134

Учитель года: «Проблемы школьного образования — проверки и бюрократия»

Анна Скородумова

5 октября объявили итоги всероссийского конкурса «Учитель года». Его победителем стал самарец Сергей Кочережко, педагог по истории и обществознанию в гимназии № 1. Мы узнали, как ему удалось стать лучшим учителем страны всего в 25 лет, стоит ли выпускникам после школы сваливать из Самары и что не так с современной образовательной системой.

 

— Вам всего двадцать пять. Как вам удалось достичь таких значительных успехов?

— Безусловно, нужно обладать определенными личными качествами. Коллеги по финалу конкурса сказали, что в общественном голосовании выбирали меня, поскольку я им показался эмоциональным и искренним.

Вообще, у конкурса «Учитель года-2015» был девиз: «Учить и учиться». Молодому педагогу важно уметь учиться у старших коллег. Все время работы в гимназии № 1 я часто посещал их уроки, на которых как нельзя лучше видно мастерство учителя. Кроме того, молодому специалисту нужно самому активно проявлять себя. В нашем городе хорошую возможность для этого предоставляет Самарская ассоциация молодых педагогов, которую я возглавляю. Это площадка для самореализации и общения специалистов в области образования.

 

— Какие методики преподавания вы используете, чтобы ученики более эффективно усваивали материал?

— Свой подход к преподаванию я подробно описывал в конкурсном испытании «Методический семинар». Идея заключается в развитии способа мышления у детей, которое позволяет не принимать суждения на веру, а задавать вопросы и выносить собственное обоснованное мнение. Это критическое мышление, но не в узком понимании, как педагогическая технология с использованием экзотических приемов вроде фишбоуна,синквейна, а в широком смысле — как научное мировоззрение, которое не живет в плену мифов и умеет работать с информацией в постиндустриальном обществе.

Настоящий учитель и в классе, где нет ничего, кроме мела и доски, воспитает людей с большой буквы

— На занятиях ученики часто используют гаджеты, отвлекающие от учебы. Как вы мотивируете их концентрироваться на уроках, а не на электронных игрушках?

 

— Вообще, если на уроке интересно, то дети и не стремятся проводить время в телефоне. Но, безусловно, технические новинки дают новые образовательные возможности. Урок не может сводиться к сплошному использованию гаджетов, ведь занятие предполагает живое общение между учителем и учениками. Но сейчас уже почти все педагоги используют презентации, смарт-доски, пульты для голосования и прочее, но истинное мастерство учителя — суметь продолжить урок, даже если вся эта модная техника вдруг подведет. Настоящий профессионал и в классе, где нет ничего, кроме мела и доски, воспитает людей с большой буквы.

— Вы дружите в соцсетях с учениками?

— Сегодня это самый быстрый и удобный инструмент общения и обмена информацией. И в соцсетях, и через свой сайт я взаимодействую с учениками, отвечаю на их вопросы, даю домашние задания, помогаю писать исследовательские работы. Но учитель должен понимать публичность своего статуса и соответственно использовать социальные сети.

Выпускнику бывает проще пройти конкурс в столичные вузы, чем в самарские

— Как считаете, самарским выпускникам стоит выбирать столичные и зарубежные вузы или оставаться в родном городе?

— Я знаю примеры, когда с определенными баллами по ЕГЭ выпускнику проще пройти конкурс в столичные вузы, чем в самарские. Это важная проблема, которую еще предстоит изучить и решить. Задачу сдерживания оттока выпускников из области нельзя перекладывать всецело на плечи школы. Нужно повысить экономический потенциал, и тогда дети сами будут стремиться учиться здесь или после окончания иногороднего вуза вернутся на малую родину.

— Какие плюсы и минусы существующей образовательной системы вы могли бы назвать?

— Главный фактор развития школы — доверие к педагогу. Важнейший ресурс учителя — его время. Недоверие порождает большое количество проверок, из-за чего тот вынужден тратить время не на работу с детьми, а на заполнение бумаг. Мы общались на эту тему с Ольгой Рычковой (учитель математики из средней школы Кировской области, лауреат конкурса «Учитель года-2015» — прим.) и пришли к общему мнению: одна из самых больших проблем школьного образования — большое количество проверок и связанная с ними излишняя бюрократическая нагрузка на учителя. В одной из своих книг Евгений Ямбург (доктор педагогических наук, заслуженный учитель России — прим. ред.) приводит меткое высказывание: «Современная школа все больше становится местом, где дети мешают педагогам работать с бумагами».

Проверок должно быть меньше, у учителя должно быть больше свободы

Государство тратит финансы на проверки работы учителя, его соответствия множеству требований, которых становится все больше, а могло бы вкладывать их в основных участников образовательного процесса — учителей и детей. Это приводит к тому, что форма в виде бюрократической отчетности начинает превалировать над содержанием. Как это исправить? Доверять учителю. Когда родители и система управления образованием это делают, педагогу приятно заниматься любимым делом. Жить в стрессе из-за ожидания очередной проверки — нет. Проверок должно быть меньше, а у учителя должно быть больше свободы. Педагог — интеллигентный и образованный человек, который сможет грамотно этой свободой воспользоваться.

 

— Как вы оценивали свои шансы стать лучшим учителем года?

— Ставок я не делал, а просто старался хорошо работать. Спасибо всем, кто верил в меня, помогал и поддерживал.