1492

Как сделать Самару лучше: 9 примеров

«Большая Деревня» собрала вместе самые занимательные тексты о городском благоустройстве, чтобы посмотреть на Самару под новым углом. Лавочки у подъезда как важное общественное пространство, судьба торговых центров в условиях интернет-шоппинга и способ спасти старый центр без митингов и петиций — черпаем свежие идеи и вдохновляемся.

Обратиться к опыту других городов и стран

Что общего может быть у Тольятти и Турина? На этот вопрос уже второй год отвечает проект «Итальянский парк», посвященный городской культуре и пропагандирующий итальянский образ жизни. Инициатор проекта — настоящий итальянец Марко Резидори: под его руководством уже прошла серия городских акций и кинопоказов, уроков итальянского и мастер-классов по национальной кухне, а планы и вовсе грандиозные — создать в Тольятти маленький итальянский город. Сергей Баландин поговорил с Марко Резидори о сути проекта, жизни в России, политических рамках и моделях ребрендинга города.

Несколько лет назад открытие нового торгового центра в городе было событием — удобные, безопасные и теплые пространства становились местом не только покупок, но и прогулок, развлечений и встреч с друзьями. Сегодня же во всем мире люди все чаще покупают вещи в интернете, а экономический кризис в России и вовсе снизил уровень покупательной способности. Что делать торговым центрам в такой ситуации и как должны трансформироваться привычные нам торговые пространства, чтобы вернуть посетителей? Читаем в материале «Стрелки», а после — погружаемся в транс со снимками восьми умирающих торговых центров.

Бизнес может и должен поддерживать городскую культуру: это могут быть необычные экскурсии, запуск творческого пространства или, например, архитектурного бюро. О том, как открыть последнее вдали от столицы, читаем во вдохновляющем рассказе команды Concrete Jungle из Владивостока. Разбираемся, как не облажаться, с помощью чего маленькая мастерская может обыграть большую компанию и где взять деньги на воплощение идей.

Подборка из шести интересных примеров того, как общественные пространства меняют свое лицо. Музыка и танцы вместо архива в Самаре, пешеходная зона вместо проезжей части в Сочи, бульвар вместо ларьков в Томске и спортивная площадка вместо церкви в Тюмени, — собрали примеры со всей страны.

Культурные центры — относительно новое явление по сравнению с такими традиционными культурными институтами, как музей или театр. Появляется все больше независимых площадок разного формата и масштаба, где проходят фестивали, выставки, кинопоказы, размещаются небольшие магазины, кафе и мастерские. Открываются они не только по инициативе департаментов культуры, но и силами отдельных энтузиастов, городских активистов и творческих предпринимателей. Цель такого пространства — объединить творческих людей, чтобы они могли реализовывать свои идеи и создавать новые виды досуга, тем самым повысить интерес горожан к культурным проектам. В нашем гиде — несколько удачных примеров арт-площадок со всей России, которые по разному воплощают идею развития культурной жизни городов: Textil в Ярославле, «Кубива» в Нижнем Тагиле, «Ворота» в Калининграде, «Каменка» в Красноярске и «Балкон» в Омске. Как говорится, не арт-лофтом единым.

Вдохновляющий материал Института «Стрелка», в котором руководители и менеджеры социокультурных проектов из одиннадцати городов рассказывают о своем опыте проведения массовых мероприятий и реакции жителей на изменения окружающей среды.

Сценарии использования городских улиц до сих пор не до конца понятны. Гуляя по ним, люди не всегда думают о том, чем обусловлено их поведение или выбор маршрута. Тем не менее, для прогулок мы всегда выбираем одни места, для свиданий — другие, а чтобы добраться куда-то, — третьи. Почему так происходит, как сделать улицы удобными для горожан и с чем связаны проблемы в их использовании, — в нашем материале.

Отрывки из финального лонгрида студентки онлайн-школы Vector Алены Альковой, созданного в рамках курса «Как исследовать город креативными способами». С одной стороны, лавочка у подъезда — одно из первых и самых важных общественных пространств, хорошо знакомое каждому с детства; с другой — это постоянные проблемы для жителей первых этажей, которые хотят тишины и спокойствия. Разбираемся в противоречии вместе с экспертом.

На десерт — наше интервью с жителем села Богатое, который прошелся по двадцати полуразрушенным памятникам старого центра и расклеил листовки с призывом сохранить уникальную архитектуру. Двадцатишестилетний Максим Утенков рассказал, как ему удалось обратить внимание самарцев на увядающую красоту, насколько эффективным оказался его призыв, что заставляет героя писать воззвания и как блогеры стимулируют самарский активизм.