878

Топ-5: реконструкции исторических зданий

Михаил Солодилов

Идея перестройки исторических зданий для приспособления их к современным нуждам появилась в Самаре не вчера. Расцвет реконструкции как принципа начал набирать популярность с середины 1920-х годов, когда остро возникший вопрос нехватки жилья и общественных площадок решался за счет надстроя существующих зданий конца XIX — начала XX веков. За пятнадцать довоенных лет Самара выросла на несколько этажей — в городе до сих пор можно видеть множество примеров, когда первые этажи выполнены в псевдорусском стиле, а верхние представляют собой простые, конструктивистские объемы.

Сегодня тенденция обратная: многие современные архитекторы не разделяют любви к простоте, и потому их реконструкция представляет собой нагромождение эклектичных шатров, крылец и балясин на изначально гладких модернистских фасадах. Скелет советской постройки облачается в новую постмодернистскую оболочку из сайдинга и рекламы, немыслимо сочетающей красные, желтые и синие оттенки.

По просьбе редакции «Большой деревни» архитектор Михаил Солодилов составил список из пяти удачных примеров реконструкции памятников архитектуры, которые доказывают, что это возможно. В следующем выпуске — анти-рейтинг.

1. Дом строителя

Арцыбушевская, 30. Архитекторы: Логинов Александр, Сергей Малахов, Альфред Хахалин, 1984-1987 г.

Подворье купца Дунаева изначально полностью занимало угол исторического квартала улиц Арцыбушевской и Льва Толстого. Сносить его намеревались еще в 1982 году, во время строительства кинотеатра «Тимуровец» (сейчас — театр «СамАрт»). За сохранность памятника шла ожесточенная борьба, но сохранить удалось лишь купеческий дом, выполненный в лучших традициях знаменитого зодчего Александра Щербачева. Нужен был план, позволяющий хотя бы символично сохранить уникальность организации пространства с его специфическим духом места.Власти неожиданно поддержали проект молодых архитекторов, который был реализован качественно, ремесленно и в полном соответствии с контекстом. По своей сути, это манифест новой архитектуры: пространство здесь нарочито нефункционально, что для застойных советских времен являлось нонсенсом. Основную площадь занял атриум и преувеличенно широкие парадные лестницы. Башня над атриумом показывает место утраченного двора. Границы подворья воспроизвели метафорично, поскольку соседние дворы к тому времени давно снесли. Брандмауэр волнообразно изогнулся. Это хороший пример творческого подхода, а не исторической стилизации. Остроумные критики заметили, что «малаховская» изогнутая стена, ставшая символом местной архитектурной школы, сегодня закрыта полуфабрикатом «самарского ренессанса» — пристройкой театра. Это плата за концептуальную заносчивость.

2. Офисный центр

Ул. Самарская, 99. Архитекторы: Леонид Кудеров, Елена Эльконюк, 2004 — 2006 г.Дом конца XIX века, в котором сегодня расположился многострадальный бар «Берлускони», реконструировали в 2006 году. Самое интересное в получившемся здании — конструкция кровли, под которой полностью сохранен старый самарский двор, превращенный таким образом в атриум. Надстроенный мансардный этаж не бросается в глаза и тактично нейтрален. Внутри здание организовано современно и с изяществом. Архитекторы сохранили все несущие конструкции и выгодно показали их в интерьере, даже подвесные потолки — вечный бич офисных зданий — здесь намеренно фрагментарны. Реконструкция попала в наш хит-парад благодаря бережному отношению к историческому наследию.

3. Гостиница

ул. Садовая, 210. Архитекторы: Виталий Нуралиев, Елена Аксарина. Проектирование: 2005-2007 г. Окончание строительства: 2012 г.По большей части, реставрационные работы заказывают бюджетные организации, а коммерческие структуры стараются снести здание и тихонько заменить его новоделом — так дешевле и проще. Этот пример ценен тем, что владельцы здания постарались найти баланс между архитектурой и бизнесом.

На месте гостиницы был двухэтажный каменный дом начала ХХ века, известный тем, что после революции в нем размещались 2-й райком РКП (б) и 2-й райком РКСМ. Именно тогда внешний облик здания претерпел сильные изменения, многие детали фасада были сбиты, первоначальные оконные проемы изменены, целостность облика — утрачена. Задача архитекторов состояла в том, чтобы приспособить объект культурного наследия с «историческим» фасадом для современного использования. Фасад пришлось буквально собирать по частям: после обмеров и внимательного изучения сохранившихся фрагментов была установлена закономерность и логика, по которой изначально строилось здание. Именно это легло в основу проекта по воспроизведению фасадов.

Место строительства на участке улиц Самарской и Ярмарочной еще несет в себе фрагменты исторической застройки города, которой становится все меньше. Главной задачей при проектировании и строительстве была максимально деликатная интеграция нового объекта в эту среду. Здание имеет три уровня восприятия: издалека в виде силуэта, со среднего расстояния — как единое здание с ясными пропорциями и, наконец, вблизи можно рассмотреть детали исторического фасада.

4. «Галерея Атриум»

Ул. Ленинградская 66. Архитекторы: Рокко Маньоле, Лоренцо Кармеллини, Александро Мендини. Начало строительства — 1997 год.Волжские купцы испокон веков славились своим обстоятельным отношением к строящимся зданиям, будь то особняк или магазин. Они не были так богаты, чтобы создавать сиюминутное и возводили памятники на века. Универмаг «Галерея Атриум» — история того же порядка, пример кардинальной реконструкции и невиданной купеческой роскоши. Воистину, это памятник современности, воплощающий мечту русского человека о построении рая на земле, где было бы представлено все великолепие материальной культуры просвещенных стран Запада. Смело можно говорить о замещении импорта: за небывалым не обязательно ездить в Италию, его уже сейчас можно наблюдать в самом центре Самары.

Здание объединяет три исторических особняка, которые теперь представляют собой сложное сплетение архитектурных стилей и исторических эпох. Лестницы выполнены из стали и отделаны мрамором, а парапеты для облегчения зрительного воздействия изготовлены из прозрачного стекла. Над круглой лестницей, под самым потолком выполнена роспись, повторяющая знаменитую фреску «Комната Супругов», исполненную Андреа Мантенья в Герцогском Дворце города Мантуи. Венчать фреску должна шестиметровая люстра, сделанная под заказ на заводах «Сваровски». Функциональная программа универмага тоже поражает: «Фэшн-кафе», «Кафе влюбленных» с мостиком, ведущим в единственный в своем роде пантеон любви. С замиранием сердца ждем открытия всего здания.

5. Пожарная каланча

Ул. Крупской, архитектор: Дмитрий Храмов, 2014

Каланча и новый музей пожарного дела в Самаре, о котором «Большая деревня» уже писала — это, пожалуй, одна из самых ярких историй о том, как можно возродить памятник архитектуры. Пожарную часть на улице Крупской построили в XIX веке, тогда 26-метровая каланча была самой высокой постройкой в Самаре. К середине XX века она пришла в негодность, и ее пришлось снести, здание пожарной части обветшало.

Реставрацию начали в 2011 году. За это время был отремонтирован фасад и возведена аналогичная снесенной каланча. Комплекс признали объектом культурного наследия, и сегодня он служит прекрасным примером научно-обоснованной реставрации и реконструкции. Современный, яркий интерьер авторства Дмитрия Храмова — лишнее тому подтверждение. Более подробно о новой жизни объекта читайте в нашем материале по ссылке).