4273

Вся правда о самарских цыганах: 6 наивных вопросов

Антон Радучев

По данным последней переписи, в Самарской области живет 4875 цыган. Но это не точно: чаще всего они скрывают свою национальность, выдают себя за русских и татар, предпочитают жить изолированно и общаться только внутри отдельных общин, которые они создали на окраинах города — в Зубчаниновке, Яицком — и в нескольких селах области. Вместе с этносоциологом Михаилом Федоровым ответили на все банальные вопросы о самом закрытом и загадочном этносе из живущих в Самаре. Почему цыгане строят в Зубчаниновке целые дворцы, владеют ли гипнозом и можно ли называть поселение в Яицком табором?

Михаил Федоров

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии
и культурологии Самарского университета

Правда, что все цыгане живут
в Зубчаниновке?

Цыгане — довольно замкнутая по своему менталитету группа, они стараются селиться вместе — своеобразными анклавами: кроме Зубчаниновки, целая группа самарских цыган с 1990-х живет
в Яицком. В области цыгане появились в начале девятнадцатого века: изначально, как пишут Деметр и Христенко в книге «Дружба народов на Самарской земле», они селились в Самаре, Бугуруслане
и Ставрополе, и к 1920 году там насчитывалось всего 16 цыган. Правда, учитывая замкнутость этой группы и страх перед любыми официальными структурами, скорее всего, эта цифра намного меньше действительной. Известны даже случаи, когда цыгане во время переписи выдавали себя за русских, татар или молдаван.

В замкнутости их беда: люди не делятся своими трудностями, поэтому им очень сложно помогать. У цыган есть свои стереотипы, на которых застряла часть населения: например, что им нечему учиться — поэтому они так рано забирают детей из школ, давая на обучение всего 2-3 года. По их мнению, трех классов образования достаточно, чтобы уметь расписаться и посчитать деньги. Но это, конечно,
не аксиома, и нельзя одинаково говорить обо всех.

Окраины выбирают из-за того, что там еще остался частный сектор — возможность строить дома и развиваться внутри своего сообщества. Здесь также прослеживается этническая специфика. Дома при этом строятся беспорядочно, произвольно относительно друг друга — отчасти все это вторит положению палаток в таборах.

Такие замкнутые коммуны можно называть табором?

Давайте сразу определимся: таборов уже давно нет. Конечно, сегодняшние общины сохраняют свою структуру со строгой иерархией и делением на старших и младших, своих и чужих. Но цыгане уже давно не кочуют. По моим прикидкам, в Самарской области они прекратили кочевать в шестидесятые годы прошлого века.
Еще в начале семидесятых на той стороне Самарки, за мостом, стоял табор, а дальше пришла оседлость.

Почему цыганам свойственно отстраивать себе дворцы?

Возможно, в какой-то мере это связано с происхождением цыган — они же все-таки выходцы из Индии. Но прежде всего надо понимать — цыгане живут большими семьями, несколько поколений вместе.Здесь нужно больше говорить о внутреннем устройстве, а не внешнем виде таких дворцов. В них надо побывать: они очень удобны именно для жизни большого количества людей. Например, центральные комнаты там, как правило, огромны. Так называемая «зала» зачастую строится в ущерб другим пространствам — сюда нужно вместить максимальное количество людей на случай большого семейного сбора. Планировка совсем не та, к которой привыкли русские или татары. Второе — большой дом строится с прицелом на будущую продажу: он и его участок должны привлекать покупателей. Цыгане не рассчитывают прожить в построенном доме всю жизнь или оставить его детям — чаще всего это только объект торговли.

Откуда пошла «цыганская мода» с юбками
в пол, небрежно повязанными платками
и люрексом?

Цыгане — выходцы из Индии, и их сегодняшний костюм они «принесли» с тех времен — все это часть национальной традиции. Позже к нему добавились артистические элементы для создания сценического образа — стразы, блестящие нити. Правда, в большей степени это относится к женской одежде — она до сих пор хранит свою самобытность. Та же «юбка в пол», или «готья»: ее не шьют,
а выкраивают из прямоугольника ткани, собирая на поясе в складку. Нижняя часть тела у цыган считается «нечистой», поэтому к юбке
в их культуре добавляют фартук «катрынцы». Косынкой, по традиции, голову покрывают замужние женщины, также частью их костюма считается мониста. Черный цвет для женского костюма нежелателен, также молодые цыганки не должны надевать желтое. Те же Деметр
и Христенко отмечают, что православные цыгане сэрва и русска рома одеваются современно, а другие группы — например, влахи
и кэлдэрэры — более типично. Впрочем, сейчас многие цыгане одеваются по-европейски, в том числе и женщины.

Правда ли, что цыгане не работают,
а только «гадают»?

Абсолютная неправда: цыгане — люди работящие. При этом если они работают, то делают это хорошо. Цыгане отлично умеют обращаться
с домашним скотом, особенно с лошадьми. В Самарской области
в 1930-е годы даже был цыганский колхоз, занимавшийся коневодством, его организовали вблизи села Богдановка
в Кинельском районе. Впрочем, это присуще им до сих пор.

Все берет свое начало в кочевое время: из-за постоянных миграций цыгане не могли заниматься земледелием, но зато осваивали торговлю, различные ремесла и гадания.

Нужно оговориться о самой структуре цыганского народа:
он включает множество этнографических групп и кланов, чаще всего названных по наименованиям ремесел, которыми они занимаются.
К примеру, у нас в районе Красного Пахаря живут цыгане-кэлдэрары — отдельная субэтническая группа, которая специализируется
на лужении и паянии котлов, кастрюль. Это их традиционный промысел. Разные кланы занимаются разными вещами. Существуют,
к примеру, питерские цыгане, которые традиционно торгуют автомобилями. Такие в Самаре тоже живут.

Есть и люди, которые собирают милостыню: цыгане, вышедшие
с Центральной Азии или Ближнего Востока, так называемые «люли». Это профессиональные нищие. Они живут по всему миру. Я сам видел побирающихся «люли» в центре Парижа. Для них не имеет значения, где просить деньги, — это их профессия, которая передается
из поколения в поколение.

Из-за подобной расслоенности внутри самих цыган неверно подгонять их под единые критерии. Цыгане — очень трудолюбивый
и талантливый народ, у них очень развита способность к игре
на музыкальных инструментах, они полиглоты. В общем, это очень непростые люди.

Владеют ли цыгане гипнозом?

Безусловно, кто-то из них владеет приемами гипноза. Впрочем, как
и люди других национальностей — русские, чуваши, кто угодно.
Не нужно связывать особые способности с этнической принадлежностью.

Вероятно, гипноз ассоциируют с цыганами из-за того, что некоторые из них гадают. Опять же, это профессия отдельных групп, гаданиями занимаются те же «люли». Во время гаданий они, как правило, пытаются выманить у людей деньги, поэтому учатся считывать мимику людей и делают это очень хорошо. Но это лишь некоторые представители. Среди цыган много порядочных людей, но живут они чаще всего небогато, редко попадают в поле зрения властей, — возможно, поэтому и заметны намного меньше.