124

Умные школы: как архитектура влияет на образование

В прошлом единообразное обучение требовало неизменной и повторяемой организации школьного пространства. Современное образование отличается гибкостью и ведет каждого ученика по индивидуальному маршруту, а значит, и само школьное здание должно стать другим: способным к изменениям, многофункциональным и комфортным. В Институте «Стрелка» прошла дискуссия о том, как архитектура влияет на образование. «Городской конструктор» публикует часть выступления норвежского архитектора Кристин Ярмунд, которая рассказала, почему школы должны быть одноэтажными, нужны ли в них стены и коридоры и как они влияют на детское восприятие мира.

После Второй мировой войны в Норвегии начался бум рождаемости, который привел к тому, что архитекторам надо было строить очень много школ. Это были скучные официальные здания с длинными коридорами, что-то вроде заводов для массового производства учеников. В 70-80-е годы началась обратная реакция — архитекторы стали ломать стены, превращая строгие государственные учреждения в открытые пространства. Прошло еще пятнадцать или двадцать лет, прежде чем они поняли — отсутствие стен не решает все проблемы. Так что теперь архитекторы пытаются найти баланс между открытыми и изолированными пространствами.

 

В последние годы я много работала над проектированием зданий школ и детских садов. И чем больше я этим занимаюсь, тем больше убеждаюсь, что самое главное в этих проектах — соблюдать правильные масштабы. Масштаб очень сильно влияет на восприятие мира маленьким ребенком. Представьте, если вы будете учить ребенка верховой езде, вы же вряд ли сразу посадите его на большую лошадь. Тоже самое и со зданиями. Проектируя детский сад или младшую школу, надо понимать, что интерьер должен быть пропорционален росту ребенка.

 Второе — мы всегда стараемся использовать яркие цвета. Причем не просто синий или красный, а их оттенки: розовый, сине-зеленый и так далее. Это такие мягкие «конфетные» оттенки, которые всем нам так нравились в детстве. Цвета помогают не только создать нужную дружелюбную атмосферу, но решить некоторые другие задачи. Однажды мы работали над проектом одной школы, это была большая территория площадью где-то между 20 и 30 тысячами квадратных метров. И чтобы такая школа не выглядела грозным исполином, заставляющим чувствовать себя маленьким и ничтожным, мы разбили его на множество небольших зон с помощью цветов.

 Другое ключевое качество для школ и детских садов — это открытость и дружелюбие, которое создается за счет внутренней планировки. Мы должны строить не просто бетонную коробку, а что-то вроде мини-поселения. Здесь не коридоры, а улицы, не холлы, а небольшие площади и сады. Поэтому вместо того, чтобы строить одно монолитное здание, мы проектирует несколько построек, разных форм и размеров.

 

Но тут мы сталкиваемся с проблемой сурового климата, вам она тоже хорошо знакома. Проектируя несколько небольших зданий вместо одного, нам надо придумать, как сделать переход из одного корпуса в другой более комфортным. Зимой, при температуре минус сорок градусов, это может стать очень непростой задачей. Одним из решений такой проблемы могут быть стеклянные переходы. Мы спроектировали их для одной из школ. Такие переходы позволяют, с одной стороны, как бы гулять по улице, с другой стороны, не мерзнуть.

 А еще Норвегия, как и север России, — это место, где всегда темно. В период с октября по апрель у нас почти не бывает солнца. Мы должны получать максимум от того, что дает нам природа, и учитывать тот факт, что чем выше мы строим здания, тем больше тени они отбрасывают. Совсем другое дело, если это длинное одноэтажное здание, как одна из наших школ. Кроме этого, прямо посередине здания, мы спроектировали открытую игровую площадку. Это позволяет солнечному свету проникать внутрь здания не только по периметру, но и по центру.

 Я верю в то, что архитектура играет большую роль в самоопределении ребенка. Она помогает группе найти свое место внутри большого сообщества, а человеку — внутри группы. Поэтому в детском саду, сделанном по нашему проекту, два вида входных дверей: одна стандартная для взрослых, рядом — поменьше, для детей, то же самое с окнами — есть маленькие окна в нижней части стены.

«Городской конструктор» выбрал четыре примера других экспериментальных школьных зданий, построенных по тем же принципам, что и проекты Кристин Ярмунд.

Гимназия Орестад (Дания)

 Здание гимназии Орестад в Копенгагене, спроектированное компанией 3XN, стало первым учебным заведением, открытым в Дании в рамках реформы школьного образования. Главная особенность школы в том, что она построена по принципу open space, то есть представляет собой одно большое пространство, практически без перегородок и дверей. Один класс плавно переходит во второй, второй — в третий, а третий — в зону отдыха. По задумке проектировщиков, такая архитектура помогает развивать креативность, стремление к самообразованию, междисциплинарный поход и социальные навыки.

Младшая школа Crèche Rue Pierre Budin (Франция)

 

 Небольшая двухэтажная школа в одном из старых кварталов Парижа спроектирована французским бюро ECDM и предназначена для детей младшего школьного возраста. Она построена в соответствии с пропорциями школьников: то есть двери, окна, интерьер, различные архитектурные элементы — все здесь рассчитано на детей невысокого роста.  Северный фасад покрыт окнами разных размеров, расположенными под разным углом, чтобы собирать как можно больше солнечного света. Двор в центральной части школы, также предназначен не только для того, чтобы у детей было пространство для игр, но и для того, чтобы собирать дополнительный солнечный свет для естественного освещения здания.

Младшая школа Galjoen School (Нидерланды)

 

Голландской архитектурное бюро Rocha Tombal придумала проект здания младшей школы в Гааге. Оно сделано в форме крокодила, что, по мнению дизайнеров «делает его, во-первых, более привлекательным для детей а, во-вторых, украшает улицу. Здание школы специально сделано невысоким, чтобы детям было проще переходить из класса в класс. В нем нет лестниц, но покрытие на первом этаже установлено под наклоном, так чтобы было легче попасть на второй этаж.

 

Школа Sarreguemines Nursery (Франция)

Эта школа была спроектирована как модель клетки организма, сад — это цитоплазма, а стена, построенная вокруг здания, — мембрана. Особенно интерьера в том, что архитекторы попытались полностью избавить от коридоров, поэтому классы, холлы и игровые пространства плавно переходят один в другой и отличаются друг от друга высотой потолков (в классных комнатах она чуть выше двух метров, в холлах доходит до четырех) и способом освещения.

 

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка».

Фотографии: Benoit Fougeirol, Michel Grasso + Paul Le Quernec, Christian Richters, oerestadgym.dk, iStock, http://www.kjark.no.