465

Ментор: как найти бесплатного консультанта для своего проекта

Мало кто знает, но своим успехом создатель крупнейшей в мире социальной сети Facebook Марк Цукерберг во многом обязан своему ментору, основателю Apple Стиву Джобсу. Именно Джобс помог ему создать команду, «столь же нацеленную на результат, сколь и он сам». Начинающему предпринимателю не помешает взгляд со стороны опытного наставника, который сможет курировать проект, предостерегая от ошибок и подсказывая нужное направление для развития. «Городской конструктор» разобрался, как выбрать ментора и договориться с ним о совместной работе.

Зачем

Ментор сможет уберечь вас от ошибок и подсказать, в каком направлении развивать ваш проект. Он оценит вашу работу беспристрастно и укажет на слабые места. Начиная заниматься бизнесом, вы не в состоянии предвидеть большинство проблем, с которыми придется столкнуться, в то время как ментор сможет вовремя вас предостеречь.

Важно: ваш наставник должен быть практиком. Если вы выберете себе ментора, знающего о бизнесе лишь понаслышке, то и его советы и взгляд на ситуацию могут быть далеки от реальности. Работайте с тем, кто знает рынок изнутри.

Как найти

Есть несколько способов найти себе ментора. Поскольку для мира стартапов это явление вполне понятное, так или иначе есть возможность найти ментора при любом стартап-акселераторе. Также менторская программа представлена, например, Институтом «Сколково».

Если договориться с ментором в рамках этих институций не удастся, можно заняться индивидуальным поиском. В первую очередь, изучите все публикации в СМИ об успешных компаниях, которые близки вам по сути работы. Выделите эти компании, изучите их сайты и найдите контакты тех, кто, на ваш взгляд, может быть вам полезным.

Сообщите своим знакомым (особенно тем, кто так или иначе связан со сферой ваших интересов) о том, что вы ищите ментора и попросите их помочь вам в поиске.

Узнайте в университетах и бизнес-ассоциациях, нет ли у них специалистов, которые готовы были бы консультировать вас в качестве ментора.

Посещайте тематические мероприятия и конференции: там есть возможность найти человека с необходимыми опытом и знанием дела, который сможет стать вашим ментором. Однако не забывайте: лучше идти подготовленным. Речь идет не только о том, чтобы знать, как «продать» идею менторства и сотрудничества с вами. Важно заранее понимать, к кому стоит подойти. Изучите список спикеров (а в идеале раздобудьте список всех участников конференции), определите для себя, кто из них вам подходит в качестве потенциального ментора, найдите их фотографии и запомните в лицо.

Как убедить работать с вами

Подумайте над сильными чертами вашего проекта. Определитесь, для чего вам нужен ментор и чего вы хотите достичь в обозримом будущем. Далее действуйте по ситуации. Если вы встретили потенциального ментора на мероприятии, постарайтесь завязать диалог. Задайте пару вопросов о его работе, о его взгляде на ситуацию на рынке, а затем переходите к делу: коротко расскажите о своей компании (упомянув сильные черты и достижения) и о планах на ее развитие. Сообщите, что вы очень заинтересованы в вашем собеседнике как в менторе и предложите обменяться контактами и встретиться, чтобы обсудить такую возможность. Постарайтесь сразу уточнить, когда ваш потенциальный ментор готов с вами пообщаться.

Если познакомиться с ментором в лицо у вас возможности нет, напишите ему письмо по электронной почте: расскажите коротко о себе и компании и о том, почему вы хотите сотрудничать именно с ним. На следующий день постарайтесь дозвониться до него (если не удастся найти номер мобильного — звоните по рабочему) и уточнить, видел ли он письмо и как он смотрит на ваше предложение. Также вы можете попытаться «достучаться» до него в социальных сетях.

Если вам удалось договориться о встрече, подготовьтесь как следует: приготовьте сжатую, но емкую презентацию, продумайте заранее важные вопросы, которые вам хотелось бы обсудить. Не забывайте: у вашего потенциального ментора может быть очень напряженное расписание, так что экономьте его время. Будьте готовы пообщаться и на сторонние темы: умение поддержать беседу всегда играет на руку. Расскажите, как вы видите вашу совместную работу, спросите, насколько это интересно вашему собеседнику и с какой регулярностью он готов общаться с вами. В продолжение беседы вышлите письмо с благодарностью и предложение назначить следующую встречу. Будьте в меру настойчивы, но в случае отказа проявите понимание и продолжайте поиски.

Полезные ресурсы

Русские:

Менторская программа в Сколково  — программа, которая существует на базе Сколково с целью развития инновационных проектов (направления: IT, биомедицинские, энергоэффективный, космические и ядерные технологии). Менторская поддержка осуществляется на безвозмездной основе и доступна участникам проекта Сколково.

Бизнес-инкубатор МГУ — работает по принципу акселератора. Отобранные команды получают посевные инвестиции, проводят 4 месяца на образовательной программе, консультируются с кураторами, развивают проект и привлекают новые инвестиции.

Менторская программа бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ — позволяет найти наставников в основном из числа выпускников и ведущих преподавателей ГУ-ВШЭ. В рамках программы предполагается проведение встреч, дискуссий, круглых столов и т.д. по финансам, IT, high tech и другим сферам бизнеса.

Международные:

Ten thousand coffees — ресурс, где начинающие предприниматели могут познакомиться и пообщаться с успешными коллегами из разных областей деятельности. Вы ищите нужного вам эксперта и отправляете ему приглашение. Если он его принимает, то договариваетесь об удобном вам времени — и общаетесь по скайпу. Изначально предполагается, что ваша «встреча» пройдет только один раз, однако, в случае интереса, вы можете договориться о менторстве.

MicroMentor  — бесплатный онлайн-сервис позволяет начинающим предпринимателям и владельцам компаний с небольшим бюджетом найти менторов, которые помогают им построить успешный бизнес.

Mentor On — упрощает процесс онлайн-менторства, позволяя подобрать куратора исходя из его опыта, интересов, целей и так далее.

Более подробно о менторах читайте в блоге онлайн-школы городских предпринимателей Vector.

Иллюстрации предоставлены Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Фотографии: iStock.