127

Тактический урбанизм: как менять город быстро

 

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка», фотографии: Bernard Forand, Елена Стребкова, Trevor Dykstra, Katie David / inhabitat.com

Как сделать свой городской проект — с чего начать? Писать бизнес-план и искать инвесторов? Сторонники тактического урбанизма, стратегии малых дел, думают иначе. Они предлагают сначала найти в городе скучные и заброшенные пространства и попробовать сделать там что-то быстрое с минимальным бюджетом. Подробнее о тактическом урбанизме, а также пять историй успешных городских предпринимателей из России, Германии и США — в первом посте блога онлайн-школы городских предпринимателей «Вектор».

Фестивали уличной еды и импровизированные рынки выходного дня, городские огороды и самодельная уличная мебель — неполный список действий, которые могут предпринять жители города самостоятельно, чтобы вдохнуть новую жизнь в заброшенное или неиспользуемое городское пространство. И для этого не нужны серьезные ресурсы или помощь городской администрации. В 2011 году благодаря журналисту и градостроителю из Нью-Йорка Майку Лидону эти акции приобрели название — тактический урбанизм. Лидон уже опубликовал онлайн-гид с классификацией всех типов действий, а в своем онлайн-курсе «Введение в тактический урбанизм» он объясняет, как небольшие проекты могут радикально изменить лицо города.

 

 

Как сделать что-то у себя «на районе»: Build Better Blocks (Даллас)

 

Джейсон Робертс за несколько лет превратился из обычного жителя спального района Далласа в самого известного в США городского активиста и основателя движения Build Better Blocks («Пусть на районе будет лучше»). Вернувшись из поездки по Европе, где он был очарован площадями с фонтанами и оживленными улочками с симпатичными кафе и книжными магазинами, Робертс решил «прокачать» свой район. На одной из скучных улиц, где ничего не происходит, Робертс вместе с друзьями нарисовал велосипедные дорожки и пешеходные переходы, поставил на улице столы и стулья, организовал киоски с едой. Нарушив тем самым почти все существующие местные законы, он не побоялся пригласить на эту импровизированную вечеринку представителей местной власти. В результате устаревшее законодательство было изменено. Для Робертса это было только начало. Организовать городской парк для прогулок с домашними питомцами, превратить здание бывшего кинотеатра в культурный центр, а безлюдную площадь перед мэрией — в место притяжения в городе, где предприниматели теперь тестируют свои бизнес-идеи — все это оказалось совсем не сложно благодаря энтузиазму и страстному желанию Робертса изменить облик своего города. «Если у вас есть какая-то страсть — то вы скорей всего станете лидером и люди пойдут за вами. Просто не бойтесь взять на себя ответственность».

 

Фабрика как место встречи для горожан: культурный центр TEXTIL (Ярославль)

В 2007 году Сергей Кремнев и Юлия Кривцова пришли к директору текстильной фабрики «Красный перекоп» с предложением открыть двери фабрики для всех горожан и проводить там мастер-классы, выставки и встречи. Ребята пригласили к участию музыкантов, хореографов, преподавателей иностранных языков, фотографов, чтобы на один день превратить работающую фабрику в творческую лабораторию. Из этой идеи и родился культурный центр TEXTIL. Это площадка на территории складского двора Ярославльской текстильной мануфактуры, где теперь регулярно проводят уличные фестивали, выставки современного искусства и «большие обеды». А на открытые рабочие встречи команды TEXTIL любой житель города может прийти с идей собственного проекта.

 

Кафе в грузовом контейнере: Granary Row (Солт Лейк Сити)

Фото: Katie David

В 2013 году в Солт Лейк Сити одна некоммерческая организация устроила на территории бывшей промзоны небольшой рынок, собрав пространство из грузовых контейнеров. Контейнеры превратились в поп-ап-кафе, торговые прилавки, небольшой сад и сцену для выступлений. Задачей было привлечь владельцев кафе и мелких предпринимателей, чтобы показать, что они могут открыть на этой территории постоянный бизнес. Через несколько месяцев на пустующей парковке участники фестиваля открыли свои постоянные торговые точки. Почему приход малого бизнеса, особенно уличных кафе, фургонов с уличной едой приносит пользу району? Потому что это придает характер и атмосферу городскому пространству, делает его оживленным, привлекательным и безопасным.

 

От домашних экспериметов до открытия своего кафе: «Городской маркет еды» (Москва)

Фото: Елена Стребкова

Многих, кто хочет начать свой бизнес в городе, пугает высокая цена входа: нужно сделать серьезное исследование рынка, написать бизнес-план, найти помещение и инвестора. Тактический урбанизм выполняет роль лакмусовой бумажки для тех, кто задумывается о собственном проекте в городе. «Городской маркет еды» — фестиваль уличной еды, который регулярно проводится в Москве с 2013 года, здесь можно проверить свою идею в реальных условиях. Crabs are coming, The Hummus, DurumDurum и The BurgerBrothes — городские кафе с уличной едой, которые начинались с домашних экспериментов и впервые вышли «в город» только здесь. Организаторы «Городского маркета еды» тоже идут вперед, они создали food coworking, пространство для общения, обучения и запуска гастропроектов.

 

Искусство против пустующих пространств: galerie module (Дрезден) и Kunst Sta(d)tt Leerraum (Динслакен)

Фото: Bernard Forand

5 причин, почему городским предпринимателям нужно обратить внимание на тактический урбанизм:Понимание, что в оживленном районе с атмосферой стоимость квадратного метра выше, постепенно пришло к владельцам недвижимости и девелоперам. Дрезденское агентство galerie module устраивает временные выставки для художников в пустующих зданиях. Продакшн и монтаж выставки, а также гонорар двум единственным сотрудникам агентства оплачивают владельцы зданий. Идея похожего проекта родилась у Свеньи Крэмер, сотрудницы экономического отдела мэрии Динслакена, городка на западе Германии. В центре Динслакена пустуют помещения, которые когда-то были магазинами и ресторанами, и эта депрессивная атмосфера отпугивает потенциальных арендаторов. Чтобы исправить ситуацию, было решено на время передать пустующие здания художникам и дизайнерам. Местное креативное агентство Labor 22 выбрало для проекта 20 художников — от граффитистов до дизайнеров украшений, а Крэмер договорилась с владельцами семи пустующих зданий в центре, которые в июне 2014 года на одну неделю превратились в мастерские и выставочные пространства.

1. Минимальные вложения: вам не нужно делать серьезное исследование рынка, писать бизнес-план, искать помещение и брать кредит в банке.

2. Минимальные риски — как следствие минимальных вложений. Не исключено, что вам придется самим съесть свои сэндвичи, если покупателей будет мало. Но весь речь не идет о промышленных масштабах.

3. Возможность прощупать почву: на основе разовой акции вы сможете сделать выводы о потенциале этого конкретного места для своего бизнеса.

4. Неожиданные выводы — вы тестируете свою бизнес-идею и общаетесь непосредственно со своей аудиторией.

5. Городские предприниматели меняют город, придавая ему характер, делая его более оживленным и безопасным.