675

О чем говорили на круглом столе в Доме архитектора

7 апреля в Доме архитектора прошел открытый круглый стол «Улица и площадь: новое значение публичных пространств. Улица Молодогвардейская. Площадь у драмтеатра». На обсуждение пришли урбанисты, журналисты, писатели и философы — активные жители, которым не все равно на то, какие перемены ждут Самару. «Большая Деревня» выбрала главные цитаты круглого стола, — рассказываем, нужна ли сцена у драмтеатра и что делать с символами власти в центре города.

Источник фото


Петр Мироненко

Представитель КБ «Стрелка»

Предложения по улице Молодогвардейской:

— Увеличить пешеходную зону за счет сужения                 проезжей части
— Усилить освещение улиц
— Заняться озеленением улиц
— Отремонтировать фасады и демонтировать                 рекламные вывески

Предложения по площади Чапаева и скверу Пушкина:

— Убрать парковку
— Создать замкнутое пешеходное пространство вокруг      памятника Чапаева
— Установить сцену и игровую площадку
    в сквере Пушкина


Сергей Малахов
и Евгения Репина

Самарская лаборатория средового проектирования СамГТУ
«Код города»

 Предложения по благоустройству центральных улиц и площади рядом с драматическим театром:

— Отреставрировать фасады зданий и тем самым             сделать музей самарского двора на участке от улицы     Красноармейская до улицы Венцека
— Сделать дворы свободными для прохода, чтобы             соответствовать имиджу открытого города,
    как Венеция;
— Активизировать уличную торговлю
— Организовать повседневные уличные фестивали


Виктор Долонько

журналист, культуролог

У площади Чапаева есть единственный хозяин — драматический театр, который является ее коммуникационным центром. Поэтому при благоустройстве площади надо исходить прежде всего из его интересов.
Напомню, что в 1986-1989 годах уже был опыт по установке сцены в сквере Пушкина, но она так мешала работать театру, что только враг может пожелать снова вернуть ее туда со всеми фестивалями.
Мой совет: не трогайте площадь Чапаева, а займитесь, например,
«Южным городом», где пока ничего нет.


Оксана Ланцова

депутат Самарского района

Сейчас площадь рядом с драмтеатром — грязная помойка с парковкой. Раньше, я помню, когда я приходила сюда с бабушкой, здесь собиралась старая интеллигенция — те самые дамочки с зонтиками. Это место было культурным центром.

Сейчас рядом с площадью находится институт культуры и академия Наяновой — на базе двух этих учреждений постоянно проходят бесплатные концерты, поэтические и литературные конкурсы. Если на площади сделать сцену, она могла бы зарядить энергией молодежь, которая здесь собирается. На ней можно было бы проводить выставки и фестивали.


Неля Коржова

художник, руководитель художественных проектов и программ Средневолжского филиала Государственного центра современного искусства

Я считаю, что самое важное у драматического театра — смотровая площадка. Надо использовать этот ресурс и учесть, что люди приходят туда, чтобы насладиться видом на Волгу. Правильное решение — сделать площадь только пешеходной, избавившись от парковки.

А вот сцена на площади, на мой взгляд, не нужна — не забывайте, пожалуйста, про жителей домов рядом. Мы тоже хотим спокойно жить, гулять с детьми, а не слушать постоянный ад, как на площади Куйбышева во время каждого праздника. Жить в этом гуле просто невозможно.


Андрей Кочетков

главный редактор издания «Другой город», идеолог «Том Сойер Феста»

Есть два полюса жизни города в центре. Первый — Венеция и Барселона, где жители изнывают от туристов и пишут граффити на стенах «Уезжайте побыстрее от нас». Второй — наша Самара, где мы пока только пытаемся привлечь туристов. У нас есть два пути развития: либо центр будут поддерживать в таком же состоянии, как сейчас, либо тут построят новую «Пятнашку».


Антон Янишевский

представитель стрит-ритейла

Человек не существует отдельно как физическое тело и душа — все взаимодействует. Так и в городе любые, даже самые маленькие изменения, влияют на его культурную жизнь. Поэтому я поддерживаю и увеличение пешеходной зоны, и создание более активной среды на улицах города. Я сам рядом со своими заведения стараюсь создавать приятную атмосферу, поддерживая чистоту и ухаживая за фасадом. Думаю, все владельцы стрит-ритейла готовы вкладывать свои силы в благоустройство города.


Виталий Лехциер

поэт, профессор философии Самарского университета

Я не занимаюсь урбанистикой, но наше сегодняшнее обсуждение очень близко к философии.

Мне показалось, что Сергей Малахов представил нам проект города-фестиваля, где жители являются скорее публикой. Это модель такого хипстерского урбанизма, который сейчас переживает свой закат. Есть и другая модель, где жители все-таки остаются жителями своего города и сосуществуют с его культурной частью, находятся с ней в гармонии. Так, у нас есть знаки дорожного движения, регулирующие наши передвижения, точно также должны работать и памятники, скульптуры, регулируя наше эмоциональное движение, повышая уровень культуры.

А потом обратите внимание на наши памятники — они сплошь и рядом символизируют власть. На мой взгляд, это неправильно, у человека должна быть зона свободы.


Армен Арутюнов

журналист

Согласен с Виталием: на площади Чапаева символов власти огромное количество. Именно поэтому мне кажется, что нужно очеловечить площадь.

Наш центр уникален — в нем музей архитектуры под открытым небом, бункер Сталина, театр драмы и еще много всего. Но в плане благоустройства наш центр — это ад. Давно уже можно снести весь старый город и построить широкие советские проспекты. Ничего не изменится, если мы этим не займемся

По поводу драматического театра: парковка рядом с ним мешает всем. Я как житель города не могу спокойно выйти из театра, а пытаюсь оттуда поскорее убежать. В этом районе студентам Института культуры даже банально негде присесть. В сквер Пушкина пойдет не каждый, потому что там вечно кто-нибудь пьет пиво. Мне очевидно, что браться за благоустройство города надо уже сейчас.


Ирина Саморукова

филолог, литературовед, литературный критик

Не разделяю опасения по поводу символов власти на площади: мы почему-то забываем, что на ней всегда собиралась демократическая молодежь. Я живу здесь с самого детства и помню скопления хиппи в прошлом. В этом плане проект Сергея мне близок, так как он не исключает подобные движения. Иначе любое благоустройство — это уже колониальное вмешательство в жизнь города. Нельзя просто приехать из Москвы или Питера и сделать здесь, что захочешь.

Самое важное, мне кажется, учитывать практики, которые сами собой складывались. Если в сквере Пушкина сидит молодежь без всякого фонтана (она туда приходит четыре поколения подряд), пусть она там сидит, не надо ей никакого фонтана.


Валерий Бондаренко

поэт, кинокритик

Я честно говоря, в жизни так много не думал о площади Чапаева, как сегодня. И сразу столкнулся с кучей проблем, стоило только начать думать.

Хочется в тему поведать историю моего разговора с одним из таксистов. Мы ехали с ним молча, и вдруг он поворачивается и говорит: «Подвозил как-то девушку из аэропорта. Она за всю дорогу только один раз спросила, почему мы так не уважаем свой город».

Мне после этой истории стало так приятно, что люди переживают за наш город, совсем разные, из Екатеринбурга, Тюмени и Пензы. Они же приезжают и думают, что у нас так все всегда и было, как они сейчас видят. Я проникся этой волной всероссийской скорби. И наши разговоры на круглом столе о том же.

Я считаю, что самое главное — за счет изменений повысить чувство собственного достоинства жителей, чтобы они могли гордиться своим городом, а не стремиться куда-то уехать.