783

От театра к культурному центру: каким будет «СамАрт» после реконструкции

Текст: Надя Болдырева Фото: Денис Сарбаев

В сентябре театр «СамАрт» заживет новой жизнью: вместо камерных залов начнет работать пространство на четыре сотни зрителей с самой современной сценической начинкой. Портреты в фойе заменят экраны с видеопрезентациями, а стены зала сверху донизу заполнят спецэффектами. Новая площадка — предмет особой гордости чиновников: губернатор пообещал выделить 100 миллионов рублей на реализацию всех технические изысков, а в фойе по его замыслу зажурчат водопады. «Большая Деревня» вооружилась строительной каской и прошлась по зданию с новым худруком театра Павлом Маркеловым. Расспросили его обо всех прелестях новой площадки, перспективах развития театра и том, как не потерять лицо перед открывшимися возможностями.

История вопроса

В первую очередь позаботились об актерах — построили административный блок с гостиницей и отдельными гримерками

Строительство нового комплекса «СамАрта» началось в 2002 году. Части театрального квартала образуют единое пространство, но сдают их в три этапа. В первую очередь, построили новый административный блок: в здании кинотеатра «Тимуровец», которое «СамАрт» занимает с девяностых, труппе не хватало места. На четыре десятка артистов было всего пять гримерок, в одной ютилось до восемнадцати человек. На просторе труппа запировала в 2007. Помимо двадцати новых гримуборных, при театре появилась гостиница. Здесь живут иногородние актеры «СамАрта». Кроме того, останавливаются на время проектов и фестивалей приглашенные специалисты ТЮЗа и других подшефных минкульта.

В сентябре 2016 сдадут второй этап стройки — театр откроет в новом здании сцену, начиненную мультимедиа. Площадка рассчитана на четыреста мест — сейчас столько зрителей вмещается сразу в оба зала. Третья очередь — пока только на бумаге.

Мультимедиа

Новая площадка-трансформер вместимостью четыреста человек

 

Визуальными эффектами смогут заполнить пространство целиком. Помимо привычного экрана-задника, видео можно показывать сразу на всех (!) стенах зала: светодиодные полотна с крупным зерном покрывают его по периметру. Изображение также транслируется под ноги зрителей и артистов: на это работают полы из 3D-бетона и система проекторов.

Зрительские фойе цвета металла и ржавчины по замыслу губернатора оживят водопадами

Мультимедиа оснастили и все три этажа зрительского фойе: изображения будут проецировать на экраны вдоль стен. Театр сможет показывать здесь информационные ролики или использовать экранв в рамках спектаклей — так постановка захватит зрителя уже в фойе.

Зал-трансформер

Сценический круг новой сцены. Благодаря ему на площадку смогут перенести «Мамашу Кураж»

Основной принцип нового зала — возможность трансформации. Сценой может стать любой его участок. Пятнадцать рядов кресел-блитчеров, образующих классический зрительный зал, задвигаются все сразу или по отдельности в партере и на балконе. Так освобождают все пространство зала. Его можно использовать под проведение елок и балов или разграничить на несколько камерных пространств под разные спектакли. Дополнительной сценой может стать балкон.

Штанкетная система покрывает всю площадь зала— ведь сцену могут поставить где угодно. Благодаря мобильным креплениям прожектры осветят любую точку

Система галерей по периметру зала работает не только для крепления оборудования. Здесь можно рассадить зрителей, обеспечив на сцену вид сверху.

Подвижная платформа новой сцены может использоваться как оркестровая яма, помост для подъема и спуска персонажей или декораций

 

Павел Маркелов

Павел Маркелов

Художественный руководитель «СамАрта»

Переход с камерной сцены на большую потребует от актеров определенной перестройки, выработки новых привычек. За годы существования театра мы привыкли к камерному пространству, к которому привык и наш зритель. С технической точки зрения проблем возникнуть не должно: все актеры — профессионалы и понимают особенности работы с пластикой и жестами, голосом и энергетикой на большой сцене. Мы пока не знаем акустических особенностей новой площадки и поймем только когда войдем в готовый заполненный зрителями зал с установленным оборудованием и законченным интерьером.

В планах

На месте строительного забора когда-нибудь будет центральный вход, за ним — внутренний дворик

Проект третьей очереди пока на утверждении. В планах — строительство подземной парковки и полностью отгороженного театрального дворика со стороны Льва Толстого. Здесь же появится атриумное пространство для медиа-выставок. Также предполагается реконструкция двух камерных залов «СамАрта».

Центральный вход со Льва Толстого отстроят тоже только на этом этапе — пока зрители будут заходить в театр с улицы Братьев Коростелевых. Изначально вход планировали как запасной. Он не рассчитан на большой людской поток — пробок от спешащих в новый зал зрителей не избежать.

Павел Маркелов

Павел Маркелов

Художественный руководитель «СамАрта»

На освоение новой площадки технически и художественно потребуется время. В запланированных на данный момент премьерах не предполагается использование мультимедийных возможностей зала: сначала нам нужно овладеть новыми технологиями. Сейчас мы ориентируемся на физические параметры сцены и работаем по привычному плану. Открыть сцену должны были «Ивановым» Праудина, но из-за переноса сроков первой премьерой станет «Горе от ума» Кузина. Постановку запустим в октябре.

 

«СамАрт» продолжит работать с привычными для труппы и зрителя режиссерами, которые успели себя зарекомендовать. Через постоянное сотрудничество формируется единый эстетический и художественный язык театра. Сейчас ведутся переговоры с Адольфом Шапиро и Григорием Дитятковским. Поиск новых имен и названий мы продолжаем всегда. В сентябре продолжит свою работу лаборатория «Молодая режиссура». Благодаря ней у нас есть возможность присмотреться к новым именам, не нарушая привычный ритм жизни театра. Планируем выпустить «Пер Гюнт» в постановке Артема Устинова, молодого выпускника ГИТИСа.

Моя мечта — сделать все, чтобы театр стал культурным центром. Новые услуги не должны вытеснить основную деятельность — производство спектаклей определенного качества. Театр не может стать просто арт-площадкой. Мы должны сохранять за собой статус хранителей этого художественно-эстетического пространства, мы его основные жильцы и несем за него ответственность. Театр должен ассоциироваться именно со спектаклями, и уже потом со сторонними услугами и проектами, которыми он расширяет свою деятельность. Иначе он распадется, рассыплется.

Это особенно актуально для Самары: нельзя игнорировать особенности культурной жизни и аудитории провинции. В Москве поток зрителей чуть ли не в сотни раз больше и эти люди лучше подготовлены. Театры с громкими именами и авангардными постановками в столице могут существовать коммерчески успешно. А радикальный экспериментальный проект в Самаре может оказаться просто нерентабельным. На мой взгляд, в провинции аудиторию должны формировать независимые досуговые площадки, на которых проходят выставки, выступления студенческих или непрофессиональных театральных и музыкальных коллективов. Такая, как планируется в «Дирижабле».

 

Возможности выделить площадку для независимых постановок в рамках существующего госзадания с его цифровыми показателями у нас нет. Если после окончания строительства она появится, мы обязательно ее используем. Но в первую очередь, хочется реализовать творческий потенциал членов труппы: наших актеров, хореографов, музыкантов.