6817

Прямые руки: витражист Андрей Дзюба

Светлана Жукова

Следователь-криминалист по образованию, Андрей Дзюба ни дня не проработал по профессии. Долгие годы он вел юридическую практику, но тяга к деталям осталась, и, бросив все, он стал заниматься изготовлением полотен и предметов декора в витражной технике. Это когда из цветных кусочков стекла можно сделать портрет Путина или абажур для лампы. В планах Андрея — создать объемную скульптуру Робокопа.

Путь

На протяжении семи лет я работал с бумажками. По образованию я следователь-криминалист, но ушел в гражданское право, так и не поработав по специальности, к сожалению. В один прекрасный день мне начало все это надоедать, я стал сильно уставать и впал в депрессию. Целых полгода я искал свое новое призвание, не понимая, от чего отталкиваться и за что хвататься, все свое свободное время я тратил на то, чтобы понять, чего хочу. Однажды я забрел на сайт одного немецкого мастера, который делает реплики ламп тиффани музейного качества. Они стоят безумных денег, не говоря уже об оригинальных изделиях, и я понял, что у меня вроде бы прямые руки, и я тоже так смогу.
Я не создал ни одной реплики лампы тиффани, я сделал другую, непохожую.
Какое-то время я продолжал изучать эту тему и работать с бумагами. Заказал небольшую партию стекла и два инструмента: стеклорез и ломатель. Замахнулся сразу на большую вещь, понял, что мне это по силам и пришел к выводу, что надо заканчивать с документооборотом и полностью посвящать себя ремеслу. Первое время я занимался этим дома.

Продвижение

Вообще, это очень закрытое ремесло, в книгах вы не прочитаете ничего важного, только азы. Ниша в Самаре не такая свободная, как может показаться, но в то же время и не самая востребованная. Я провожу в мастерской весь день, и только начинаю выходить на самоокупаемость, потому что это тяжело и меня мало кто знает в городе как мастера, который работает в витражной технике. Продвижение работает по-разному, но в основном это сарафанное радио. Люди не готовы платить реальную цену изделия. Себестоимость картины с совой, например, 24000 рублей. За сколько я могу ее продать, если потратил на нее 25 дней работы? Наверное, за 30000? Ну, конечно, нет.

Материалы

Все, что тебе нужно, это кусачки, стеклорез, пара линеек, стекло и фольга. Ну, и, собственно, паяльная химия, паяльник и припой. Все стекло — исключительно из Америки, другого варианта нет. С итальянскими и российскими стеклами я не работаю. У нас нет такой культуры развитой, и наши производства не могут изобразить ничего подобного. Стекла делятся по ценовым категориям. Все это стекло производится на небольших мануфактурах, где работает до 50 человек. У каждой большая история и свои рецепты состава, а некоторые уже закрылись, и их продукция представляет особую ценность.

Кому, зачем

Богатеньким дяденькам — кому я еще могу это продавать? Ну, и друзьям — со скидкой. Вот, например, этот волк будет висеть в охотничьем домике. Это подарок мужчине от дочки с мамой. Себестоимость его не такая большая, как у многих других произведений, — около 6000 рублей.

Обучение ремеслу

Я провожу мастер-классы, но это себе дороже. Я делал это бесплатно, но из-за того, что человек приходит и хочет делать сразу сложные вещи, приходиться выполнять почти всю работу за него. Я так изматывался. Вроде и человека обидеть не хочется, но, видя результат, больно становится за свое ремесло. Не надо замахиваться на то, что тебе пока недоступно. У меня был один единственный гость, который сделал все правильно. Слушался меня и ушел домой счастливый, с аккуратной вещью, которую он выполнил самостоятельно. А так — всегда пожалуйста. За ваши деньги я дам вам испортить мой инструмент. (Смеется.)