989

Что смотреть на выставке «Достояние. Высокое классическое» в галерее «Виктория»

Сергей Баландин

21 мая на «Ночи музеев» в галерее «Виктория» презентовали важную выставку «Достояние. Высокое классическое». В рамках выставки современные московские художники вступили в диалог с классиками, пытаясь нащупать, где кончается культурный идеал и начинается прокрустово ложе «хорошего вкуса». Это первый кураторский проект галереи, к которому привлекли классиков современного искусства, — до этого их можно было увидеть только в составе музейных выставок. Куратором выступил арт-критик Сергей Баландин. Мы попросили Сергея рассказать об экспозиции — и о том, почему эту выставку нельзя пропустить.

Сергей Баландин

Сергей Баландин

Куратор выставки «Достояние. Высокое классическое»

Новой выставкой мы решили присоединиться к размышлениям о ценностях, которые нас объединяют. Нам было интересно посмотреть, действительно ли всё многообразие человеческой индивидуальности может быть зажато какими-нибудь скрепами. В качестве примера таковых мы выбрали «классическое искусство». В большинстве работ, представленных в зале, художники сталкивают «художественные образы» с житейской реальностью и обществом потребления.

Павел Коган. «Взгляните на лицо». 1966

Мы открыли выставку советской документальной короткометражкой, потому что в ней содержится эссенция всего, что мы хотели сказать: за десять минут перед камерой проходят десятки людей, которые смотрят на «Мадонну» Леонардо да Винчи. Кто-то любуется вдумчиво и просветленно, кто-то фотографирует, чтобы показать друзьям и знакомым, а кто-то с тоской ждёт, когда экскурсия двинется дальше. И оказывается, что видеоформат в современном мире, в отличие от застывшей и аллегоричной станковой живописи, наиболее адекватно передает характеры и индивидуальности людей, их жесты и скорости.

Что ещё посмотреть на эту тему? Эрик Булатов «Картина и зрители». 2011-13

Валерий Кошляков. «Голова героя I». 1991

Этот замечательный художник постоянно обращается к памятникам культуры, которые в его случае почти всегда предстают в виде руин. Он нарочно использует упаковочные, «мусорные» материалы вроде картона и скотча, пишет свои образы грубо, с потёками, чтобы создать ощущение ностальгии. У него то ли классика на помойке, то ли помойка как классика: как бы то ни было, в зрителе всегда возникает чувство утраты. Глядя на разодранный картон с античным анфасом, все понимают — прошлого не вернуть. Но важно, что прошлое в его работах — мифическое. То белоснежная античность, то Версаль Короля-Солнца, то сталинская Москва — эпохи, способные поразить воображение потомков размахом и роскошью.

Что ещё посмотреть на эту тему? Микеланджело Пистолетто «Венера тряпичная». 1966

Дмитрий Гутов «Старик». Из серии «Рисунки Рембрандта». 2015

Если смотреть на работу под углом, она кажется грудой металлолома, а если в фас, образ сложится в рисунок известного голландского художника.

Дмитрий Гутов известен своим вниманием к трудам советского философа искусства Михаила Лифшица. В своих статьях тот противопоставляет классическое и модернистское искусство и считает, что искусство прошлого нужно беречь от всяких попыток его интерпретировать современностью, иначе это будет уже не классика, а авангард. Серия «Рисунки Рембрандта» посвящена сегодняшней тоталитарности классики, которая позволяет смотреть на себя под одним углом, во всех остальных ракурсах превращаясь в «безобразную» абстракцию.

Что ещё посмотреть на эту тему? Энди Уорхол «Закомуфлированная Тайная вечеря». 1986

Георгий Гурьянов «Авиатор». 1999

Известный художник и музыкант в конце 1980-х примкнул к группе художников «Новая Академия», которые в разгар перестройки и в лихие 90-е решили позиционировать себя в качестве ретроградов и реакционеров, восхваляя искусство прошлого и противопоставляя себя современности. В качестве своей темы Георгий Гурьянов выбрал советскую живопись 1930-40-х. На картине «Авиатор» на фоне бескрайнего неба, полного мрачных облаков, крупный профиль лётчика горделиво смотрит вверх. Но за этим безукоризненно «правильным» образом скрывается обыкновенное гей-искусство, иконографичное, воспевающее абстрактную маскулинность.

Что ещё посмотреть на эту тему? Роберт Мэпплторп «Дерик Кросс». 1982

Айдан Салахова «Ожидание». 1998

Мёртвое и живое, традиционное и современное соединяет в своей работе Айдан Салахова, которая накладывает видеоряд на живописное полотно. Бледный, статуарный образ сидящей беременной женщины становится одушевленным под светом проектора, смотрит на зрителя, улыбается и машет рукой. Художница оживляет свою героиню подобно тому, как в греческих мифах Афродита оживила статую Галатеи. Но оживление это происходит исключительно средствами современных медиа.

Что ещё посмотреть на эту тему? Сэм Тейлор Вуд «Пьета». 2001

Елена Ковылина «Живой концерт». 2005

Известная перформансистка лежала на рояле во время небольшого фортепианного концерта в галерее XL в Москве. Статная поза художницы отсылает к «Венере» Тициана и «Олимпии» Мане, а сам жест напоминает об одном месте из романа Максима Горького «Дело Артамоновых», где в зал с подвыпившей компанией вкатывают рояль: «на чёрной, блестящей крышке которого лежала нагая женщина, ослепительно белая и страшная бесстыдством наготы».

Женщина здесь выступает в традиционных, закрепленных в культуре ипостасях — она гетера, богиня, муза и модель, выше или ниже мужчины, но никогда не равная ему. Он создает искусство, а она — атмосферу благоговения вокруг его творчества.

Что ещё посмотреть на эту тему? Guerilla Girls «Должна ли женщина быть голой, чтобы попасть в Метрополитен Музей?» 1985

Арт-группа «МишМаш» «История искусства своими руками». 2011

Установив в чебуречной торс Афродиты работы Праксителя из розового мыла, художники хотели совершить эксперимент. Намыливая руки, посетители чебуречной должны были превратить античный торс в абстрактную скульптуру. Но побочным эффектом этого эксперимента стало то, что участники стали гораздо больше внимания уделять «женским прелестям» мыльной Афродиты, чем её художественным особенностям. Опыт показал, что именно нравится людям в классическом искусстве.

Что ещё посмотреть на эту тему? Аллен Джонс «Стул». 1969

Александр Повзнер «Женский торс с сумкой». 2014

Скульптор совмещает почти антикварный жанр и образы неидеальных женщин с тяжёлыми обвислыми грудями и животом: одновременно архаичных и убедительно современных. В этой работе внутренняя «память» скульптуры как вида творчества приспосабливается к новым требованиям искусства изображать реальность. В результате мы получаем современность, поданную нам как археологическое ископаемое.

Что ещё посмотреть на эту тему? Борис Михайлов «История болезни». 1998-1999

Виктор Алимпиев «Корона». 2012

На видео две француженки распевают на русском слова «глухого диалога» в странных декорациях и позах. Они поют: «Давай решим что-нибудь. Давай хотя бы скажем что-нибудь. Давай решим, что не будет страшно. Давай скажем, что не будет страшно». Стиль художника можно назвать сдержанно изысканным и даже барочным. Но и стиль, и текст ставят зрителя в тупик: мы никак не можем определить, есть ли у героев чувства и мысли или же перед нами пустотелые актеры. Мы видим чистый художественный образ, лишенный всякой начинки.

Что ещё посмотреть на эту тему? Синди Шерман «Без названия». 2016

Арт-группа «Что делать?» «Баден-Баденские уроки несогласия». 2011

Коллектив арт-группы создает целые постановки мини-опер в европейских музеях. Объектом их сатирических зондшпилей становятся отношения политики и искусства: насколько второе может быть искренним, способно ли оно выполнять свою миссию и как творчество становится инструментом в руках политических манипуляций. Герои «Уроков несогласия» поют перед зрителями Баден-Баденского кунстхалле, призывая к борьбе с капитализмом и к отмене частной собственности. Параллельно им приходится вступать в споры с оппонентами: русским бизнесменом, немецким интеллектуалом и светской дамой, которая любит искусство. Но что бы ни происходило с хором и его «подсадными утками» из зала, остальные зрители остаются невозмутимы, даже когда на сцене появляется полиция.

Ведь всё, что мы видим — спектакль, и как бы ни старались авторы, их действо никогда не перейдет границу между зрелищем и реальностью. Главным посылом спектакля становится идея о том, что музейное пространство способно, с одной стороны, вместить в себя любое радикальное искусство, а с другой, погасить любой революционный пыл, который в этом искусстве содержится.

Что ещё посмотреть на эту тему? Артём Лоскутов «Монстрация». 2016

 

Подпишитесь на наш канал в Telegram и получайте важные материалы в личку