2582

Как это работает: наблюдатель на ЕГЭ

Анастасия Левкович

27 мая, в пятницу, стартует единый государственный экзамен — открывают череду испытаний география и литература. Пока вчерашние школьники готовится к ЕГЭ, судорожно решая тесты и терзая интернет в поисках ответов, мы пообщались с учительницей, которая четыре года подряд работает наблюдателем на пункте проведения экзамена. На условиях анонимности она рассказала, как выглядит ЕГЭ глазами организатора, каким образом учителя могут помочь детям, а также почему стоит провожать школьников в туалет.

Как и зачем становятся наблюдателем на экзамене?

Для учителей школ участие в процедуре ЕГЭ — это обязаловка. Администрация школы просто выдвигает список наблюдателей, самих учителей никто не спрашивает — по разнарядке идешь на все инструктажи, а потом попадаешь в команду организаторов на пункте сдачи экзамена. При этом за такую работу дополнительно не платят, ее мы выполняем в рамках своих школьных обязанностей. Единственный способ этого избежать — капитально заболеть.

Что входит в инструктаж?

Инструктаж проходит в три этапа: первый мы проходим дистанционно, просто заполняем анкету на сайте. Если результаты анкетирования не очень, могут настоятельно попросить еще раз ознакомится с правилами проведения экзамена. На втором этапе председатель пункта проведения собирает всех организаторов, где с нами проводят личный инструктаж, обычно это бывает за две недели до дня сдачи ЕГЭ. Последний раз нас инструктируют в день экзамена.

Человек становится чем-то вроде мебели

Надо пояснить, что в понятие «организатор» входят совершенно разные по функциям должности. Кто-то работает в роли наблюдателя в кабинете, а кто-то провожающим в коридоре и так далее. И тот и другой — организатор. Я за четыре года успела побывать в разных ролях.

Что сложнее всего?

Неважно, сколько у тебя дипломов и наград: на время экзамена единственная твоя функция — водить детей в туалет

Все обязанности организатора выполнять тяжело даже физически. В то время, которое проводишь на ГИА или ЕГЭ, нельзя пользоваться ни телефоном, ни чем-либо еще. По сути, функции человека сводятся к монотонному бездействию на протяжении почти четырех часов. Конечно, это напрягает. Особенно сложно быть наблюдателем в кабинете: учитель не имеет права даже пройтись без необходимости. Человек становится чем-то вроде мебели, чтобы не мешать детям сдавать экзамен.

Лично я сильно волнуюсь за детей: вдруг из-за переживаний ребенку станет плохо или он начнет себя неадекватно вести. К таким внештатным ситуациям надо быть постоянно готовой, и это очень сильно напрягает.

Наименее почетно быть дежурным по коридору: неважно, какая у тебя категория, сколько дипломов, призов и наград: на время экзамена единственная твоя функция — водить детей в туалет и забирать их оттуда.

Если откинуть все предрассудки, здесь есть хотя бы какое-то движение. По крайней мере, можно хотя бы пройтись по коридору, тихонечко поговорить о чем-то с коллегами. Это немного расслабляет.

Как меняются правила поведения на экзамене

В первую очередь, появились камеры, но я не могу сказать, что это сильно повлияло на процесс сдачи ЕГЭ. На нашем пункте проведения всегда соблюдались все инструкции, поэтому я не заметила разницы. На организаторах лежит материальная ответственность: если на камерах видно, что ребенок в аудитории списывал, и учителя в кабинете на это никак не отреагировали, он может понести административное наказание в виде штрафа до 30 000 рублей. Понятно, что никому такие проблемы не нужны.

Во время экзамена снять пиджак и повесить его рядом с собой нельзя

Для детей сейчас ужесточился момент прохода на пункт сдачи экзамена. Если раньше можно было пройти даже с листочком, на котором ребенок отмечал, на какие экзамены он идет, то теперь с собой можно брать только паспорт без обложки, ручку, шоколадку и воду без этикетки. Если ребенок приходит в пиджаке, а в помещении жарко, ты предлагаешь ему оставить пиджак в гардеробе, так как во время экзамена снять пиджак и повесить его рядом с собой нельзя.

На входе металлоискателем проверяют, чтобы у детей не было с собой телефонов и даже наручных часов, так как появилось очень много моделей «умных» часов. Ребенка очень доброжелательно просят сдать все запрещенные на экзамене вещи. Все организаторы понимают, что человек и так в непростой ситуации и нагнетать стресс не стоит.

Как организаторы могут помочь ребенку на экзамене

Мы можем помочь на экзамене, но строго в рамках правил. Если ребенок начинает себя некорректно вести, мы подходим, интересуемся, не тревожит ли его что-то, тем самым давая понять, что его поведение вызывает подозрения. Обычно умным детям этого достаточно. Конечно, если ребенок повел себя совершенно неадекватно и после предупреждения полез списывать, организатор в кабинете обращается к главному по пункту и тот уже решает дальнейшую судьбу ребенка: останется он на экзамене или нет. У нас была ситуация, когда я увидела, что у девочки все руки исписаны формулами, а рукава были недостаточно длинные. Я подошла к ней и предложила пройти в туалет, вымыть руки. На что выпускница меня буквально послала, мол, как хочу так и сижу. Пришлось принять меры.

Лишь однажды я немного отступила от инструкции. Когда дежурила в коридоре, ко мне вышел ребенок и попросил пройтись с ним по лицею, не до туалета и обратно, а по этажам. Я увидела, что он сильно нервничает и ему нужно подвигаться, чтобы привести себя в чувства. Я согласилась. Он просто шел со мной молча, а после поблагодарил и вернулся обратно в аудиторию. Хочется верить, что мне удалось ему помочь успокоиться и настроиться.

Как организаторы могут повлиять на успех сдачи экзамена

И организаторы, и дети, по сути, настроены на одно и тоже. Все участники процесса прекрасно знают, выходить за рамки правил нельзя. Ребенок, кстати, имеет право написать на учителя жалобу, но это ни к чему хорошему не приведет.

 

Подпишитесь на наш канал в Telegram и получайте важные материалы в личку