1429

Церковный рейд: армянская апостольская церковь «Сурб Хач»

Текст: Любовь Саранина Фото: Артём Голяков

О том, что в городе существует армянская апостольская церковь, многие даже не догадываются — неприметный храм расположился в Постниковом овраге по соседству с городским зоопарком. Но место стоит того, чтобы его найти: за высоким кирпичным забором скрываются стены цвета трюфеля, молодые виноградники во дворе и зеленеющая ухоженная лужайка. Увидеть их могут прихожане любой национальности. «Большая Деревня» выяснила у настоятеля церкви «Сурб Хач», священника отца Киракоса Агосяна, чем отличаются армянская и русская церкви, как прихожан созывают на богослужения по смс, почему свечи нужно ставить в песок и как православные бабушки учат армян креститься.

Особенности армянской церкви

В 301 году Армения стала первой в мире страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков русская и армянская церкви сохраняют добрососедские отношения, несмотря на конфессиональные различия. Оба института исповедуют во Христе одно лицо и две природы — человеческую и божественную. Но в русской православной церкви, как объяснил отец Каракос, эта природа разделена, в армянской — соединена, но не смешана. «Когда Иисус плакал, он делал это как человек. Когда творил чудо — это был уже Бог», — поясняет настоятель.

Если я поставил за упокой и молюсь за здоровье, это разве будет неправильно? Бог не услышит?

В Самару отец Киракос по распределению прибыл из Кишинёва

Если не брать в расчет различия в архитектурном облике, которые диктуют национальные особенности, резких расхождений у двух церквей нет. В армянской так же проводят богослужения, отмечают Пасху и Рождество, устраивают обряды вроде крещения или венчания. Впрочем, прихожане, привыкшие к обилию икон и свечей, здесь растеряются. Религиозных изображений совсем немного, а свечи ставят в песок, для которого выделена только одна площадка.

Каракос Агосян объясняет: «Не имеет значения, куда ставить свечку: ты общаешься с Богом и он понимает. Если я поставил за упокой и молюсь за здоровье, это разве будет неправильно? Бог не услышит?». По словам настоятеля, использование песка тоже не носит символического характера — это просто удобно: «Есть законы, которые обязательно нужно сохранить, а есть обычаи, которые для каждой церкви свои».

Появление храма в Самаре

Стены храма выкрашены в тон, гармонирующий с отделкой из национального камня туф

Прихожане жаловались, что бабульки в православных церквях пытались переучить армян креститься

Первый молитвенный дом армян, с конца XIX века располагавшийся на Садовой, 97, был ликвидирован в советский период — по понятным причинам. Церковь «Сурб Хач» («Святой крест» — прим. ред.) открылась в Самаре 17 ноября 2003 года после четырёхлетнего строительства. Храм возвели на деньги прихожан. Главным меценатом выступил руководитель армянской общины, бизнесмен Артур Мартиросян. До этого религиозным самарским армянам приходилось ходить в русские храмы. Прихожане часто жаловались: бабульки в православных церквях пытались переучить их креститься на свой лад (армяне крестятся слева направо — прим. ред.). Тем не менее, отмечает священник, до сих пор люди из общины и он сам ходят в православную церковь, ровно, как и наоборот — русские прихожане и священнослужители приходят поставить свечку в армянский храм.

Работать в полную силу новое место начало 1 апреля 2004 года. К этому времени в город перебрался и сам настоятель. В Самару Киракоса Агосяна перенаправили из Кишинева по решению каталикоса: священнослужителей распределяют в Армении, в религиозной столице страны — Эчмиадзине, где находится главный собор армянской церкви.

Язык здешних писаний и богослужений — староармянский

Сегодняшняя диаспора, по словам настоятеля, насчитывает в Самаре не более пятнадцати тысяч человек. В церковь приходит 30-40% от их числа. Первое время, отмечает он, о появлении «своего» храма многие армяне не знали — даже на праздничные богослужения приходило 3-4 человека.

С каждым годом ситуация улучшается. Этому во многом способствует отлаженное взаимодействие церкви с прихожанами: о дате и времени начала богослужений оповещают через смс-рассылку или в сообществах вконтакте и фейсбуке.

Русские иконы и армянские камни

Небольшая, но уютная церковь «Сурб Хач» вмещает около двухсот человек. Стены выкрашены в цвет трюфеля, чтобы гармонировать с отделкой из камня туф. Горная порода встречается только в Армении, и потому является одним из национальных символов. Чтобы чувствовать себя за границей комфортнее, армяне используют туф для отделки не только церквей, но и домов.

Большая часть икон и изображений в Сурб Хач — русские

Минималистичное оформление подчеркивает небольшое количество икон. «Для каждого народа церковь, как ребенок для родителей, — самая хорошая и красивая. Наши предки сделали так, чтобы картинок было немного. Прихожане не должны отвлекаться на золотистые иконки» — объясняет священник. При этом большая часть изображений в «Сурб Хач» — русские. Заменить их на национальные символы планируют после окончания реставрации церкви, которая стартовала в начале апреля: уже заказано четырнадцать армянских икон.

Большая часть изображений и икон в церкви — русские

После ремонта внешний вид храма изменится. Стены покрасят в светлые тона. По словам настоятеля, эти перемены несут не только эстетику. В 2015 исполнилось сто лет со времен армянского геноцида — в церкви решили, что до этого года здание будет темным в знак скорби, а после его перекрасят.

Сохранить язык и обыграть в футбол

Если ты забываешь свой язык, ты забудешь и свою родину

Армянская церковь всегда сопровождается эпитетом «национальная». Ее цель — сохранить культурные ценности своего народа.

«Церковь объединяет, причем не только в Армении — это особенно нужно за границей. Мы думаем не только о духовном, но и о том, чтобы сохранить родной язык. Россия для нас — вторая родина, но и первую мы забывать не должны. Многие молодые люди сегодня не говорят на армянском, а значит, родной язык не будут знать ни их дети, ни внуки. Если ты забываешь свой язык, ты забудешь и свою родину», — отмечает отец Киракос Агосян. Богослужения в церкви проходят на староармянском языке, на нем же слева от алтаря начертан «Отче наш».

Храм рассчитан на 200 прихожан

Представители местной молодежной общины дважды брали кубок по межконфессиональному футболу

Чтобы родившиеся в России дети росли билингвами и не забывали корни, при церкви существует воскресная школа. В обучают армянскому языку и истории родной страны 50 детей. Также местная малышня поет в хоре и занимается в танцевальном ансамбле «Варага». Нейминг кружка не случаен: Варага — название горы в западной Армении.

Представители молодежной общины — двукратные чемпионы по межконфессиональному футболу. За кубок в городе борются православные, католики, мусульмане и баптисты. Ближайшая религиозная игра с мячом пройдет 11 июня в МТЛ «Арена».

Каменная память

Проникнуться национальным колоритом можно, даже не заходя в церковь. На территории зеленеет лужайка и стоят хачкары — армянские памятники в виде стелы с резным изображением креста. Еще до окончания возведения церкви, в 2001 году, здесь появился первый из них — посвященный1700-летию принятия христианства армянами и символизирующий дружбу русского и армянского народов.

Сразу два монумента посвящены трагическим событиям, о которых здесь помнит каждый. Первый — память о геноциде и Спитакском землетрясении 1988 года, унесшем жизни 25000 армян, — даровала семья благотворителей из числа прихожан. Сейчас памятник находится на реставрации. Еще один хачкар в прошлом году привезли из Армении — там из туфа изготовили крест в честь полутора миллионов человек, погибших во время геноцида. Все они, объясняет отец Киракос, лишились жизни за веру и родину, а потому за них молятся, как за святых мучеников.

Один из памятников изготовлен в память о войне в Арцахе

Не забывают армяне и об еще одном «кровавом» событии, крайне болезненном для всего народа. Перед входом в церковь расположена статуя в память о войне в Арцахе, известной как Карабахский конфликт между армянским и азербайджанским народом.

Соседство с зоопарком не мешает. Это наш Ноев ковчег

Также на лужайке стоит деревянная беседка. В теплое время в ней собираются священнослужители и прихожане: читают Библию, обсуждают религиозные вопросы и насущные проблемы церкви. Рядом с беседкой разбили виноградник: первые небольшие гроздья собрали уже в прошлом году. Вскоре, рассказывает настоятель, на территории появится отдельное здание воскресной школы: по утвержденному проекту, в ней будет один этаж с классами и конференц-залом.

Школа расположится под боком у Самарского зоопарка. Такое соседство, по словам здешних служителей, церкви не мешает: «Мы считаем, что это наш Ноев ковчег» — объясняют они.