1934

Как сотрудница банка выпустила самарскую «Монополию»

Анастасия Левкович
Светлана Каширина работает на рядовой должности в самарском банке, а в свободное время режется с друзьями в настолки. Как-то раз им в голову пришла идея сделать самарскую версию знаменитой «Монополии»: уже через три месяца они покупали пивзавод, «Звезду» или Набережную, а немного позже игра появилась в продаже в местных книжных и на различных городских ярмарках, среди владельцев отметились игроки «Крыльев», владелец марки «У Палыча» и областной министр культуры. «Большая деревня» встретилась с автором проекта.

От идеи до первой коробки

Светлана Каширина
Мы с друзьями фанаты «Монополии»: можем часами бороться за звание лучшего предпринимателя, бывали игры по шесть-семь часов, когда мы заканчивали уже просто от усталости. В феврале в один из таких вечеров задумались, почему мы, живя в Самаре, покупаем московские улицы и вокзалы? Было бы здорово стать владельцем Курумоча, например, а не Шереметьево. Это сделало бы игру более живой, ведь знакомые места, у игроков возникали бы истории и воспоминания, которыми они делились друг с другом. Встретившись на следующий день, вернулись к этой идее, стали продумывать, какие объекты было бы классно включить в местную версию «Монополии». Так увлеклись обсуждением, что решили: надо воплощать идею в жизнь.
Через три месяца я наконец держала в руках готовую коробку. Это были три реально сложных месяца. Я и подумать не могла, сколько всего нужно предпринять, чтобы просто сделать игру. Процесс затянулся еще и потому, что пять дней в неделю я работаю в банке: приходилось выкраивать время вечерами и в выходные. Не меньше восьми недель я потратила на поиск типографии с качественной печатью за нормальную цену. Потом я сама вручную собирала коробку, приклеивала распечатанное поле на тогда еще пластмассовое основание, резала карточки. Но работа над проектом в тот момент не закончилась. Сейчас мне кажется, что она вообще никогда и не закончится.

Пивзавод за 450 рублей

Хорошо, что мне очень помогал мой друг. В первую очередь мы продумали объекты, которые будут на поле. Как и в классической версии игры, в «Монополии Самара» есть аэропорт, железнодорожный вокзал и речной порт, но улицы решили не брать. Вместо этого взяли места и объекты, которые знают и любят все. Это пивзавод, аквапарк, КРЦ «Звезда», Дворец спорта, РКЦ «Прогресс» — всего 31 объект.
Цену мест определяли по своим внутренним ощущениям. «Прогресс», как промышленное предприятие, самый дорогой — 500 рублей. Чуть дешевле стать владельцем пивзавода — 450 рублей. Всего за 60 рублей можно купить кинотеатр «Художественный» и «Звезду», они у нас самые дешевые на поле.
Еще есть клуб «Крылья Советов». Команда, кстати, очень тепло отреагировала на свое появление на поле: мне позвонил их специалист по связям с общественностью, позвал к ним в гости. Это было неожиданно и приятно. Пришла вместе с игрой, поболтала с ребятами и оставила экземпляр в комнате отдыха, самарские футболисты теперь могут сыграть в нашу «Монополию».

Уникальность самарской версии игры

Кроме объектов, мы изменили и некоторые правила игры. Как сотруднице банка, мне всегда было обидно, что человек, берущий на себя роль банкира, не получает повышенный доход в конце круга. Восстановили справедливость: в «Монополия Самара» он получает не 200, а 210 рублей. Также в игре нет ограничения в средствах банка: если деньги закончились, имитировать их можно просто сделав дополнительные банкноты на обычных бумажках.
Еще один нюанс: так как на поле нет улиц, то нет домов и отелей. Суть игры заключается в покупке объектов и их модернизации. Всего на одной ячейке их может быть не больше трех. В мечтах сделать какие-нибудь классные фишки, которыми славится классическая «Монополия». Например, для Самары очень подошла бы козочка, но сейчас для нас это дорогое удовольствие.

Высокая себестоимость

Сейчас наша главная задача — снизить себестоимость игры: при работе с магазинами все в первую очередь сравнивают наш продукт с классической «Монополией», в которой, конечно, другие масштабы производства и соответственно себестоимость. Так как продукт новый, владельцы магазинов не понимают, почему они должны брать нашу игру и продавать за ту же цену (1990 рублей), как и проверенный классический вариант. Сейчас уже продано больше 70 игр, заказываем тиражи штук по 20, но хотелось бы выйти на более серьезный уровень. Пока думаем, что для этого придется сокращать количество карточек или размер поля.
Мы постоянно работаем над внешним видом и технологией производства. Так, если первые «Монополии Самара» собирали сами, от коробки до карточек, то сегодня только склеиваем распечатанное поле с его основой. Мы поменяли некоторые материалы: поле было пластмассовым, а теперь картонное, на мой взгляд, выглядит оно лучше. Доработали упаковку: коробку теперь дополнительно защищаем пленкой. Вроде бы мелочь, но у покупателя появляется приятный момент, когда он распаковывает новенькую игру.

Где купить

Как таковой рекламы у нас пока не было, я продвигаю игру, участвуя в городских фестивалях и праздниках. Приносили ее на «Волга-Фест» и на «Грушу». Поиграть в «Монополию» можно бесплатно в «Додо пицце» на Ленинградке.
Главный инструмент продвижения пока — социальные сети, я лично веду аккаунты вконтакте и инстаграме. С самого открытия я запустила марафон, в котором рассказываю о каждом месте, которое есть на поле, тем самым объясняя, почему оно там оказалось. Аккаунты раскручиваю через конкурсы: первой победительнице везла экземпляр в ночи и с огромным трепетом вручала. Она страшно обрадовалась, а я впервые тогда ощутила, что все усилия были потрачены не зря.
«Монополия Самара» продается в сувенирных магазинах «Матрешка», «Самбук», также сейчас договариваюсь о сотрудничестве с игровыми магазинами, но пока нам выгоднее, чтобы ее покупали у нас напрямую, заказав игру в группе вконтакте  или написав мне в личку.

«Монополия Тольятти»

Нам удалось заинтересовать горожан своей игрой. На «Ночи музеев» в «Алабина» в нее играли большой компанией, а рядом полно людей с интересом наблюдали за этим процессом. Даже министр культуры Сергей Филиппов тогда купил себе экземпляр.
Возможно проект вызовет интерес властей, и нам хотелось бы предложить его правительству, но пока что чувствуем, что одной игры мало; для этого нужен хотя бы комплект игр, связанных с регионом. Сейчас мы прорабатываем «Монополию Тольятти». Из объектов там обязательно будет «Автоваз», но остальное пока под вопросом. В любом случае сделать вторую игру будет уже проще, так как сам процесс технологии мы отработали.

С пивзавода в «Звезду»

Своей компанией мы тоже, конечно, тестировали нашу «Монополию». Выходило забавно, когда другу несколько кругов то и дело выпадал пивзавод и «Звезда», сразу пошли шутки про его лайтовый образ жизни.
Вообще я за то и люблю «Монополию», что, сколько в нее не играй, нельзя быть уверенным в своем выигрыше. В разных компаниях одна и та же стратегия срабатывает по-разному. Многое решает момент везения. Будь ты хоть очень классным предпринимателем, если из круга в круг попадаешь на чужие ячейки, быстро разоришься. Так ведь и в жизни бывает.

Комментарии:

  • Алексей

    Интересно, а люди в курсе, что авторские права на монополию принадлежат Hasbro и вот просто так продавать продукт, как это они делают нельзя. Или же они решили вопрос с правообладателями?

  • Evgeniy Aleksandrovich Filimon

    Я думаю в курсе. Потому, если бы вы обратили внимание, игра называется Самара. И таким образом в данном сигменте не происходит нарушения авторского права и посигательства на запатентованый товарный знак, бренд и логотип производителя. Надеюсь понятно объяснил.

  • Evgeniy Aleksandrovich Filimon

    Молодцы ребята. Очень интересная тема. Хотел бы приобрести такую игру себе, но дороговато. Подожду немного

  • Алексей

    То-то и оно, что игра называется Самара. Монополия. А не просто Самара. И это прямое нарушение, если правила в ней почти идентичны оригиналу, то вовсе проблемы могут быть самые серьезные, и я очень не уверен, что Hasbro им продал лиценз. права. Очень бы не хотелось, что наш город в итоге прославился бы воровством игры.

  • Evgeniy Aleksandrovich Filimon

    Уважаемый Алексей! Я конечно разделяю Ваш патриотизм, но все же: изменение в правилах игры есть? да! Название изменено? да! дизайн и логотип игры отличается от лицензии Hasbro? да! Полагаю больше обсуждать тут нечего! И поверьте мне, в мире масса аналогов и примерных копий данной игры, и вроде как не выставляются правообладателям иски. Что уж далеко ходить, вспомните игру советского времени «Шанс» или «Менеджер»!

  • Паркин Станислав

    Алексей, а вы в курсе, что Hasbro является правообладателем игры в классическом её варианте с классическим логотипом? Если бы игра полностью копировалась и применялся тот же товарный знак тогда бы было нарушения прав правообладателей. А тут совсем иной продукт, на слово «монополия» как токовое, у Hasbro нет авторских прав. Так что вздохните спокойной и наслаждайтесь игрой. А чтобы лучше разбираться в авторском праве, я бы вам посоветовал изучить часть 4 ГК РФ, так как раз все моменты и описаны)

  • Алексей

    Определить степень смешения может только суд, и у нас в России уже есть прецеденты, когда за это очень хорошо привлекали, тем более речь идет не о российской компании, а о крупном игроке на мировом рынке, который блюдет авторские права очень хорошо, так что остается надеяться, что по совокупности критериев идентичность доказана не будет, а критерий там далеко не один и касается он в том числе и последовательности клеток и общего стиля и пр.

  • Алексей

    Все зависит от степени смешения, патент еще действует и в него входят разные составные, потому остаётся надеяться, что авторы с этим знакомы и достаточно изменили то, что охраняется авторским правом.

  • Паркин Станислав

    Вы видимо не понял о чем я пишу. Я говорю о том, что продукт другой совершенно, в отличии от продукта на который имеются авторские права. Предмета спора просто нет для правообладателей. Принцип игры игровое поле, правила, все другое. Вы для интереса почитайте практику рассмотрения спора в судах по товарным знакам и посмотрите с какими исками обращаются в суд стороны. Тогда вам станет ясно что не чьи права ребята не нарушают, а если вас смущает название «монополия», то на название, у «международных игроков» как вы выразились авторских прав нет. Товарный знак -это составной элемент куда входит изображение и текст. Поэтому о степени смешения в данном случае и говорить не приходятся. Это абсолютно разные продукты! Более того ребята могут спокойно признать авторство на эту игру за собой и могу вас сказать с большой уверенностью что за ними эти права закрепят.

  • Алексей

    В статье не излагаются подробности того, как именно были изменены правила, что было там, а что стало в этой версии. Потому, конечно, по такому описанию неясно абсолютно. Нет столь подробной информации, чтобы делать какие-то выводы, потому я и описал предположения, что как бы не было смешения. что приведет к нарушениям авторских прав.

  • Паркин Станислав

    Как раз таки в статье это говорится. Девушка же говорила об этом (цитата): «Кроме объектов, мы изменили и некоторые правила игры. Как сотруднице банка, мне всегда было обидно, что человек, берущий на себя роль банкира, не получает повышенный доход в конце круга. Восстановили справедливость: в «Монополия Самара» он получает не 200, а 210 рублей. Также в игре нет ограничения в средствах банка: если деньги закончились, имитировать их можно просто сделав дополнительные банкноты на обычных бумажках.

    Еще один нюанс: так как на поле нет улиц, то нет домов и отелей. Суть игры заключается в покупке объектов и их модернизации. Всего на одной ячейке их может быть не больше трех. В мечтах сделать какие-нибудь классные фишки, которыми славится классическая «Монополия». Например, для Самары очень подошла бы козочка, но сейчас для нас это дорогое удовольствие»

  • Паркин Станислав

    Как видите принцип игры, совсем иной. Тут осуществляет модернизация объекта в отличии от классической монополии. А это уже кардинально другой продукт.

  • Джамиль Исимов

    Спор бессмыслен, т.к. НЕЛЬЗЯ запатентовать механику игры. С точки зрения закона — игра имеет иное оформление, название и прочие. И подобных игр клонов Монополии выпускается во всем мире огромное количество( с изменением нюансов) . НО! Важно другое, что к сожалению почему пишут и говорят именно о таких проектах, которые просто эксплуатируют чужие идеи. И люди не знакомые с настольными играми ассоциируют рынок настолок исключительно с Монополией и Манчкином. Хотя в действительности есть настольные игры не просто лучше, а превосходящие в стократ: Агрикола, Терра Мистика, Древний Ужас, Тцолкин и многие другие.
    И чисто субъективно:по мне это не попытка создать нечто новое, а просто паразитирование на старом. Настоящие разработчики настольных игр тратят годы, чтобы создать абсолютно новый и качественный продукт. А здесь скопируем идею, поменяем оболочку и внесем пару нюансов. Зачем? Да, просто заработать денег без какого либо действительно качественного продукта.

  • Максим Максимов

    Ага, посмотрели они это у ребят которые давно это делают и на многие города, https://vk.com/monopoly_yar