христианской жизни. Так было со мной. Это не значит, что семья довлела. Выбор человек всегда делает сам. Для нас важно, чтобы человек пережил на себе воздействие божьей благодати и под ее мягким напором мог оставить все грешные дела. Каждый должен понять, что если я таким, какой есть, окажусь перед богом — мне конец.

Олег Пузанков: Я сам вырос в большой баптистской семье. Отец читал библию, водил в церковь, но это не сделало меня верующим. Я служил во флоте в Баренцевом море. Несколько раз мы попадали в шторм, были на грани гибели. Я понимал, что если я умру, то моя участь как грешника — ад. Так после армии я посвятил жизнь Богу. Я не стал монахом, не отвернулся от мира, но сердцем я стал другим.

Проповедь сопровождается пением взрослого и детского хоров

Моей дочери тринадцать. Мы, конечно, читаем библию, молимся, но я не оказываю на нее давление

Виктор Рягузов: Я вырос баптистской семье, где пример родителей имел большое значение. Подростком стал понимать, что все-таки грешник и должен спастись. Однажды на служении мы с братом были затронуты призывом посвятить жизнь Христу. В возрасте 29 лет вопреки молодости и традиции, согласно которой в пасторов посвящали старцев, я уже был выбран пресвитером. Сейчас у меня самого уже четверо детей, слава богу, все верующие. Они также слушали проповеди, обогащались — божественный алгоритм действует.

Светлана Пальмова: Моей дочери тринадцать. Она ходит в церковь и уже сделала свой выбор. Она учится в художественной школе, закончила музыкалку, и ей есть, с кем себя сравнивать. Она понимает разницу между ребятами, которые живут христианскими ценностями, и людьми, которые не имеют таких ориентиров. При этом я не оказываю на нее давление. Мы, конечно, читаем библию, молимся. Она не приняла крещения. Да, мы говорим об этом, но я не имею права заставлять и настаивать.

Одна из местных фишек — крест с подсветкой

Виктор Рягузов: У наших прихожан есть дети, которые не ходят в церковь. Мы не оказываем на них давления. Мы можем приглашать их, чтоб они слушали и смотрели, но решение они принимают сами. Мой брат, например, поступил в юридический, стал членом партии, работал в тресте в Москве. К вере он пришел только лет 20 назад. У него не было каких-то потрясений, просто пришло понимание, что есть квартира, работа, семья, а дальше для чего жить? Он всегда был порядочным человеком, но сейчас я смотрю на него и вижу другого Валеру, просветленного.

Секта или нет?

Светлана Пальмова: Нам часто приходится слышать, что мы — секта. Один из последних случаев — на странице православной церкви в сети был выложен список сект, в том числе там фигурировала и наша церковь. Этот список сопровождался разными ужастиками, мол, адепты убивают своих детей. Вопрос решился: связалась с человеком, который отвечает за этот сайт, и страница была закрыта. Нам принесли извинения.

В малом зале ведется трансляция проповеди для тех, кому не хватило места

Наши богослужения транслируются в Интернете. Можно посмотреть, что же эти баптисты вытворяют

Виктор Рягузов: Если задуматься, кого надо в первую очередь причислить к сектам, то точно не нас. В секте, по ее классическому определению, существует жесткая вертикаль, повиновение, которое стоит во главе. Во-вторых, секта считает, что только она права, а остальные — еретики. По сути, именно так обстоят дела в… К тому же секта — очень закрытая организация, если вошел, то уже не выйдешь. Наши двери открыты в обе стороны. Наша финансовая деятельность доступна общественности, нам нечего прятать. Наши богослужения транслируются в Интернете. Можно посмотреть, что же эти баптисты вытворяют.

Олег Пузанков: Большинство тех, кто говорит сегодня о нас как о секте, — священнослужители. Если поговорить с людьми, то их отношение гораздо лучше, стало меньше агрессивно настроенных.

Церковь в стиле минимализм

Виктор Рягузов: Наши церкви намеренно минималистичны, чтобы люди, приходя сюда, концентрировались на самом главном — священном писании. Церковная архитектура, где есть богатая роспись, полумрак, свечи, сразу влияет на психику человека, настраивает на какую то мистику. Это отвлекает от главного.

Столовая для прихожан — место для чаепитий и общения

Все должно быть функционально и просто. Если мы проповедуем слово Божие, значит, должна быть кафедра. Если люди хотят слушать, значит, им ничего не должно мешать: они должны сидеть на лавках, а не стоять. Если мы видим необходимость воспитания, значит, должны быть классы воскресной школы. Сейчас в нашей школе обучается 120 детей.

Куда только ни писали, даже Путину, — все безрезультатно

Жизнь общины

У баптистов нет чинопочитания, никто не целует пасторам ручки и не раскатывает перед нами красную дорожку

Церковь живет богослужениями. В целом их форма неизменна: пение хора и проповедь. Иногда хоров сразу два — детский и взрослый. Прихожане поют для всех бесплатно. Также мы проводим семинары на различные темы, женские и молодежные конференции, встречи. Отмечаем значимые синодальные праздники: Рождество, Сретенье, Благовещенье. Сейчас готовимся к Пасхе.

 

Наша характерная черта — мы не иерархия, а братство, община. Мы не бросаем людей, если они оказались в беде. У нас даже есть небольшой склад, куда приносят поношенную одежду. Так, недавно к нам за помощью обратилась женщина из соседнего дома, мы отдали ей часть вещей.

В школе при церкви обучается 120 детей

У баптистов нет чинопочитания, никто не целует пасторам ручки и не раскатывает перед нами красную дорожку. Такой демократизм нельзя рассматривать как баптистскую уловку. Все это вытекает из Евангелия, так Христос общался с учениками. Если между мной и прихожанами и есть различия, то только функциональные.

Комментарии:

  • Alexei Markevich

    Спасибо за интересную статью.
    Просьба: научите своего редактора, когда нужно писать слово Бог с прописной буквы. ( для справки: http://www.gramota.ru/forum/klass/109512 )

  • mitya

    Во времена деяний апостолов церковь Христова уже существовала. И «нормативного документа» «Библия» у них ещё не существовало. Вместо этого Бог наделяет авторитетом церковь, Церковь Бога живаго — это столп и утверждение истины (к Тимофею3:15), это написано в библии, а значит Библия признаёт установления Церкви.

    Второе послание Фессалоникийцам 2:15 «Итак братья, стойте и держите предания, которым вы научены, или словом, или посланием». 1 Кор. 11:2 «Хвалю вас братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам.»

    Ну, или вот ещё, в послании апостола Иуды 1:3 «…я почёл за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды переданную святым.» Там написано «…однажды переданную…», это означает, что вера была передана христианам один раз, и по видимому произошло это не в день реформации…

  • mitya

    В статье написанно: «Библия заповедует, чтобы мы не поклонялись и не служили никаким изображениям, поэтому у нас нет икон. Нет и крещения младенцев, потому что в библии не содержится такой заповеди. Она призывает крестить сознательно уверовавших.»
    И так, по порядку… Церковь Христова одна, Христос сказал: «ты — Пётр, и на сем камне я создам церковь мою…» Он сказал что он создаст одну церковь, а не множество церквей, значит только одна церковь является церковью Христовой. «…и врата ада не одолеют её». Если мы предположим, что до раскола на православных и католиков, когда протестантов ещё не существовало, христиане были церковью Христовой, то значит, что в Христовой Церкви были изображения, и иконы, и статуи. И сейчас они есть и у католиков, и у православных. Для меня это бы показалось по меньшей мере подозрительно…

  • mitya

    «Третий столп — церковь должна состоять только из возрожденных людей».
    Я никогда не мог понять, как это так получается, что сегодня человек возрождённый, завтра он делает грех, его отлучают от баптистской церкви и говорят, что они никогда не был возрождённым…

  • mitya

    «Не получаем поддержки ни от спонсоров, ни от власти» — вот это не правда. Преображение получает поддержку от немцев и американцев, члены церкви об этом знают. Только там эту поддержку называют «материальной помощью».

  • mitya

    «Во-вторых, секта считает, что только она права, а остальные — еретики.» Да, баптисты именно так и считают, именно поэтому почти на каждом собрании кто-нибудь говорит: «…а вот православные!» Уверен, что в этом могут себя узнать большинство баптистов.
    Вообще, если разговаривать с баптистами о том, что является Церковью Христовой, то они говорят, что Церковью Христовой являются искренне верующие люди в разных церквях. Но они не верят в то, что в православной церкви есть искренне верующие люди. Православных они называют язычниками и идолопоклонниками.
    Хочу вернуться к «…а вот православные!». Знаете братья во Христе, какими бы плохими православные не были, вы от этого лучше не станете, поэтому лучше обсуждайте в первую очередь себя, а не православных. Они вас на своих молодёжных собраниях в отрицательный пример не ставят.

  • mitya

    » Мы не бросаем людей, если они оказались в беде.» Вот это тоже не правда. Одна из бывших членов церкви «Преображение», которую зовут Татьяна Борисова, заболела безумием. В то время несколько пасторов договорились держать пост и молиться за нею, потому что в библии написано, что таковых исцеляют только постом и молитвой. Вот именно Рягузов тогда не отозвался. Я нашёл Татьяну Борисову, общался с ней лично. Она мне сказала, что в то время её мать, позвонила Рягузорву, и попросила приехать к ней, но Рягузов сказал: «а что вы от меня хотите? ведите её к психиатру». Это не я сказал, я пишу то что сказала мне Татьяна Борисова. Следует так же добавить, что сама Татьяна Борисова всё-таки исцелилась, и служит сейчас при православной церкви в церковной лавке. И её пример, это не единственный случай.

  • mitya

    Ребята, если кто-то из вас думал креститься в преображении, лучше туда не соваться, или как сказала Татьяна Борисова: «беги от них как можно дальше».
    Моя почта mitya_doc@mail.ru

  • Миопроходил

    У меня один друг в этой общине. Знаю его давно. всегда был позитивным, но бесхарактерным, слегка недальновидным. Затем лет пять армии, развели подписать контракт, пограничник. Короче жести ему в жизни досталось и в результате вписался в религию. Думаю его достало что никому в жизни не нужен. А здесь добро, община, взаимопомощь. Жаль, но это не сделало его счастливым человеком. На работе все получше, семья, дети, все дела. Но он не счастлив. Только разве что спокоен. Так что, камрады, в боге не найти спасения, только успокоение.

  • StanX

    mitya , Вы полностью прав в Ваших рассуждениях! Плюсую! +1