6731

Samara gorodok: как три пиарщика бросили работу ради создания городского бренда

Текст: Анастасия Левкович Фото: Артем Голяков

«ВолгаФест», похоже, станет главным смотром достижений хипстерского хозяйства: помимо паблик-арта и гастролей «Архстояния», на фестивале будет работать огромный маркет, главной фишкой которого станет самарский сувенир: сейчас над ним работает сразу несколько команд дизайнеров и пиарщиков. Самыми бойкими из них пока оказались создатели бренда Samara gorodok. В марте Кристина Галюк решила работать над собственной локальной маркой, уволилась из корпорации «Кошелев» и позвала в свою команду менеджера бара «Библиотека» Андрея Кириллина и бывшего пресс-сека областного минкульта Алексея Тилли, который по совместительству играет в группе VLNY. Дрим-тим сработал быстро и уверенно: логотип сделали буквально за неделю в стороннем агентстве, ребята тут же заказали пробную партию сувениров, и уже в апреле презентовали проект городского брендинга на оперативном заседании областного правительства, после чего в фейсбуке Кристины начался настоящий холивар. «Большая деревня» встретилась с авторами «Самары городка» и выяснила, за счет чего их сувениры будут конкурировать с сушеной воблой, «Жигулем» и магнитиками по сто рублей.

БД: Как и почему вы решили заняться брендингом Самары?

Кристина Галюк: Не так давно мы каждый день ходили на работу. Стабильный график навевал тоску, чувствовалось, что жизнь проходит мимо. Тогда я решила, что нужно заняться своим делом, тем более давно вынашивала эту идею. Сначала хотела купить готовый бренд. Потом в Самару в гости приехал Артемий Лебедев, и я поделилась с ним этой идеей. Он удивился и спросил, зачем покупать, если можно сделать свой. Ну, вот какой такой свой? Артемий тут же, почти не задумываясь, говорит: «Самара городок».

После этого разговора я вернулась домой, погуглила и поняла, что такого бренда в принципе не существует, хотя это словосочетание — едва ли не самая распространенная ассоциация с Самарой. Вот это вот «Ах, Самара городок» вспоминают все, как только произносишь название нашего города. Мы даже сначала думали оставить междометие «Ах», но потом решили обойтись без лишней фонетической окраски.

После мы с ребятами взялись за дело серьезно, начали анализировать рынок и поняли, что достойной сувенирки с современным брендом у нас в регионе нет. Следовательно, привезти из столицы губернии особо нечего. Раньше еще хоть было разнообразие: водка «Родник», «Родные просторы», пиво и сушеная рыба. А сейчас только и осталось что пиво да магнит с гербом. Это большая проблема. Особенно, когда речь заходит о зарубежных гостях. Кроме прекрасных впечатлений, им больше нечего привезти на память из нашего города-курорта.

Кроме прекрасных впечатлений, гостям больше нечего привезти на память из нашего города-курорта

БД: А как сам логотип сделали? И в чем собственно главная идея вашего бренда?

Кристина Галюк: Основная идея в том, чтобы в простой, минималистичной, но при этом красивой форме подать известные архитектурные объекты и памятники культуры, которые знакомы и жителям города, и каждому гостю. Здесь и Музей Модерна, и железнодорожный вокзал, и «Паниковский», и драмтеатр, и пивзавод, и костел, и ракета и еще много всего.

Первую версию мы решили сделать монохромной. Остановились на двух цветах: белый, который подходит под большинство фонов, и синий — цвет русской реки Волги. В дальнейшем мы планируем еще немного раскрасить логотипы, но так, чтобы это не выглядело аляповато. Чтобы цыгане, ярмарка и медведь не предавались веселью посреди площади Куйбышева.

БД: Как вы в правительство попали?

Кристина Галюк: Когда логотипы уже были готовы, мы написали письмо, где рассказали о том, что сейчас необходима работа над самарским брендингом — на носу Чемпионат мира по футболу.

Алексей Тилли: Брендинг территории — это достаточно новая для России тема, но она уже реализуется в многих городах. Не считая Москву и Питер, это Саратов, Ижевск, Екатеринбург, Крым, Пермь. Для престижа города просто необходимо, чтобы у него был современный логотип, который сможет презентовать его в стране и во всем мире.

Кристина Галюк: На письмо откликнулись — нас почти сразу позвали на оперативное совещание. В понедельник, 25 апреля, мы уже презентовали проект в здании Правительства Самарской области. Одновременно с этим мы подали документы на патент и заказали первую партию разных сувениров. Так что с поддержкой органов власти или без, мы будем пробовать реализовывать свой бренд, находить ему применение.

Мы не претендуем на то, чтобы наш бренд стал одним-единственным

БД: Сейчас уже можно купить что-то с вашим логотипом?

Алексей Тилли: Первую продукцию мы представим в июне на фестивале «Волга Фест».

Кристина Галюк: Там будут чехлы на все виды айфонов, майки мужские и женские, тарелки сувенирные, кружки, очень прикольные ящики для жигулевского пива, магнитики, значки, открытки, кружки, пивные бокалы, кожаные картхолдеры. В дальнейшем есть планы реализации продукции на ЖД и речном вокзалах, в аэропорту, на круизных лайнерах. В общем-то везде, где человеку будет удобно купить сувенир.

БД: Над этой задачей работает сразу несколько команд. Как думаете, есть ли у вас конкуренты?

Кристина Галюк: Главным нашим конкурентом можно считать ковш из отеля «Ренессанс» за 9000 рублей, расписанный под хохлому (смеется). Если серьезно, рынок пуст — с туристами никто особо не работал. Есть, к примеру, популярный сызранский бренд Volga Mama, но у них другая философия. Они делают стрит-стайл одежду, поэтому мы с ними не пересекаемся в этом плане. К тому же, собирая подарочный пакет дорогому другу, можно спокойно рядом с майкой Samara gorodok положить кепку Volga Mama. Мне кажется, они будут отлично дополнять друг друга.

БД: Ожидали ли вы, что будет такая реакция на ваш бренд в социальных сетях?

Кристина Галюк: Мы, конечно, не ожидали, что после поста пойдет такая волна комментариев. Мы, в общем-то, не расстраиваемся: сколько людей, столько и мнений.

Алексей Тилли: Главное, чтобы люди понимали, что этот логотип всего лишь наш авторский проект. Просто собралась команда энтузиастов и с помощью команды талантливых дизайнеров создала интересный и современный проект в сфере брендинга территории . Если кому-то будет интересно использовать наши наработки, мы рады взаимодействовать всевозможными способами, а если нет — мы в любом случае, с поддержкой или без, будем реализовывать этот проект. К тому же мы не претендуем на то, чтобы наш бренд стал одним-единственным. Главное, чтобы он принес пользу городу и региону.