2604

Я художник, я так вижу: семь ключевых перфомансов в истории Самары

Владимир Стасов

«Большая деревня» вспомнила семь важных перформансов из пятнадцатилетней истории авангардного искусства в Самаре — отпиливание ног призывнику Путиным и Ивановым, концерт задницей, отчуждение волос и «день какашки». Рассказываем, что стало с авторами нашумевших акций после их звездного часа.

«Самарское Общество Дураков», 1988-1992

Что: С 1988 года в городе Куйбышеве стало действовать «Общество дураков». В начале присоединяясь к различным гражданским акциям, участники провели в 1990 году свой самостоятельный перформанс — во время которого на Ленинградской скандировали «ЦРУ — нет! ФБР — нет! КГБ — да!» и вербовали в Самарский Клуб Стукачей». По воспоминаниям участников, завербовалось четыре человека. В том же году по случаю прорыва канализации в Тольятти «Общество дураков» устроило акцию «День какашки».

В феврале 1991 года Общество дураков официально зарегистрировалось, а на следующий год пыталось сформировать свою партию в местных органах. Во время парада 7 ноября его участники протащили по городу довольно крупный танк из картона, в день рождения Ленина устроили акцию по сбору цветов от Общества Дураков, и поднесли букет к памятнику на площади Революции вместе со школьниками и прочими делегациями, вызвав препирательства среди присутствующих. В деятельности «Общества Дураков» и дружественного ему «Общества Старых Дев», по воспоминаниям Вероники Севостьяновой, участвовали 150 человек.

Что было дальше: один из друзей Общества, Марк Фейгин, с 1997 по 2007 занимал пост вице-мэра Самары, а в 2012-ом в качестве адвоката защищал Pussy Riot.

в

«Дюжина ножей в спину революции» арт-группы Art-poliss, 2001 год

Что это было: Во время коммунистического митинга на площади Куйбышева появился странный человек в военной шинели. С чайником в руке и тринадцатью деревянными ножами в спине он переползал площадь на глазах у изумленных пенсионеров. Не встретив сопротивления окружающих, он прополз площадь и скрылся в дверях Отдела современного искусства художественного музея, который располагался тогда в правом крыле Театра оперы и балета. Человеком в шинели был Сергей Кривчиков, тогда студент СГАКИ и участник арт-группы Art-poliss. Группа состояла из трех человек: помимо Кривчикова, в ней значились Илья Поляков и Наталья Елманова.

Члены Art-poliss громко заявили о себе в начале 2000-х: например, участвовали в Ширяевской биеннале, а также устраивали перестрелки на остановках, поливая друг друга кетчупом.

Что было дальше: Вскоре арт-группа распалась, но фотодокументации их действий в Самаре до сих пор иногда выставляют. Например, их показывали в галерее «Виктория» на выставке «Правдоискатели» в 2014 году.

d

«Призыв отменяется» активистов Национал-большевистской партии, 2006 год

Что это было: В январе того года в результате издевательств со стороны «дедов» новобранец Андрей Сычёв потерял обе ноги. Тогдашний министр обороны Сергей Иванов на пресс-конференции заявил, что «ничего страшного не произошло, иначе, ему бы доложили». В ряде городов НБП (в 2007 году партия признана экстремистской и ее деятельность запрещена на территории России) провели акции, посвященные отказу от военного призыва и критике современной армии. Самарский перформанс заключался в том, что люди в масках Путина и Иванова отпиливали ногу «новобранцу». Зрителей было немного, но о перформансе решилась написать «Комсомольская правда», и к участникам пришли из ФСБ. Сама акция схожа с теми, что активисты НБП устраивали в Москве и в Санкт-Петербурге: когда нацболы возле присутственных мест рубили головы манекенам чиновников, заливая все вокруг морковным соком.

Что было дальше: Впоследствие анархиста Данилу Ванчаева, исполнившего роль призывника, привлекали за сатанизм и перевоз марихуаны, а изображавший министра обороны Илья Гурьев по иронии судьбы отправился добровольцем на Донбасс и погиб летом 2014 года.

f

«Микрофон: (Input/Output)» Евгения Бугаева, 2008 год

Что это было: Самый скандальный перформанс в Самаре — «Микрофон (Input/Output)», придумал Евгений Чертоплясов (Бугаев), и предложил осуществить его Сергею Баландину в рамках первого «Вечера перформансов» в галерее «XI комнат». Экспериментируя с музыкой, Евгений Чертоплясов хотел сыграть электроакустический концерт, используя в качестве источника звука трение микрофона в прямой кишке. «Вечер перформансов» по задумке организаторов должен был превзойти все ожидания самарской публики, представления на нем походили на действия венских акционистов. В присутствии публики Сергей Баландин брил лобок, остальные акции показывали в трансляции из соседнего зала, что не снижало эмоций в зале. К концу вечера в небольшом зале набилось около сорока человек. На экране голый Сергей Баландин спиной к камере садился на микрофон, издававший резкий скрежет. На заднем плане Евгений Чертоплясов микшировал эти звуки, пытаясь создать «космический» эффект. Зрелище поделило присутствующих на два лагеря: ценителей, взволнованных или хладнокровно одобряющих, и критиков, плюющихся или смеющихся.

Что было дальше: С перформансом произошел казус с авторством. Зрители напрочь забыли о присутствии в кадре музыканта, и полностью приписали действо его исполнителю. История о «Микрофоне», одновременно интригуя и отталкивая, до сих пор является главной байкой о самарском современном искусстве.

d

«Анатомический театр» Анны Коржовой, 2009 год

Что это было: В ходе перформанса в галерее «XI комнат» на втором «Вечере перформансов» художница потрошила рыбу и вшивала ей органы свиньи или курицы, делала пересадку органов, вживала небольшие фрагменты механических игрушек и создавала двуголовых животных. Зрители смотрели на представление в соседней комнате в прямой трансляции. Камера бесстрастно фиксировали анатомический стол, а провода-«тюльпаны» выводили изображение на большой экран. Постороннего зрителя такое «шоу» поражает своим бессмысленным автоматизмом, а знатоку напоминает о гротесках эпохи Возрождения и фольклорных «чудесах в решете».

Что было дальше: Впоследствие представления из этого цикла были показаны на VI Ширяевской биеннале, III Московской молодежной биеннале, а также, например, на выставке в Кальмаре (Швеция). Запись попала в видеоальманах «Додыр», созданный Анной Коржовой и Сергеем Баландиным.

 

Проект «Лаборатория». «Сообщение», 2010 год

Что это было: Шестеро художников и арт-критиков — Владимир Логутов, Константин Зацепин, Илья Саморуков, Андрей Сяйлев, Олег Елагин и Александр Лашманкин – объединились в проект «Лаборатория» и собрали самарцев на лекцию об искусстве. Когда гости расселись по местам, к ним вышла девушка и объявила, что прочтет доклад о художественном движении Флюксус середины ХХ века, изобретавшем антиискусство. Между делом докладчица включала записи музыкальных экспериментов Джона Кейджа и, танцуя, снимала с себя элементы одежды. Раздевшись до трусов и пофлиртовав с публикой под Sonne statt Reagan Йозефа Бойса, героиня покинула зал. Оказалось, что это была специально нанятая «Лабораторией» стриптизерша. А всё действие, пародируя манеру Флюксус, оказалось ироничной инсценировкой «наслаждения» от творчества.

Что было дальше: Через год эта же стриптизерша отправилась на фестиваль «Белые ночи» в Перми, где под руководством все той же «Лаборатории», раздеваясь, делала доклад о самарском современном искусстве, но теперь ее слушателями были представители правительства Пермского края и других регионов, входящих в «Культурный альянс».

h

«Разделение» Алисы Кот-Николаевой, 2011 год

Что это было: На пятом «Вечере перформансов» Алиса Николаева завязывала глаза зрителям, а потом целовала их. Несмотря на романтическую оболочку — атмосфера таинственности и поцелуи красивой девушки — действо является насквозь концептуальным.

Художница, с одной стороны, обыгрывала известный перформанс Юрия Альберта «Экскурсия с завязанными глазами», который он проводил в Самарском художественном музее в 2007 году, и в то же время продолжала свою идею об искусстве как виде проституции, в которой художник обслуживает зрителей.

Что было дальше: Перформанс был повторен на открытии выставки «Самарская метафизика» в Музее современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург) в августе того же года. После Алиса уехала учиться на арт-факультет во Францию и осталась там жить.

f

«Волосы» Виктории Казви, 2015 год

Что: На открытии выставки Have a good time на Фабрике-кухне состоялся перформанс Виктории Казви, участницы проекта «Мастерской акционизма 4», посвященного творчеству Марины Абрамович. Девушка, скрывшись в подсобном помещении, выставила через закрытый тканью проём в стене свои волосы, и все желающие могли делать с ними, что хотели. За сорок минут, сколько длился перформанс, волосы стригли, обливали вином и даже поджигали. Перформанс «Волосы» был репликой известной акции «Ритм 0» Марины Абрамович, где она позволяла зрителям применять на себе различные предметы, среди которых были лезвия, иглы, ножи и даже заряженный пистолет. «Волосы» — самый опасный из известных нам самарский перформанс.

Что было дальше: Видеодокументация была показана в галерее «Виктория» в рамках выставки «Новые художники».

u

«Жидкости» Льва Ушакова, 2015 год

Что это было: Лев (Михаил) Ушаков предложил другому известному перформансисту Сергею Баландину порисовать кровью людей с ВИЧ, макая в неё пальцы. На представление в частную квартиру пришло порядка двадцати человек, для которых автор провел инструктаж. Всё было обставлено как эксперимент над художником: его запускают в комнату, в которой уже висят рисунки ВИЧ-положительных людей, с использованием органических жидкостей (спермы, грудного молока, вагинального секрета), ему предлагается создать свой рисунок, раскрасив его кровью из склянки. Кисти не предлагалось. После некоторого раздумья Сергей Баландин макнул пальцем в кровь и нарисовал козочку. Когда рисунок был готов, состоялась беседа о толерантности, природе страха и его роли в акционизме.

Что было дальше: Новость о художнике, «пишущем картины кровью», попала в ротацию федеральных СМИ. Большинство ошибочно указывало в качестве автора Сергея Баландина. Сам Ушаков спустя три месяца был осужден на 4,5 года за хищение средств Роснефти, будучи руководителем социального театра «Лайт».

 

 

Подпишитесь на наш канал в Telegram и получайте важные материалы в личку