3571

Антирейтинг: 5 неудачных реконструкций в Самаре

Михаил Солодилов, Таня Симакова

Ценность архитектурного памятника заключается в феномене его пребывания в пространстве на протяжении десятилетий. Стены памятников содержат следы времени и хранят в себе ту атмосферу, которая заставляет снова и снова стремиться в старый город. В то же время, город — это живой организм, который невозможно законсервировать, не убив. О том, как найти здоровый баланс между историей и современностью мы уже писали. Однако такие примеры «честной» реконструкции без сноса памятника по-прежнему редкость. Чаще находятся доводы и предлоги полного сноса и постройки на этом месте нового здания. Справедливости ради отметим, что такая практика началась не вчера — так заново построили здание Филармонии или квартал из деревянных домов возле музея Алабина.

Мы выбрали пять самых вопиющих случаев варварской «реконструкции» в качестве негативного примера.

Источник фото: antei.org, samcult.ru

1. Торгово-офисный центр. Ул. Молодогвардейская, 139/Студенческий переулок

Рейтинг неудачных примеров начнем с попыток стилизации под историческую архитектуру, которая редко кому удается. Фронт улицы Молодогвардейской в районе Студенческого переулка изображает историческую среду, которая некогда там существовала. При близком рассмотрении декора, обрамляющего пластиковые окна стилизованных построек, бросается в глаза дешевый пустотелый кирпич. Приклеенный к фасаду офисный центр из стекла и бетона создает впечатление бессилия архитектора и усугубляет нелепость проекта. Магазин «Пятерочка +», который здесь базируется, олицетворяет всю «бюджетность» перестройки.

2. Офисный центр «Бэл-Плаза», в прошлом — противотуберкулезный диспансер. Ул. Молодогвардейская, 204

 

 

 

 

Еще один пример квази-реконструкции в народе получил прозвище «дом со шляпой». Историческое здание туберкулезной больницы полностью утрачено и заново воссоздано лишь на главном фасаде нового офисного центра «Бэл-Плаза» под носом у Белого дома. По всей видимости, угроза скрытой палочки Коха стала приговором памятнику. Реконструкция фасада не совсем точная: полуколонны, обрамляющие главный вход, заменены на более экономичные плоские пилястры, утрачено куполообразное завершение. Ко всему прочему, объект разрушает композиционную целостность площади, визуально споря с главной доминантой квартала — монументом Славы.

3. Площадь СлавыОдин, из самых, пожалуй, вопиющих случаев, который оставил шрам на сердце у каждого коренного самарца. Площадь Славы всегда была одной из самых живых территорий в городе. Инновационное гладкое покрытие, служившее отличным полем для мирно уживавшихся роллеров, скейтеров и мам с колясками, заменяется недорогой плиткой, затрудняющей катание, а кое-где просто закатывается в асфальт — теперь тут будет парковка. Вопросы вызывают национальные узоры, вымощенные плиткой. Сторонники теории заговора склонны относить появление узоров к некой перекодировке города. Пользователи Сети, куда выложили визуализацию будущего облика площади, кроме прочего, переживают, что вид на Волгу будет частично закрыт — на склоне установят панно-колоннаду.

Ситуация усугубляется тем, что на реконструкцию площади был проведен конкурс, в котором победил проект Дмитрия Храмова. По формальным причинам от проекта его отстранили и передали другой фирме, которая выиграла тендер. Новый план реконструкции разработал архитектор Дмитрий Орлов, по-видимому, под жестким контролем регионального руководства.

4. Дача Екатерины Курлиной, архитектор Федор Шехтель. 7 просека, санаторий «Волга»

Источник фото: golema.livejournal.com

Роскошная дача из белого кирпича в мавританском стиле была построена в начале прошлого века и сохраняла первоначальный облик до 2008 года, когда попала под варварскую перестройку. Здание приспособили для нужд санатория, разместив в нем номера люкс для постояльцев. Печальную историю особняка рассказал блогер Армен Арутюнов в своем жж: декор в восточном стиле уничтожили, некоторые окна заложили кирпичом, разрушили террасу и веранду. Изуродованный памятник архитектуры спрятали за высоким забором. Вопрос о том, почему он не был вовремя взят под охрану, пополнит множество претензий к действиям областного минкульта.

5. Самарская областная универсальная научная библиотека, пр. Ленина, 14а

Здание, возведенное в 1986 году по проекту мастодонта советской архитектуры Андрея Гозака, формально не являлось памятником — такой статус присваивают постройкам старше 40 лет. Однако библиотека была признанным шедевром позднего советского модернизма и до сих пор считается лучшей в странах бывшего Союза. В ходе реконструкции здание, как и многие постройки советского времени, утратило свою уникальность и ценность: облицовку из известняка заменили на дешевый керамогранит, изящные оконные переплеты, механизм которых разработали специально для читального зала, заменили на пластиковые стеклопакеты. Противодействовать варварству пытались активисты во главе с Виталием Стадниковым, учеником Гозака, а президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев даже направил официальное письмо губернатору Николаю Меркушкину с просьбойостановить ремонт. Оправдывая реконструкцию, областной министр культуры Ольга Рыбакова сказала: «Это экономически выгодно, потому что один квадратный метр керамогранита стоит примерно 450 рублей. А известняка, на котором настаивают, стоит 1000 и более. Тут понятна целесообразность?.. На каком месте возник данный вопрос, я не буду предполагать».