2199

Свежий взгляд: 7 киосков будущего от первокурсников строяка

Текст: Полина Ларина, Анастасия Левкович Фотограф: Олеся Ши

Ларьки, киоски, павильоны и остановки принято считать «непарадной» частью города — как правило, речь идет об однообразных комнатушках, обшитых металлическим профлистом, лишенных эстетики и функциональности. В Самаре робко появляются прозрачные остановки с банкоматами, полиуретановые торговые павильоны на набережной, модные полицейские ларьки, обшитые деревянной доской — но для изменения облика города этого недостаточно.

Группа первокурсников СГАСУ, вдохновленная любовью к своему городу, предложила семь проектов современных остановок, киосков и павильонов.

Инфобокс со смотровой площадкой

Артём Тугушев, автор проекта

Этот проект претендует на звание остановки-мечты, которая скрасит утомительное, долгое ожидание общественного транспорта. В инфобоксе можно ознакомиться с городской афишей и тут же купить билеты, приобрести сувениры, зарядить телефон, снять или обменять деньги. Отдохнуть можно на крыше. Здесь же удобно смотреть, не едет ли заветный автобус — на крышу вмонтирована смотровая площадка-остров с деревянной террасой.

Где может стоять: Вблизи театров и кинотеатров, в парках, историческом центре, на набережной

Выставочная галерея

Софья Тургулина, автор проекта

Я предлагаю соорудить в городе площадку для работ молодых и малоизвестных авторов. Согласно тенденциям современного искусства, в павильоне нарушены стандартные представления о галерее: так, здесь вообще нет стен. Форма представляет собой невесомый коридор, проходя по которому зритель плавно перемещается от работы к работе.

Где может стоять: Зеленые зоны и скверы, в парках и на набережной, в историческом центре

Вендинг-кафе для уличных фресок

Полина Павловская, автор проекта

Кафе-киоск с арт-стеной может быть сделано из стекла, а навес из металла. Важно нанести специальное покрытие для рисования красками и проецирования изображений — рисунки потом легко поменять или смыть. Правда, какое конкретно покрытие можно использовать, я пока не решила.

Где может стоять: В парках и скверах, на набережной

Полицейский киоск

Валерия Терентьева, автор проекта

Мой проект должен порадовать сотрудников полиции. Чтобы полицейские могли просматривать все вокруг, не выходя из киоска, я выбрала для киоска шестиугольную форму. Он должен быть собран из деревянных балок с разными по высоте окнами и сегментированной полупрозрачной крышей.

Где может стоять: На остановках общественного транспорта, в центре города, парках и скверах

Инфобокс с остановкой

Светлана Урюпина, автор проекта

Я постаралась сохранить минималистический стиль и при этом уместить в одном строении инфобокс, остановку, магазин и банкомат. Для автономной работы на крыше установлены солнечные панели, с помощью которых можно подзарядить гаджеты. Внутри располагается интерактивное табло с информацией о маршрутах и полезных точках на карте. Также есть вендинг-автоматы с полезной едой и сиденья-трансформеры. Для безопасности предусмотрена связь с полицией. Киоск состоит из сети металлических стержней и прочного зеленого полупрозрачного поликарбоната.

Где может стоять: На остановках общественного транспорта, в аэропорту, на вокзале

Выставочный павильон

Елена Мунтян, автор проекта

Вдохновившись павильонами «Экспо»-2015 в Милане, я решила сделать эскиз небольших выставочных центров, которые могли бы стоять в самарских парках. Мне кажется, городские зеленые зоны очень скучны и конструкции вроде этой сделали бы их более интересными.

Где может стоять: В парках, на набережной и в центре города

Павильон для отдыха

Анастасия Буянова, автор проекта

Моя главная идея — чиллиться на свежем воздухе с комфортом. На диванах уместится компания из восьми человек, при этом каждый может вытянуть ноги и расставить на столе летние коктейли. Киоск закрученной формы состоит из разреженных деревянных реек, что сделает атмосферу уединенной и в то же время открытой к внешнему миру.

Где может стоять: Пригород, парки, пляжи, турбазы, набережная

«Большая Деревня» попросила автора блога «Табурент» Виталия Политов и архитектора Дмитрия Храмова прокомментировать жизнеспособность разработок.

Виталий Политов
Архитектор, создателя сайта о городской архитектуре Самары taburent.tu

Проектировать подобные объекты просто и сложно одновременно. Ведь чаще достаточно поставить несколько стен, перекрыть их, и объект готов. А сложность заключается в том, что не каждый архитектор готов на это пойти. «Слишком просто» — будет звучать в его голове. И архитектор, особенно начинающий, постарается самореализоваться в этой задаче. Отсюда часто появляются необоснованные усложнения формы. Красота перекрывает функцию, а концепция нечетко предусматривает эксплуатационные особенности, например:
— безопасно ли забираться на смотровую площадку?
— эффективно ли объект укроет от непогоды?
— как выставочная галерея выглядит во время экспозиции?
— полицейские должны защищать круглый год или исключительно летом?
— эффективно ли использовать остановку, на которой поместятся только два человека?

Возможно, на первом курсе так и надо, и незачем сразу отвергать идеи студентов, которые успешно можно развивать дальше. С ограничениями они столкнутся позже, когда займутся практикой.

Во всех проектах заложена хорошая основа для дальнейшего развития. Если говорить о личных предпочтениях, то мне понравилась идея со смотровой площадкой. В месте, откуда будет открываться красивый вид, она хорошо сработает. Рубленная форма выставочного павильона, чем-то напоминающая Дом Музыки Рема Колхаса, тоже смотрится привлекательно.

Дмитрий Храмов
Архитектор, член Союза архитекторов РФ

Мне показалось интересным то, как авторы эскизов работают с пространством: в области формотворчества у них потенциал есть. Но то, что идеи еще нужно серьезно дорабатывать — это факт. По сути, сейчас у студентов получились арт-объекты, и чтобы превратить их в функциональные проекты, нужно продумать, как они будут выполнять свои функции. Особенно это касается выставочных павильонов и галерей. Здесь, прежде чем работать над формой самого здания, нужно продумать, насколько это решение позволит сделать качественное освещение для экспонатов.

Думаю, что причина в том, что у авторов просто мало опыта или им была поставлена слишком размытая задача.