2146

Все умрут, а я останусь: 4 истории тех, кто все еще торгует дисками

Текст и фото: Алексей Вьюшков

С появлением быстрого интернета индустрия продажи дисков практически рухнула: уличные прилавки тут же прогорели и исчезли, а павильоны закрылись или полностью поменяли ассортимент. Теперь купить компакт любимой группы или DVD с новым фильмом не так уж просто — да немногие и хотят. Тем не менее, «Большая Деревня» отыскала четырех продавцов дисков, которые до сих пор на плаву, и узнала, как им удается выживать, почему СD и DVD до сих пор покупают и есть ли будущее у умирающего бизнеса.

Андрей (по просьбе героя имя изменено)

Продавец CD и DVD дисков на рынке «Норд»

Продавать диски я начал в 2006 году — тогда это было круто, и мне нравилось. Работал на «Антошке». Проблемы с полицией случались постоянно: нас обвиняли в торговле контрафактной продукцией, что-то изымали. Иногда в течение месяца ни дня спокойного не было. Вообще, за 11 лет накопилось очень много историй. Например, я видел чувака, который в одни руки продал дисков на тридцать тысяч. Есть еще случай известный, когда перепутали коробки с порно и «Лунтиком», и детям продавали. Об этом вроде даже газеты писали.

Раньше выручка была в миллионах,
а сейчас в тысячах

Теперь я на «Норде». Помимо дисков, торгую еще всякой фигней для компьютера: мышками, клавиатурами, наушниками, флешками. Я постоянно задаюсь вопросом, почему люди до сих покупают диски. Наверное, просто народ глупый. Вон меня тут на флешку попросили фильм скачать, это многое объясняет: кто-то компьютером не умеет пользоваться, кому-то просто впадлу время тратить на скачивание.

Я сам обычно все слушаю и смотрю в интернете, из своего ассортимента мало что видел. Мне главное знать, что оно есть, чтобы ответить, когда покупатель спрашивает. Могу заценить только новинки какие-то, когда совсем делать нечего.

Давление интернета чувствуется постоянно, и непонятно, где дно: еще лет пять назад все предсказывали конец, но мы до сих пор работаем. Только раньше выручка была в миллионах, а сейчас в тысячах. При этом нельзя сказать, что музыкальные сервисы так уж мешают работе: там слушают все самое модное вроде Скриптонита или Егора Крида, а тут вот у меня Кобяков (автор и исполнитель русского шансона — прим. ред.), и я на одного Крида продаю пятнадцать Кобяковых.

Через несколько лет диски будут продаваться ровно так же. Если уже сейчас можно нажать на пульте любую кнопку и посмотреть кино, то что еще нам может помешать?

Дядя Слава

Продавец CD и DVD дисков на рынке «Норд»

Я начинал еще в 1970-х с продажи радиодеталей, а потом перешел на музыку. Торговал кассетами на рынке «Энергетик», который базировался на одноименной станции около Кинеля. Потом его закрыли, и я перебрался в город — сначала в «Дубки», затем на «Ипподром», «Антошку» и вот теперь сюда. Продукцию всегда возил сам — с «Горбушки» из Москвы на поезде.

Проблемы с полицией были постоянно, даже когда мы работали только
с лицензиями, — им лишь бы забрать диски и поставить себе галочку. Один раз на «Антошке» был рейд; когда подошли ко мне, я показал документы, доказывающие, что у меня все официально, но в ответ услышал: «Мы сначала заберем, а потом будем с документами разбираться». Тем, у кого нет документов, — штраф 100 рублей, и торгуй дальше. Разбираются в итоге не меньше недели, и все равно выписывают штраф. Короче, работать с бумагами еще хуже, чем без них.

Народу на «Норде» становится все меньше: многим из города западло сюда ездить, потому что промзона, да и неудобно — две-три пересадки. Люди часто говорят, что музыку или фильмы проще в интернете скачать, — а потом оказывается, что там вирусы, формат не подходит, — и в итоге все равно приходят ко мне. Плюс для скачивания время нужно и место, где все хранить: я вот несколько раз брал жесткие диски на терабайт, но они дохли, и все данные пропадали. С CD и DVD такого не случится.

Случаев воровства было много. Один раз бабулька воровала: подходит с сумочкой и смотрит на прилавок с тяжелой музыкой. Понимаю — что-то
не то, ведь ей это в принципе не может быть интересно. Раз — и уже одного диска нет! Такое засекаешь не сразу. Еще бывало — открывают посмотреть,
а потом только пустая коробка остается.

Особой популярностью пользуются сериалы, потому что по ящику через каждые 5 минут реклама. Многие берут что-то под заказ. Те, у кого денег побольше, покупают по одному фильм на диске, у кого поменьше, выбирают сборники.

По поводу перспектив скажу так: когда люди уже вовсю торговали дисками, напротив меня на «Антошке» стоял парень, продолжавший продавать музыкальные кассеты. Так вот, к нему ходила куча народу. То же самое будет с CD и DVD.

Николай (по просьбе героя имя изменено)

Продавец CD и DVD дисков на рынке «Норд»

Я стал торговать в начале двухтысячных на «Антошке». Начать свой бизнес тогда было легче, чем сейчас, и я выбрал продажу дисков, потому что это было очень прибыльно.

В 2009 году, когда интернет стал быстрым, в первую очередь обрадовались люди, которые записывали диски сами, — мол, как теперь легко качать и тиражировать фильмы. Но покупатели в итоге тоже этому научились — и продажи резко упали. Раньше, к примеру, я работал ежедневно, а сейчас только по выходным.

Спасать гибнущий бизнес бесполезно

Среди покупателей появилось много людей из сельской местности, где слабый интернет. Я всегда могу посоветовать — и по отзывам клиентов, и по рецензиям в интернете. Вообще много читаю и в кино ориентируюсь. Раньше я один из немногих на рынке продавал арт-хаус. Хорошо брали всяких Джармушей, Финчеров. Сейчас авторское кино практически перестали покупать, потому что его любители первыми научились скачивать.

Когда кто-то узнает, чем я занимаюсь, всегда задают один и тот же вопрос:
«А что, диски еще покупают?!». Я обычно отвечаю, что покупают и дела вообще отлично идут. Люди после этого замолкают, потому что у них-то все не очень хорошо: многие ведь зарабатывают не больше 25-40 тысяч, а я на дисках явно больше делаю.

Из продавцов остались только люди инертные, которым трудно сменить сферу деятельности и которые мало что умеют. Сам я ничего с этим делать
не пробовал, потому что спасать гибнущий бизнес бесполезно. Вообще, планирую закрываться — как только придумаю, чем заниматься дальше.

Алексей Кунейко

Продавец в музыкальном магазине «Блюз»

Владелец нашего магазина Виктор с юности увлекался музыкой и в 1989 году начал торговать пластинками на улицах — Демократической, Ново-Садовой
и Ленинградской. В 1993-м решил открыть свой магазин: арендовал площадь и поехал в Москву за дисками. Их тогда возили в больших цыганских сумках по тридцать килограмм, и сумок таких набиралось порой штук восемь. Подобную деятельность предприниматели вели на свой страх и риск, потому что она нарушала авторские права и каралась уголовно.

Многие сейчас не то что альбом на носителе приобрести — трек до конца дослушать
не могут

Сам я узнал об этом магазине еще школьником в 1998 году: со второго класса ездил из 15-го микрорайона сюда за дисками. На Книжном рынке они были дешевле, но в «Блюзе» была особая атмосфера, приходили интересные люди, да и ассортимент был огромный. С 2013-го мое хобби стало работой — я устроился в любимый магазин продавцом. Друзья и близкие до сих пор завидуют, а некоторые приходят и просят взять их хоть на какую-то должность, чтобы можно было слушать музыку постоянно.

Раньше здесь были толпы народа, все что-то слушали и практически ни до кого нельзя было докричаться. В основном заходили студенты, у которых мало денег. Многим мы записывали кассеты под заказ, иногда по 40 штук в день, — они были в разы дешевле компактов: 10 рублей против 100 и больше.

Появление интернета почти задушило бизнес. Народу стало гораздо меньше, — люди же приходили в магазин не только покупать, но и общаться, а теперь все в сети. Соответственно, упали продажи, да и сам интерес к музыке поугас. Многие сейчас не то что альбом на носителе приобрести — трек до конца дослушать не могут!

Нам в итоге пришлось дополнительно заняться винилами, потому что их не скачаешь и на 3D-принтере не распечатаешь — звука такого нет больше нигде.

Гребенщиков купил около тридцати пиратских дисков

Раз магазин работает, значит продукция все же пользуется спросом. Диски покупают по разным причинам. Кто-то берет в машину, у кого-то просто привычка: если у человека, допустим, все альбомы Iron Maiden на дисках, он в итоге и новый купит на СD. Есть люди, которым принципиально нужна лицензия — они таким образом хотят помочь исполнителю, увеличить официальные продажи. Тут еще важны тактильные ощущения: развернуть, буклетики посмотреть. Сейчас делают очень красивое оформление и его не получишь, скачав музыку в интернете.

Обычно к нам в магазин приходят подготовленные люди, которые знают, чего хотят. Но бывают и те, кто шел мимо и решил заглянуть. Говорят: «Ой, а вы тут давно?». Отвечаю: «Да мы тут уже 20 лет». Знаменитости к нам тоже иногда заглядывают: тут бывали и БГ, и Пенкин, и Чиграков. Гребенщиков купил около тридцати пиратских дисков и оставил фото с автографами, Чиграков так, немного потусовался. Местные знаменитости заходят часто — Федул Жадный, например.

Наибольшим спросом пользуется классика рока: The Beatles, Pink Floyd, The Rolling Stones, Black Sabbath и Deep Purple, но иногда спрашивают вещи,
о которых я никогда не слышал. Бывает, например, что группы выпускают интернет-релизы, и люди пытаются найти эту музыку на дисках — а их не напечатали вообще. Порой покупатели просят «дать что-то хорошее», но как тут можно советовать? Для меня хорошее это одно, а для них, возможно, — совершенно другое. Правда, бывают случаи, когда я ставлю альбом для себя или нахожу хит на новой пластинке, и в этот момент кто-то заходит и спрашивает: «А кто это играет?». Называешь исполнителя — и человек сразу берет.

СD у нас стоят от 200 до 1500 рублей, винилы — от 200 до 2000. Самый смак — пластинки 70-х годов из Америки. Есть и другие — мы возим их на заказ со всего мира. Винил по продажам только набирает обороты, на CD тоже качество явно лучше, чем в интернете, а многих вещей вообще нет в сети, — так что закрываться мы пока не собираемся, и денег на аренду и зарплаты пока хватает.