221

«Найденные картины»: живопись в глазах смотрящего

Константин Зацепин

 

Самарские улицы давно стали полем боя между графитчиками, расклейщиками объявлений и сотрудниками коммунальных служб: все они претендуют на эстетическое превосходство своих творений, и стремятся перекрыть искусство конкурирующих групп.

Самарский куратор Константин Зацепин в рамках глобального проекта об анонимных художниках собрал несколько характерных «палимпсестов», увидев в них впечатляющее проявление беспредметного искусства, похожего на абстрактный экспрессионизм.

 Константин Зацепин, куратор:

 

Картина живет не столько в пространстве, сколько во взгляде зрителя. А значит, подобно природе, может «прорастать» где угодно. Особенно в городе. Искусство — это создание ситуаций встречи с искусством. И город в этом смысле может предстать как совокупность таких встреч. Место этой встречи — там, где случайный созерцатель готов осознать себя таковым. Понять, что он зритель. То есть везде. Стоит лишь открыть глаза.

Собственно, при желании по самарским стенам можно изучать историю западного абстракционизма последних 40-60-х — их бы в рамки и не отличить будет от оригиналов, написанных маститыми авторами вроде Сая Твомбли или Клиффорда Стилла, которые продаются за миллионы. Отличный образчик. Немногие художники у нас так могут. Есть и плоскость, и глубина. И Дюшан, и Клайн, и Твомбли, и Баския, да почти вся вторая половина 20-го века. И все перечисленное располагается на прозрачной плоскости стекла, а здесь есть еще и пространство ЗА ним, причем в трех измерениях — еще одной плоскости с текстами, предметного ряда на переднем плане, и темной глубины по ту сторону их обоих.

Картина-коллаж и палимпсест одновременно. Почти Роберт Раушенберг. Такие работы в прямом смысле «растут» как мох какой-нибудь, потому что постоянно обновляются. Здесь много слоев, которые просвечивают один сквозь другой. Это время в чистом виде.

Борьба городских властей с тэгами привела к тотальной «роткоизациии» городских стен. Мазки всех цветов а ля Марк Ротко теперь повсюду, что скорее хорошо. Это доказывает, что американский абстракционизм интуитивно близок и понятен городским коммунальным службам, хотя они, наверняка, этого и не знают.

 

   

 

А вот редкий случай, когда картина вообще висит на стене уже готовая — хоть сейчас в галерею. Аналоги продаются очень дорого.

 

 

 

 

 

 

А вот, для сравнения, настоящие картины 40-50-х годов, созданные американскими художниками. Почти все они висят в музеях и частных коллекциях, а если продаются, то не за один десяток миллионов долларов.

Гарри Каллахан  

 

Ханс Хофманн
Клиффорд Стилл
Марк Ротко