160

«Кино — это международный язык»

Таня Симакова

Режиссер Егор Чичканов уже тринадцать лет живет в Питере, но постоянно снимает кино у себя на родине — в окрестностях Самары, а после показывает их на всевозможных фестивалях — в России и за ее пределами. Завтра, 7 апреля, в «Киномечте» состоится премьера детского короткометражного фильма «Ты идешь или нет?», снятого прошлым летом на Самарской Луке.

Потрясающий по своей красоте трейлер не дал нам шансов пропустить это событие — мы поговорили с автором о том, как любителю выйти на международный кинорынок, где взять подходящую команду и откуда брать идеи для новых работ.

— Что нового ты сделал после «Лучшего друга»?

— Очень много всего: мы постоянно что-то разрабатываем и снимаем. Сразу после «Лучшего друга» в Самаре мы сняли наш первый детский фильм «Команда».

Получилось очень неплохо, и на премьере в кинотеатре «Художественный» было человек 250-300, наверное. Этот фильм — такие «11 друзей Оушена», только в школе и с детьми. Вышло весело, мы снимали около 8 дней на территории академии Наяновой.

Там была версия еще с рабочей музыкой и мы сказали, что обязательно выложим, когда закончим работу над ней. На данный момент она все еще не закончена — несколько треков не наши, и их использовать нельзя, поэтому пока пишем. Но есть самая последняя на данный момент версия, и мы ее также покажем 7 апреля. Фильм, даже с рабочим звуком, успел побывать на нескольких фестивалях детского кино и даже получить приз за лучшую операторскую работу.

Из короткого метра последняя работа называется «Должностные обязанности». Это такая прям совсем серьезная драма, которую мы снимали в Петербурге. Там два главных героя не произносят за весь фильм ни слова. Но при этом разыгрывается сложная ситуация про человечность и долг. Фильм получился совершенно фестивальным. В итоге он участвовал в различных отечественных фестивалях, получил приз на Шукшинском фестивале в Барнауле, показывался в Москве и даже оказался в основном конкурсе крупнейшего азиатского кинофестиваля короткого метра AISFF в Сеуле (Южная Корея) и будет представлен в специальной программе Short film corner Каннского фестиваля этого года.

Трейлер короткометражной ленты «Должностные обязанности»

— Который в городе Канск?

— Нет, который во Франции. Там есть программа такая — Short Film Corner, туда может попасть каждый, если у него достойная работа, и она либо от киношколы какой-то, либо на фестивалях участвовала. Я послал свою и оказался в списке. Это не конкурс, это скорее такой мировой кинорынок короткого метра. Фильм заносится в престижный каталог, и его можно купить для проката в своей стране, и профессионалы могут получить к нему доступ. Вот в итоге едем на фестиваль — разговаривать с представителями индустрии, участвовать в разных мастер-классах и смотреть кино. В сам конкурс заявляться нельзя было — показ должен быть премьерным для фестиваля, а у нас он уже был в Корее.

— Ты планомерно и на первый взгляд легко делаешь кинокарьеру, в обход всяких формальностей и российских реалий. Или это внешнее впечатление? Кино — это же твое основное дело?

— Да. Я зарабатываю режиссурой. Снимаю различные коммерческие видео — от реклам до презентационных фильмов и всего такого. Обычно ко мне обращаются, когда что-нибудь необычное нужно снять. Из-за этого, конечно, нет особо пафосных больших клиентов, но зато весело работать. Снимаем для «Перекрестка», Sony, «Мегафона» и разных других ребят.

«Техники, конечно, нет — поэтому мы часто изобретаем ее самостоятельно»

На самом деле сейчас просто невероятное количество людей что-нибудь снимает. И я не лучше многих. Тут главное понимать, что ты делаешь. Я хочу снимать кино, и я учусь снимать кино. С каждым новым фильмом получается все лучше, и идеи мои все сложнее. Когда пойму, что у меня хватит уверенности, попытаюсь сделать уже полный метр. И российские реалии тут не при чем. Кино — это уже давно международный язык. И думать нужно как раз не только в рамках своей страны, а всего мира. И тогда сразу легче дышать получается, и идеи не иссякают. Конечно, это не невероятно крутое искусство, но это кино, за которое мне не стыдно и которое я делаю, потому что мне это нравится, и я не могу не делать его. Так что не знаю. Куда эта дорожка меня заведет, я не загадываю. Пока просто очень интересно по ней идти.

— Тем не менее, от российских реалий совсем уйти не получится. Взять хотя бы историю с тем же «Левиафаном».

— Ну, все это пугающе, конечно. Ненормально точно. Видимо, был запрос на протест, теперь вот не нужно выдумывать себе силу, против которой стоит выступать, она сама себя объявила и не скрывает своего присутствия. Только страшно все это. Я был маленьким, когда это было нормой, но очень не хочется снова жить во времена цензуры и ограничений.

— Расскажи о премьере, которая будет в «Парк Хаусе». Как родился сценарий? Кто работал над фильмом?

— Я родился и вырос в Самаре — у меня маниакальное желание снимать здесь кино. Техники, конечно, нет. Поэтому мы часто изобретаем самостоятельно. Но зато есть люди и прекрасные пространства. В одном случае — это красивые улицы и интерьеры, а в другом — природа всех видов. Тут и горы, и реки, и поля, и пещеры, и даже моря.

Я очень хотел снять фильм только в окружении природных видов Самарской области. И снова хотел снять с детьми. Замысел появился давно, мне хотелось раскрыть внутренние переживания героя именно внешними средствами — образами, декорациями и настроениями самой природы. Поэтому в фильме мало диалогов, но много мест. Они лучше рассказывают о развитии конфликта, чем слова.

По итогам двухдневной экспедиции сначала на автомобиле по этой стране Волги, а затем на велосипедах по другой — мы нашли отличные места, чтобы они оказались удобны с точки зрения и логистики, и драматургии.

Мы нашли даже значительно больше, чем нужно. Хватит, чтобы снять полнометражный фильм! У нас очень красиво, конечно.

Сама история получилась обо всем сразу: и о взрослении, и о поиске себя. Не все получилось уместить в короткий метр. В итоге мы о многом умалчиваем, давая зрителю возможность подумать еще и между кадрами.

— У тебя очень круто передано ощущение пространства ребенком. Кто был оператором?

— Там не все так гладко, на самом деле, но мы старались, как могли. Оператором был Вадим Гусев, он уже мой постоянный оператор, который тоже становится все лучше и сложнее от проекта к проекту. Он из Самары, тоже учился в Академии Наяновой. Потом переехал в Петербург. Начал учиться на факультете кибернетики, но стал снимать с нами. Слово за слово, и теперь он в Петербурге достаточно известный оператор. Мы с ним всегда очень тщательно прорабатываем визуальный язык до съемок. А тут из-за задачи он был самой важной частью повествования. Мы крайне серьезно подошли к вопросу. У нас была целая книга из фотографий, сделанных на местах будущих съемок. И мы все по ней составляли заранее — расположение солнца, тени, объективы. На съемках, как всегда, все было не гладко, но мы справились.

— У вас там еще и продюсер самарский, так?

— Да. Продюсером выступила Саша Карелина. Она старая моя подруга, и я увлек ее идеями съемок фильма. Она привлекла своих партнеров — Елену Филиппову и Елену Молостову, которые помогли создать нам эти образы, это играет важнейшую роль в фильме.

Для Саши это был первый опыт, но она осталась очень довольна. Сначала она утолила свою страсть к путешествиям, когда со мной и оператором исколесила половину области. А затем помогла в кротчайшие сроки организовать достаточно сложный продакшен. В итоге за время съемок мы побывали в местах невероятной красоты и смогли снять почти все, как задумали. Немного было грустно, что некоторые прекрасные виды было не захватить, потому что мы бы выбились из графика.

Фото со съемочной площадки

Также нам помогал мой друг, наш постоянный помощник — Артем Алашеев. Он опять выступил как линейный продюсер. Все, что нужно было прикрутить, запустить, смастерить и заставить работать, — все делал он. Также помогал во всем, что касается камеры и работы оператора. Мы уже не первый фильм делаем вместе, и он всегда выручает в трудную минуту.

На звуке был Саша Бухонов, мой одноклассник. Для него это тоже первый опыт. Не все получалось сразу, но он справился отлично! Звук нужно было писать на площадке, потому что бюджета на переозвучание у нас не было. Поэтому все, что вы услышите, на самом деле звучит в кадре.

— А где вы нашли актеров?

— В главных ролях снялись юнкоры «Телестудии Товарищ». Я сам был когда-то ее юнкором, а теперь беру оттуда молодых актеров, чтобы снимать с ними фильмы. Первым опытом был фильм «Команда», где было нелегко, конечно. В одной из сцен там участвовало больше 50 детей. Такое не забывается! Но все справились и смогли преодолеть трудности в съемках и подстроиться под наш невероятно плотный график. Поэтому мы решили попробовать еще раз и снять еще один детский фильм.

Трейлер фильма «Команда», который также покажут в «Киномечте»

В записи музыки мне помогал Антон Залыгин (композитор группы Cheese People). Мы с ним сотрудничаем давно, но над фильмом трудимся впервые. На данный момент звуковая дорожка еще сводится, так что на премьере все будет буквально с пылу, с жару. Помогало очень много прекрасных людей, все они с радостью откликнулись, и без них кино не получилось бы, конечно же. Бэлла Бояркина, Алёна Опрокиднева, Анна Комаровская и многие другие. Так что спасибо всем огромное!

Премьера состоится 7 апреля в 20-00 в кинотеатре «Киномечта» (ТЦ «Парк Хаус»)

Вход свободный