2264

Как это устроено: кассы самообслуживания

Текст: Григорий Фрес

Кассы самообслуживания в гипермаркетах — популярная техническая новинка, к которой привыкли не все. Несмотря на то, что автомат существенно сокращает количество и длину очередей, постоянно слышны жалобы покупателей: терминал пробивает продукты с десятого раза, машина виснет, а сотрудников-помощников регулярно нет на месте. Мы протестировали несколько самарских магазов и выяснили, насколько хорошо работает система, помогает ли она сэкономить время и с какими проблемами приходится столкнуться, используя робота-кассира.

По статистике, на то, чтобы обслужить одного покупателя, у кассира уходит 35 секунд — терминалы должны сократить это время едва ли не вдвое. Кассы самообслуживания установлены почти во всех самарских гипермаркетах сети «Магнит». Появились они еще прошлым летом в точке на Ипподроме, позже техническую новинку стали внедрять и на других локациях. Для чистоты эксперимента мы проверили два «Магнита» — на Авроре в ТЦ «Юг» и на Московском шоссе около «Самолета». Также мы сравнили их работу с системой «Ашана», в котором не отказались от кассиров полностью.

«Магнит» на Авроре

Чтобы пробить товар, курицей нужно было едва ли не протирать окошко

Еще месяц назад покупатели жаловались, что в терминале возникают проблемы с товарами на развес: чтобы пробить покупку, приходилось вымаливать помощь сотрудников. Неудобство доставляло и расположение считывающего штрих-код устройства — чтобы оформить товар, курицей нужно было едва ли не протирать окошко. Казалось бы, мелочи, но временные затраты составляли до получаса — не все готовы проторчать в очереди до появления первых морщин.

К нашему визиту проблемы устранили. Для теста берем бутылку пива и несколько бананов на развес. На кассах очереди в 4-5 человек, у терминалов — тишина: покупатели не спешат осваивать новинку. Нажимаем на сенсоре «Старт» и следуем простым инструкциям на экране. Автомат пробивает алкоголь, но подтвердить возраст может только сотрудник. Охранник подлетает через 10 секунд, проверяет паспорт, и проводит картой — «Жигуль» готов. Интересуюсь, можно ли купить сигареты, не подходя к обычной кассе — сотрудник уточняет марку и приносит пачку. Пробиваю фрукты и оплачиваю покупку. Ознакомление с инструкцией, оформление и оплата товара, а также ожидание сотрудников в сумме заняло четыре минуты — дольше, чем в обычной кассе, так что сэкономить заветные секунды не вышло.

«Магнит» на Ипподроме

Примерно треть терминалов в гипермаркете не работает

Примерно треть терминалов в гипермаркете не работает, поэтому консультанты в желтых свитерах, в основном, заняты заменой бумаги для чеков. Из-за этого часть покупателей ютится в очереди. В магазе все в порядке с безопасностью — вокруг едва ли не десяток камер наблюдения, кроме того, у терминала дежурит охранник.

Время угрожающе подбирается к десяти. Мужчина впереди, увидев в моей корзине алкоголь, понимающе пропускает вперед. Машина быстро пробивает продукты. Проблема возникает с ценником на фруктах: чтобы автомат прочитал стоимость, бумагу приходится выпрямлять до крайности. С табачными изделиями все проще, чем в предыдущем пункте — прилавок с сигаретами находится внутри магазина. Там же, кстати, можно пробить и алкашку, на случай, если есть опасения, что запретные часы наступят слишком быстро.

Время у терминала — те же три-четыре минуты.

«Ашан» в «Амбаре»

После оплаты кладите чек в секретный кармашек на семейках или любое другое место, чтобы не потерять

В «Ашане» кассы самообслуживания установили еще в августе 2014 года. К удобству привыкали медленно: на старте терминалы услышали немало ругани от покупателей, которые не могли разобраться с системой.

Местные кассы отличаются от магнитовских — общения с персоналом не избежать. Кассир пробивает товары и выдает талон, затем покупатель сам сканирует штрих-код на терминале и сует кэш в купюроприемник. Все приходится делать технично: рядом с кассами охранники подгоняют замешкавшихся покупателей.

После оплаты кладите чек в секретный кармашек на семейках или любое другое место, чтобы не потерять — без него из гипермаркета не выпустят. Так как в очереди передо мной стояло пять человек, при неспешном сервисе время покупки составило семь минут. В «Ашане» машина не смогла заменить человека полностью, но сократила время ожидания в очередях. Кассир, освобожденный от обязанности рыскать в поисках сдачи, справляется с работой быстрее, оставляя все финансовые операции автомату. Можно предположить, что в обозримом будущем из персонала в магазине останется только уборщица — если и ее не заменят на суперпылесос.