3016

Точка недоступности: зачем общественному интернету нужен ваш паспорт?

Лера Алфимова

 

За последний год ситуация с доступом в интернет в общественных местах Самары и по всей стране заметно изменилась. Если раньше для радостного серфа в общественных местах достаточно было пары кликов, то теперь многие точки запрашивают, как минимум, номер телефона или почту. По идее, авторизация без идентификации может быть расценена как нарушение закона. Подобный конфуз для юзеров — лишь вершина айсберга проблем, которые обнаружились в связи с новой инициативой от Минкомсвязи. Постановление обещает компаниям, которые установили в своем заведении публичный Wi-Fi без авторизации, административную ответственность и кругленькие суммы штрафов.

Мы решили разобраться, как закон повлияет на бизнес и тех, кто не может провести без интернета и десяти минут, и поговорили с Сергеем Крыловым, представителем популярного сервиса Clever Wi-Fi. Эта технология для предпринимателей совершенствует процедуру авторизации юзеров и позволяет последним получать бонусы за вход в интернет, а бизнесу дает массу маркетинговых фишек вроде скидок за использование Wi-Fi в общественных заведениях (статью о создателе сервиса можно найти по ссылке).

Сергей Крылов

Сергей Крылов

Региональный представитель сервиса Clever Wi-Fi

 

 

— Сергей, расскажи, что это за закон такой? Простому юзеру он, если честно, не особо понятен, да и предпринимателям, судя по холивару в интернете, тоже.

— С начала 2005 года находится в рассмотрении закон об обязательной идентификации пользователей публичной Wi-Fi сети. Проще говоря, человек не имеет права заходить в интернет без идентификации своего устройства. Откуда растут ноги? Есть небезосновательные опасения, что через общественный Wi-Fi можно совершить правонарушения: от обнародования какой-то противозаконной информации, например, пропаганды нацизма, до взлома банковских счетов.

— Какие плюсы и минусы есть у этой самой идентификации?

— Первый и основной плюс, который продвигается властями, — обязательная идентификация позволяет моментально отследить виновника происшествия, и это действительно рабочая мера безопасности. С другой стороны, никто не защищен от хакерства, и авторизация может выйти боком: запросто могут сохраниться данные другого человека, который к делу вообще не причастен, и эти данные будут основным доказательством, скажем, в суде. Опровергнуть все это практически нереально — получается палка о двух концах. Как я уже сказал, закон крутят под разными ракурсами с 2005 года, и в 2014 году его опять начали рассматривать — уже более серьезно.

Wi-Fi на острове напротив пристани Осипенко. Остров свободы «Бубука»

— С чем связано, что именно в 2014 году снова вернулись к закону?

— Скорее всего, с увеличением количества правонарушений через интернет. Ну и, конечно, с увеличением точек доступа к общественной сети. Если в 2005 году мы смеялись и не верили, что скоро везде будет интернет, то сейчас он есть даже на набережной.

— Ты говоришь, что закон рассматривают. Что это значит? Его же вроде приняли официально?

— Несмотря на то, что закон уже официально действует, в нем есть много недоработок и неясных моментов. На запах жареного подтянулось много резвых специалистов, которые готовы за любую идею хвататься, лишь бы она принесла денег. Эти парни создают миллион видов идентификации для общественных сетей — посмотрите рекламу, посмотрите видео, перейдите на один сайт, затем на другой. Короче, мало кто знает, что в законе столько пробелов. В августе 2014 года Медведев подписал указ о запрете анонимности пользователей в общественном интернете, но чем все это грозит предпринимателям — вопрос, можно сказать, открытый.

— Как сейчас решают проблему идентификации?

— Как все уже видели, есть абсолютно простая система — белая страничка, где размещается информация о законе и предлагается ввести данные пользователя. Для российского менталитета ввод паспортных данных — это, конечно, бытовая страшилка. Русский человек боится вбивать такую информацию, напуган историями про кредиты, которые мошенники оформляют на чужие паспорта — в общем, здесь даже логотип серьезного провайдера не спасает. Хотя, конечно, это полная ерунда — мы часто вводим номер телефона, который оформлен на тот же паспорт.

— Получается, сейчас государство обязует провайдеров хранить данные пользователей для борьбы с преступностью, так что ли?

— Именно. Скажу больше — любые данные, с которыми вы авторизуетесь в городских заведениях, провайдер обязан хранить шесть месяцев. Даже если вы провели в «общем» интернете пять минут. Если за полгода никаких правонарушений не случилось, данные стираются.

Wi-Fi в лесу

— То и дело всплывают новости вроде «пиццерию оштрафовали за Wi-Fi без пароля». Каким образом это вообще происходит, если четкой позиции по поводу штрафов нет?

— Ага, пиццерию в Барнауле, красноярский бар, нижегородский фаст-фуд. Штрафы пока разные: в Барнауле был двадцать тысяч рублей, в Новосибирске — пятьдесят тысяч. Очевидно, что законодательный процесс по этому вопросу плавает. Наши клиенты, к примеру, говорят, что к ним пришли от общественной организации, показали постановление какое-то и попросили оплатить штраф. Предприниматель засомневался и отдал денег.

Wi-Fi доступ — это суперважная часть бизнеса

Законов много, и когда что принимается, никто толком не знает. Возможно, будет такое, что акт примут, некоторое время его не будут выкладывать, и он будет доступен каким-то общественным организациям. Им дадут несколько дней или недель, чтобы они прошлись по заведениям и «собрали» штрафы. Как это будет выглядеть, мы, к сожалению, не знаем. Но уже предлагаем большинству наших клиентов заранее обезопасить себя — не только по принципу обязательной авторизации, но и с расчетом на выгоду для бизнеса.

— Какая здесь может быть выгода вообще?

— Понятно, что идентификации уже никому не избежать. Но что делать предпринимателям, если клиенты не готовы вводить номер телефона или, что еще хуже, паспортные данные? Wi-Fi доступ — это суперважная часть бизнеса, просто странно уже, если его нет, например, в точках общепита. Так как юзеры вынуждены проходить эту подозрительную процедуру авторизации, формируется недоверие к заведению, все дела. Мы хотели помочь бизнесу найти общий язык с потребителем услуг и придумали кучу фишек-бонусов посетителям за вход в сеть. Например, чашка кофе или десерт. Мелочь, а приятно — и уже меньше негатива. Система узнает юзера, запоминает только его предпочтения, в общем, работает по принципу лояльности, схожему с Foursquare — и помогает оставаться обеим сторонам в рамках закона.

Wi-Fi на Кировском рынке

— Правильно я понимаю, что владелец заведения все же не может хранить персональные данные?

— Конечно, нет. Это незаконно. Они попадают напрямую к провайдеру. Информация, которая нужна владельцу о клиенте, — это социальные данные, которые государство пока разрешает получать.

— Если говорить обо всех этих фишинговых историях и краже паролей, как теперь обеспечивается безопасность? Вам провайдер помогает?

— Лично у нас пока, к сожалению, нет как такового крупного провайдера на территории России. Мы не выбрали его и считаем, что выбирать его пока не стоит, потому что монополиста по всем регионам в нашей стране нет. Мы работаем с МТС, с Dom.ru — да, много с кем. А по поводу кражи паролей — очень легко отследить и понять, как компании воруют данные. Достаточно вбить запрос в Youtube, и там сразу выпадет инструкция по безопасному входу.

Махинации с кражей паролей — это уже просто стыдно

Если вкратце, нужно всегда смотреть на страницу идентификации: должны быть только официальные ссылки, скажем, соцсетей в адресной строке. Они всегда выглядят одинаково, и их ни с чем не перепутаешь. В противном случае есть риск, что за юзера вступят в 300 групп, разместят рекламные посты на страницах или вообще продадут его аккаунт. Короче, неприятно. Поэтому всегда нужно смотреть на ссылки! Предприниматели не должны вестись на обещания повышения «лайкабельности» страницы их заведения и прочую фигню. Махинации с паролями — это уже просто стыдно.

— Почему сами провайдеры не сделают такую услугу, как у вас, для взаимодействия с бизнесом?

— Им просто тяжело это сделать индивидуально, возиться с любым, даже самым небольшим предприятием. И опять же, провайдеры у нас воспринимаются как часть государственной силы, такой «плохой полицейский», который только и хочет денег вытянуть. Мы показываем, что это не так, что провайдер предоставляет хороший интернет, а мы — всякие «обвесы» к нему вроде подарков посетителям.

Мы — такая нейтральная сторона, которая пытается и там, и там помочь. Канал коммуникации, короче.

Wi-Fi в подземелье

— Если говорить о вашем будущем и о тех, кто занимается подобным бизнесом, то это, скорее, мечта вырасти в отдельное большое предприятие, которое будет посредником между провайдером и владельцами или же все-таки желание присоединиться к какому-то крупному провайдеру?

— У нас в стране обстановка постоянно меняется, поэтому, думаю, у всех есть несколько планов на разные случаи. Мы, например, готовы и к инвестициям, и к слиянию, и третий вариант у нас тоже есть — на случай, если авторизацию отменят вообще. Но последнее, если честно, — уже из области фантастики.

 

Чтобы закон полностью вступил в силу, необходимо, чтобы суммы взыскания были внесены в кодекс административных нарушений. Следить за ситуацией можно по ссылке.