18

Словарный запас: человеческий капитал, агломерация и кампус

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка», фотографии: Oriol Salvador, Digital cat

С каждым годом в нашу повседневную речь приходит все больше новых слов и англицизмов. Но многие из них со временем теряют свое первоначальное значение и используются не к месту. Чтобы не путаться в новых терминахонлайн-журнал Института «Стрелка» ведет регулярную рубрику «Словарный запас». «Городской конструктор» публикует объяснения трех слов из рубрики, связанных с урбанистикой и архитектурой.

Человеческий капитал

Откуда пришло

Словосочетание «человеческий капитал» (англ. human capital) появилось во второй половине XX века. Идея принадлежит двум американским учёным-экономистам — Теодору Шульцу и Гэри Беккеру. За создание основ теории человеческого капитала им даже были присуждены Нобелевские премии по экономике.

 

Что написано в словаре

«Оценка воплощённой в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врождённые способности и таланты, а также образование и приобретённую квалификацию». (Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.)

 

Что говорят эксперты

Иван Курячий, выпускник «Стрелки», управляющий партнёр компании «Новая земля», куратор исследования «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда», подготовленного совместно с Высшей школой урбанистики для IV Московского урбанистического форума.

«Человеческий капитал — показатель, оценивающий людей с точки зрения экономических возможностей. В экономике разделяют три сектора: первичный — добыча сырья, вторичный — производство промышленных изделий и третичный — сфера услуг. Термин появился в 50-е годы, когда во всех развитых странах стал важным как раз третичный сектор — то есть образование, медицина, торговля. А этот сектор подразумевает очень высокие требования к людям, которые в нём задействованы. И если раньше особую ценность имели нефтяные месторождения и горнорудные комбинаты, затем основную значимость приобрели возможности производства на ткацких фабриках и производительность станков, то в современной экономике приоритетным становится то, насколько развиты люди: образованы, здоровы, готовы обучаться, мобильны. Это неолиберальная теория, по сути, люди здесь расцениваются как ресурс экономического развития.

В 1990 году ООН опубликовала первый Доклад о развитии человека, в котором Амартия Сен, впоследствии получивший Нобелевскую премию по экономике, совместно с группой экспертов предложил отойти от чисто экономической трактовки этого понятия. По их мнению, люди влияют на социально-экономическое развитие не только как работники, но и через другие механизмы: через своё участие в системе власти, активности в социальной сфере и бизнесе. Люди не воспринимаются как средства производства, они рассматриваются как полноценные участники социально-экономических процессов. И в таком случае было предложено говорить не о человеческом капитале, а о человеческом потенциале как о более комплексном понятии».

Читать полностью

 

 

Агломерация

Откуда пришло

Агломерация — термин, который используется в очень разных областях. Изначально распространение он получил в металлургии и биологии, также встретить его можно в урбанистике. Aglomerare — «накоплять» или «нагромождать» — и agglomeratio — «накопление» — именно так слово пришло из латыни. До появления термина в русском множественное число не использовалось. Сегодня это уже литературная норма.

 

Что написано в словаре

«Группа близко расположенных городов, объединённых тесными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными связями; в её состав входят также посёлки городского типа и сельские поселения». (География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина, 2006.)

 

Что говорят эксперты

 

Алексей Муратов, партнёр «КБ Стрелка».

«Агломерация — понятие, которое использовалось ещё в советскую эпоху. Так что ничего нового в нём нет. Если суммировать все определения, которые известны, то можно сказать, что это относительно компактная группа населённых мест, объединённых в одно целое интенсивными и регулярными социальными, производственными, культурными, транспортными, бытовыми и рекреационными связями.

Мне кажется, важным вопросом является то, каким образом определять границы агломерации: что попадает под понятие „компактной группы населённых мест“, а что нет. Распространённым подходом является определение границы агломерации исходя из показателя среднего времени в пути до её центра. Такой показатель может быть равным часу, полутора или двум часам. На основе соответствующих вычислений проводится так называемая изохрона транспортной доступности, фиксирующая границы агломерации. Размеры агломерации устанавливаются также по принципу непрерывности застройки. Так, в частности, во Франции при определении границы ориентируются на то, что расстояние между зданиями, формирующими сплошные ареалы урбанизации, не должно превышать 200 метров».

Читать полностью

 

 

Кампус

Откуда пришло

Слово campus имеет латинское происхождение и обозначало «поле», «открытое пространство». Впервые кампусом назвали территорию Принстонского университета в XVIII веке. Как правило, университетские кампусы имеют автономную администрацию, иногда даже выборную. В России территории, закреплённые за вузами, называли всегда студенческими, университетскими или институтскими городками.

 

Что написано в словаре

«Университетский городок, включающий, как правило, учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые и т. д. Иногда кампусом называют обособленную территорию, принадлежащую крупной компании (включающую внутрифирменную инфраструктуру, например, корпоративный университет)». (Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. — М: Русский язык, 1998)

 

Что говорят эксперты


Далия Сафиулина, менеджер проектов КБ «Стрелка».

«Под словом кампус я подразумеваю сложную систему взаимоотношений университета, зданий и людей. Существует две системы кампусов. Первую можно назвать скорее европейской, когда университет развивается как место обмена знаниями, поэтому интегрирован в город. И есть кампус, который является самостоятельной единицей — отдельным городом. Я жила в таком кампусе в США в Montana State University, где большая часть жителей города — это студенты. Там обычный пользователь, то есть студент, относится к кампусу как к комплексу, как к городку — и жить можно либо in campus, что означает существовать только в пределах этих квадратных километров, либо off campus — вне этого пространства. Там находится абсолютно всё, на территории моего кампуса были даже горы. Это городок в долине, и горнолыжный курорт расположен близко-близко, так что даже если ты туда уходил, то это никто не воспринимал как off campus».

Читать полностью