2880

«Для комфорта пассажиров я включаю радио»: честный рассказ глухого таксиста

Текст: Любовь Саранина Фото: Артем Голяков

Такси-приложения не только позволили вызывать машину без общения с диспетчером, но и обеспечили работой глухих и слабослышащих водителей.
Запись в трудовой смогли получить те, кого годами браковали из-за проблем с коммуникацией. Водитель «Убера» и «Яндекса» Максим Кондриков подвез редактора «Большой Деревни» и честно рассказал, как ему шесть лет отказывали на «Прогрессе» и «Кузнецове», почему в его машине всегда играет музыка и что помогает выстраивать общение с клиентами. Свою историю Максим написал сам — публикуем ее от первого лица и с минимальными правками.

О поиске работы

До работы в такси я с 1998 по 2010 год я работал в ювелирной мастерской, потом ушел оттуда по сокращению и еще шесть лет сидел без работы. Искал, пытался устроиться в во множество других ювелирных мастерских, но всех не устраивало то, что я не слышу. Пробовал пойти на завод слесарем: «Прогресс», «Кузнецов», «Авиагрегат» — мне везде отказали.

Конечно, здесь есть свои сложности: есть проблемы с пониманием нас слышащими людьми — проблемы с общением. Не всегда получается так, чтобы человек шёл навстречу, хотел бы понять — из-за этого нас и не берут на работу. В индивидуальной реабилитации, которую назначают каждому инвалиду при прохождении медико-социальной экспертизы есть серьезные ограничения трудовой деятельности, которые не соответствуют фактическому состоянию глухого человека. Например, говорят, что мы не слышим шум, а значит, не заметим эвакуатор. Но это же не так: в конце концов, все глухие и слабослышащие очень хорошо видят.

О том, как попал в такси

Мне кажется, что работать таксистами глухие начали в Москве, а потом это разошлось по всей России. В ноябре 2016 года мне написал глухой друг и сказал, что он работает таксистом в фирме Uber. По собеседованию я был туда принят на работу, а потом меня направили еще и в «Яндекс-такси». Сейчас я работаю и там, и там в зависимости от заказа.

Собеседование в «Убер» прошло легко. Переводчика при приеме на работу в такси не предоставляют, все проходит в письменной форме. В «Яндексе» тоже не возникло проблем с аттестацией. Слабослышащие и глухие водители проходят ее на равных условиях с другими.

О первом клиенте

Мой водительский стаж — 20 лет. Но в первый день работы мне было сложно побороть свою тревожность: волновался, как буду общаться со слышащими пассажирами, как сложится мое общение с клиентами. И вот мигает вызов, я еду на место, к машине подходит женщина и начинает мне что-то говорить. Я жестом показываю ей, что не слышу. На это она улыбнулась и дактилем начала говорить, куда ее нужно подвезти. С этой минуты моё волнение как рукой сняло, а на второй день работы я и вовсе был абсолютно спокоен.

Об особенностях работы

Особых сложностей у меня не возникает. Работа в такси полностью адаптирована под потребности глухих и слабослышащих, проблема лишь в связи с клиентом по SMS — так долго договариваться и было бы удобнее делать это через чат.

Трудностей в общении с пассажирами тоже нет, я все понимаю сразу. Как только клиент садится в машину, сразу жестом показываю «я не слышу», а дальше общение идет в письменной форме. Отмены заказа на месте, когда пассажир узнавал, что я глухой, не было. Правда, были случаи, когда я видел, как они начинали материться, — но это очень редко.

Больше всего мне нравится, когда человек, которого я подвожу, активно идет на контакт со мной. Для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно и свободно, я включаю радио в машине. Обычно в пробках или в дальней дороге водитель разговаривает с пассажиром, чего я, к сожалению, не могу предоставить. Поэтому и включаю музыку.

Я хочу сказать, чтобы люди не боялись садиться в машину к глухими и слабослышащими водителями, ведь процент аварий у неслышащих гораздо ниже.